научная статья по теме БИНАРНОСТЬ ЖЕНСКИХ ГЕРОИНЬ В ТВОРЧЕСТВЕ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО Общественные науки в целом

Текст научной статьи на тему «БИНАРНОСТЬ ЖЕНСКИХ ГЕРОИНЬ В ТВОРЧЕСТВЕ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО»

Чэнь Фан, доктор филологических наук, доцент Народного университета Китая

БИНАРНОСТЬ ЖЕНСКИХ ГЕРОИНЬ В ТВОРЧЕСТВЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО

Реферат Произведения Достоевского известны образами с противоречивыми и сложным характерами. Женские персонажи также в большей или меньшей степени проявляют в себе бинарный менталитет. Проанализировав женские образы Достоевского и их сложнейший характер, мы утверждаем, что не только мужские образы являются в прозе писателя двойственными, но и большинство женских. В данной статье мы уделяем внимание контрастности женских образов и концепции женского мира у Достоевского, их внутренней связи с понятиями «карнавализация» и «полифония».

Ключевые слова. Достоевский, бинарность, женщины, карнавализация.

В русской и мировой литературе произведения Ф. Достоевского отличаются своеобразными героями, особенно двойниками, потрясающими читателей сложнейшими внутренними чувствами, глубочайшим духовным испытанием и необычнейшими портретами. Проанализировав галерею женских образов, мы замечаем, что женщины у Достоевского также проявляют в себе двойнический менталитет, как и мужские персонажи писателя.

Первый женский образ у Достоевского - Варвара в романе эпистолярного стиля «Бедные люди». Она, будучи автором множества писем, до самого конца романа так и не появилась перед читателями в объективизированном образе, но мы словно слышим и видим ее между строчками. Это семнадцатилетняя сирота, живущая у покровителя, ведет бедную, замкнутую жизнь. Она обладает добротой и нежностью, полна мечтами и фантазиями. Сравнив Варвару и Девушкина, Белинский отметил, что лицо первого женского образа у писателя «как-то не совсем определенно и окончено», «кроме Пушкина, никто из русских писателей еще не сумел справиться с задачей изображения русской женщины».1 Но у Вареньки уже появились черты характера достоевских женщин, то есть глубокая рефлексия и способность переживания горя. Достоевские женщины принимают любовь как особый процесс, мучащий как себя, так и другого. Такая исключительная черта впервые проявилась именно в Вареньке. Истинно полюбившая Девушкина героиня отказывается от его любви, и тем самым она становится уже первым среди персонажей Достоевского человеком, формулирующим характерную для всего последующего творчества писателя формулу любви: «любовь есть горе», «любовь есть взаимное мучение». Варвара соглашается выйти замуж за богатого Быкова, чтобы не причинять хлопоты любимому ей человеку. Ее проказливое отношение к учителю Покровскому также демонстрирует склонность к любви как нанесение другому мучений. Несмотря на самоотверженную и глубокую любовь к другим тем не менее отождествляет любовь и мучение, или, иными словами, отделяет любовь от счастья.

В отличие от Вареньки Катерина в «Хозяйке» (1847) не скрывалась от читателей за строками интимных писем. Образ ее объективизирован. С разбойником, душегубцем спознавшись, Катерина полюбила художника в науке Ордынова, но она и одновременно осознала, что «не бывать мне первой любой, нет, нет... не мне, родной, быть твоей любушкой» Трудно сказать, это благородство и самоотдача (подвижничество) или сомнение в любви. Она уже делала двусмысленный выбор между разбойником и Алешей. Теперь она опять же колеба-

1 Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати томах, Ленинград: Изд-во «Наука», том 1, 1972, с. 474.

2 Достоевский Ф.М. Хозяйка. Полное собрание сочинений в тридцати томах. Ленинград: Изд-во «Наука», том.1, 1972,с.290.

ется между стариком Муриным и Ордыновым, перед которыми она предложила тост: «Кто ж из нас кому люб иль не люб?... Кто не люб кому, тот мне люб и со мной будет пить свою чару. А мне всяк из вас люб, всяк родной: так пить всем на любовь и согласье!» Автор в романе не раз называл трех персонажей в любви «сумасшедшими», да и сами они так же называют себя и друг друга. Сумасшествие и двусмысленность в любви несомненно были характерными качествами Катерины. Указавши связь женского образа Катерины с героинями поздних идейных романов Достоевского, литературовед и критик Святополк-Мирский пишет: «Героиня кажется предтечей демонических женщин из его великих романов.»1

Опубликовавшая в 1848 году повесть «Белые ночи» была названа одной из самых романтичных и светлых вещей писателя, но даже в этой работе писателя любовь героя и героини драматична. Истоки раздвоенности Настеньки, ее колебаний и раскаяний Достоевский видит резком противоречии реальность, в какой живет героиня, и мечты. Осиротевшая героиня живет со старой слепой бабушкой в небольшом собственном домике. Она была пришпилена булавкой к платью бабушки, которая иначе не могла за ней уследить. Одинокая и в буквальном смысле «скованная» реальность породила у Настеньки мечтательность. Слово «мечтатель» в подзаголовке относится не только к герою, но и к героине. «Я сама мечтатель! - говорит о себе Настенька. - Иной раз сидишь подле бабушки и чего-чего в голову не войдет». Раздвоенный характер Настеньки В проявился в конце повести, когда она решилась уйти от посланного ей богом благородного и понимающего человека к старому возлюбленному, который . терзает ее, хотя и одновременно жалеет. Уверенная в логичности своего выбора, она и сама таким же образом поступает с героем. Чувства героини противоречивы, на прощание

она говорит герою: «О Боже! если б я могла любить вас обоих разом! О, если б вы были

2

он» . Любовь для Настеньки, как и для Достоевского, соединяет в себе мучение и сострадание.

Амбивалентность, бинарность героини проявляется и в «Неточке Незвановой»(1849) -первом романе Достоевского, в котором писатель сделал повествовательницей женщину. В журнальной редакции роман имел даже подзаголовок »История одной женщины». С детства Неточка живет с больной матерью и отчимом. Она страстно привязывается к отчиму, с которым она мечтая уйти с ним из убогогодома и в новую, счастливую жизнь. Но после смерти матери отчим сбежал от Неточки. Живя в доме князя Х-го, умного, доброго и сострадательного чудака, Неточка выросла девушкой с чувствами самоуважения и самоунижения одновременно. Самое характерное из ее качеств - склонность к крайностям: как смирению и агрессивности, любви и ненависти, гордости и самопожертвования. «В последнем эпизоде «Неточки Незвановой» - объяснении героини с Петром Александровичем, - справедливо указывает составитель Полного собрания сочинений писателя, - Достоевский впервые реалистически обрисовал встречающееся в большинстве его позднейших произведений столкновение «хищного» и «кроткого» характеров, которое в условно-романтической форме было

з

изображено писателем уже в «Хозяйке» . По сравнению с ранними произведениями, «Униженные и оскорбленные»(1861) являются более объемным и сложным романом с многочисленными персонажами и их переплетающимися отношениями. Женские характеры пердставлены здесь в образах трех героинь - Наташа, Катя и Нелли, чьи судьбы паралельно описываются автором. Как и героиням вышеназванных романов, Наташе тоже предстоит выбор между другом детства Валей и сыном врага отца Варковским. Любовь Наташи носит противоречивый характер: сумасшедшая и смиренная (по-братски), духовная и физическая, сострадательная и рациональная. Она любит «как сумасшедшая», «нехорошо», ей «даже

1 Святополк-Мирский Д.П. История русской литературы с древнейших времен по 1925 год. Новосибрск: Изд-во «Свиньин и сыновья», Пер. с англ. Р. Зерновой, 2009, с. 281.

2 Достоевский Ф.М. Белые ночи. Полное собрание сочинений в тридцати томах, том 2, с. 140.

3 Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати томах, том 2, с. 501.

муки от него - счастье». Более того, всегда предпочитает мучение мирному счастью. Такая противоречивая любовь характерна для отношений Наташи и Алеши. Они любят друг друга, мучаясь, и в результате которого оба не только сами стали жертвами любви, но сделали несчастными других персонажей романа.

Катя с ее наследством в три миллиона рублей также двойственна. В ней странно сочетаются зрелость и наивность . Встреча двух девушек - кульминация всего романа. Между двумя добрыми и искренние женщинами со сложнейшим характером не столько борьба за Алешу и конфликт, сколько состязание в терзаниях и страданиях, в самопожертвовании во имя любви. Не случайно Алеша встал на колени перед ними, преклонился передих любвью.

Раздвоенность характера присуща и еще одному персонажу романа - Нелли. Это проявилось в ней, когда она была еще тринадцатилетним подростком. Добрую по природе, несчастья и людская злоба сделали ее недоверчивой и болезненно гордой. Ее ненависть к родному отцу и сводне, как и любовь к герою и старому немецкому врачу, была болезненной и раздвоенной. Писатель обобщил рано проявленные у девочки злость и любовь понятием «эгоизм страдания»1. Этим свойством в большей и меньшей степени обладают все персонажи, но когда такое качество присуще юной девочке, это производит потрясяющее впечатление.

Типичным примером гордых раздвоенных и противоречивых женщин Достоевского является героиня романа «Игрок», прототипом которой, как известно, была возлюбленная Достоевского Суслова. Она разгуливае среди влюбленных в нее трех мужчины (русский Алексей Иванович, француза Де-Грие и англичана Астлея) и испытывает удовольствие от власти над ними. Высокомерная и красивая Полина под пером Достоевского сама стала игроком: она ведет азартную и жестокую игру. Писатель до конца не прояснил выбор Полины, потому что в таком случае ее игра была бы закончена, противоречивость характера смягчилась бы.

В «Преступление и наказание» героиня впервые приобретела равное с героем место. Образ Сони воплотил типичные качества «святой падшей женщины». В ее личности, как и почти у всех женских персонажей Достоевского воплотились противоречивые качества: святость и распущенность, страдание и любовь, низость и достоинство. По сравнению с другими женщинами, подвергшимися мужскому насилию, Соня выбрала путь самопожертвования и «падщей женщины» по собственной инициативе. Соне, молча принявшей все горести, унижения и клевету, чужда идея наказания. Протест она заменила совестью и религиозным

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком