научная статья по теме БИОГРАФИЯ МИХАИЛА ЕВЛАМПИЕВИЧА ПЕРХИНА (1860-1903) - МАСТЕРА-ЮВЕЛИРА ФИРМЫ «ФАБЕРЖЕ», УРОЖЕНЦА ОЛОНЕЦКОЙ ГУБЕРНИИ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «БИОГРАФИЯ МИХАИЛА ЕВЛАМПИЕВИЧА ПЕРХИНА (1860-1903) - МАСТЕРА-ЮВЕЛИРА ФИРМЫ «ФАБЕРЖЕ», УРОЖЕНЦА ОЛОНЕЦКОЙ ГУБЕРНИИ»

во сне посещает дух знаменитого акына старых времен, из того же рода и местности, который дает ему домбру со словами: "Сын мой, возьми эту домбру". Тогда песенный дар нисходит на спящего, и он становится акыном»17. Удивительную схожесть легенд о «божественном» призвании певца у разных народов В.М. Жирмунский объяснял тем, что представления о поэтическом «вдохновении» как о чудесном пророческом даре, порождаемом наитием -вдохновением свыше, получают широкое распространение. Так, Коркут-Ата у казахов - первый баксы (шаман), научивший их играть на кобузе. Его имя упоминается в магических заклинаниях казахских баксы. Он совмещал в себе «патриарха племени, прорицателя и шамана, в то же время создателя и хранителя народного эпического предания», как писал исследователь, «носит яркие следы того древнего синкретического типа народного певца, из которого в дальнейшем дифференцируется профессиональный сказитель богатырского эпоса»18.

В.М. Жирмунский проследил отголоски легенды о призвании певца в античной поэзии, новоевропейской поэзии эпохи Ренессанса и классицизма XVII-XVIII вв., русской литературе (в частности, у А.С. Пушкина), отметив, что в дальнейшем это «посвящение» и «дар» становятся традиционной метафорой индивидуального поэтического дарования и высокого общественного служения.

Таким образом, В.М. Жирмунский исследовал международные фольклорные влияния, в частности, он нашел тематические и сюжетные сходства произведений казахского фольклора с русским, шотландским, древнеисландским устно-поэтическим творчеством и фольклором других народов. Сравнительно-типологический метод исследования, который всестороннее разработал В.М. Жирмунский, дает плодотворные результаты и при изучении мифологии, о чем свидетельствует монография безвременно ушедшего талантливого ученого С. Кондыбая «Казахская степь и германские боги» (Алматы, 2006) и другие его работы.

1 Жирмунский В.М. Сравнительно-историческое литературоведение // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С. 418.

2 Берков П.Н., Жирмунский В.М. Краткий очерк научно-исследовательской, педагогической и общественной деятельности. Материалы к биобиблиографии ученых СССР. М., 1965. С. 17-18.

3 Жирмунский В.М. Тюркский героический эпос / Предисл. А.Н. Кононова, Е.М. Мелиоранского. Л., 1974. С. 439.

4 Мелетинский Е.М. О фольклористических трудах В.М. Жирмунского // В.М. Жирмунский. Фольклор Запада и Востока. Сравнительно-исторические очерки. М., 2004.

5 В.М. Жирмунский - теоретик сравнительного литературоведения // Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение. Восток и Запад. Л., 1979. С. 7.

6 Жирмунский В.М. Литературные течения как явления международное // Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение. Восток и Запад. Л., 1979. С. 156.

7 Жирмунский В.М. Эпическое творчество славянских народов и проблемы сравнительного изучения эпоса // В.М. Жирмунский. Сравнительное литературоведение. Восток и Запад. Л., 1979. С. 194.

8 Десницкая А.В., Лихачев Д.С. Виктор Максимович Жирмунский // Рус. литература. Л., 1971. № 1. С. 236.

9 Валиханов Ч. Очерки Джунгарии // Валиханов Ч. Избранные произведения. Алма-Ата. 1958. С. 112.

10 Там же.

11 Жирмунский В.М. Эпическое творчество славянских народов и проблемы сравнительного изучения эпоса// В.М. Жирмунский. Сравнительное литературоведение. Восток и Запад. Л., 1979. С. 213.

12 Жирмунский В.М. К вопросу о литературных отношениях Востока и Запада // Сравнительное литературоведение. Восток и Запад. Л., 1979. С. 48.

13 Там же. С. 51.

14 Жирмунский В.М. Эпическое сказание об Алпамыше и «Одиссея» Гомера // В.М. Жирмунский. Сравнительное литературоведение. Восток и Запад. Л., 1979. С. 334-335.

15 Жирмунский В.М. Легенда о призвании певца // В.М. Жирмунский. Сравнительное литературоведение. Восток и Запад. Л., 1979. С. 397.

16 Там же. С. 398.

17 Там же.

18 Там же. С. 405

ВАЛЕНТИН ВАСИЛЬЕВИЧ СКУРЛОВ

историк ювелирного искусства, эксперт по оценке художественных ценностей Министерства культуры и массовых коммуникаций (Санкт-Петербург) Тел.: 8 (921) 300-38-23; Е-mail: valentinskurlov@mail.ru

Историко-биографический очерк о Михаиле Перхине (1860-1903), уроженце Карелии (бывшей Олонецкой губернии), ювелире российской фирмы «Фаберже», выпускавшей пасхальные императорские яйца и ювелирные вещи, представляющие ныне огромную музейную и антикварную ценность. Работал в Санкт-Петербурге в 1884-1903 гг. Приводятся сведения о его потомках. Ключевые слова: история ювелирного искусства, Михаил Перхин, Фаберже, Ялгуба.

МИХАИЛ ЕВЛАМПИЕВИЧ ПЕРХИН (1860-1903) -МАСТЕР-ЮВЕЛИР ФИРМЫ «ФАБЕРЖЕ», УРОЖЕНЕЦ ОЛОНЕЦКОЙ ГУБЕРНИИ

М

ихаил Евлампиевич Перхин записан подмастерьем петербургской ремесленной управы по золотых дел ремеслу 24 января 1884 г. навечно1. В 1888 г. Михаил Перхин открывает с помощью Карла Фаберже собственную мастерскую. Выбирает свидетельство купца 2-й гильдии с 1891 г. (это требовалось, когда в мастерской больше 16 человек). К концу 1890-х гг. в мастерской более 50 человек - целая фабрика. С 1895 г. - личный почетный гражданин, звание получено в награду за исполнение императорских заказов2. Почетных граждан не вно-

сили в ревизские сказки. Почетные граждане пользовались правом именоваться, как дворяне, «Ваше благородие».

По сведениям потомков Перхина, многие земляки успешного ювелира предпочитали иметь Перхина в качестве крестного отца своих детей3. Последние годы жизни Михаил Перхин жил в Царском Селе, где имел собственный дом на Стессельской ул., 8. В кладбищенских книгах Санкт-Петербургского Воскресенского Новодевичьего монастыря записано, что умер Михаил Перхин 28 августа 1903 г., «от сухотки спинного мозга». Могила частично со-

хранилась и расположена недалеко от могилы гроссмейстера Михаила Чигорина и могилы еще одного Михаила - художника Врубеля. Вместе три Михаила, у каждого драматическая судьба. В 2010 г. петербургские ювелиры восстановили обезличенную до сих пор могилу Михаила Пер-хина4.

С участием Михаила Перхина исполнены 28 императорских пасхальных яиц из 50, в том числе такие шедевры, как «Дворцы Дании», «Бутон розы», «Мадонна Лилия», «Транссибирский экспресс», «Медный всадник» и другие, а также все семь пасхальных яиц для семьи Кельх-База-новых, пасхальные яйца «Ротшиль-довское», «Мальборо», «Скандинавское» и другие. Автограф (клеймо мастера) Михаила Перхина стоит на знаменитых часах к серебряной свадьбе императора Александра III, изображающих 25 ангелов (1891 г.). Эти часы - самый дорогой предмет «Фаберже», исключая императорские пасхальные яйца. В 1996 г. проданы на аукционе «Кристи» в Нью-Йорке за 1 млн 650 тыс. долларов, а в 2006 г. на аукционе «Кристи» оценены в 4-6 млн фунтов стерлингов; в настоящее время - в Музее Фаберже в г. Баден-Бадене (Германия). Фирма Фаберже в 1891 г. продала их за 18 585 руб., самая большая цена, за исключением императорских пасхальных яиц 1913-1914 гг. Всего мастерской Перхина было выполнено до 20 тыс. изделий, которые сейчас называют шедеврами5.

Прожил Михаил Перхин мало - всего 43 года, сделал удивительно много, истинно самородок. Стоит, однако, упомянуть, что средний возраст дожития для мужчин в царской России в начале XX в. был 40 лет. Для сравнения: в Англии - 50 лет, а в Индии - 30 лет. В 43 года умер Гоголь, в 44 - современник Перхина Антон Чехов.

Перхин работал ювелиром, включая ученичество, 25 лет. Он получил хорошее ремесленное образование. В 1884 г. родилась первая дочь Евгения Михайловна, следовательно, женился Михаил Перхин в 1883 г. Жизнеописания Михаила Перхина до сих пор не было, его короткая биография впервые появилась в 1907 г. в книге А. фон Фелькерзама «Описи Императорского серебра»6. Американские исследователи писали, что он «умер в 1906 году»; на самом деле в 1903-м). В 1936 г. в БСЭ (1-е изд.) в статье «Фаберже», исходя из классового подхода, отмечено, что М.Е. Перхин был «крестьянином»7. Он действительно по происхождению был из крестьян, но гордился этим званием. Другое дело, что землепашество в суровой Олонецкой губернии не приносило дохода, а в 70-е годы XIX в., из-за неурожая многие крестьяне губернии двинулись в Петербург, подняв огромную волну отходничества. С середины 1950-х гг. стали доступны для обозрения императорские пасхальные яйца работы Фаберже - Перхина в коллекции Оружейной палаты Московского Кремля. С середины 70-х гг. прошлого века, в связи с развертыванием антикварной торговли вещами Фаберже, стали появляться на аукционах многочисленные вещи работы Перхина, вызывая изумление знатоков и любителей ювелирного искусства. Это прибавило знаний о многогранной творческой деятельности мастера, но биография ювелира оставалась неизвестной. Мемуары Франца Бирбаума, главного мастера фирмы «Фаберже», найденные нами в 1989 г., прибавили сведения к характеристике мастера, но внесли некоторые неточности (якобы прибыл «мальчиком», «безграмотный»8), которые опровергаются последними архивными исследованиями9.

Из мемуаров Франца Бирбаума: «Мастерская Перхи-на производила чеканные и граверные работы, оправы

нефрита и других сибирских каменных работ. Производство это было очень значительное, лучшие золотые работы фирмы изготовлялись в этой мастерской. Владелец ее Перхин заслуживает, чтобы о нем сказано было несколько слов. Уроженец Олонецкой губернии, он прибыл в Петербург еще мальчиком без всякого образования, по всей вероятности даже безграмотный, он упорным трудом и сметливостью сумел выбиться из подмастерьев в мастера, организовать с помощью фирмы мастерскую и привлечь к себе способных работников по всем специальностям производства. Соединяя в себе громадную трудоспособность, знание дела и настойчивость в преследовании определенных технических задач, он высоко ценился фирмой и пользовался редким авторитетом среди подмастерьев. За короткий сравнительно срок он нажил порядочное состояние, но не успел им воспользоваться, умер в больнице для душевнобольных в 1903 г. По смерти его, мастерская перешла в ведение старшего его подмастерья и товарища по ученью Г. Вигстре-ма»10. Бирбаум продолжает далее, что «мастера-владельцы мастерских были автономны

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком