научная статья по теме БЛАГОСЛОВИТЬ, БЛАГОСЛОВЕНИЕ У ГРИГОРИЯ КОТОШИХИНА Языкознание

Текст научной статьи на тему «БЛАГОСЛОВИТЬ, БЛАГОСЛОВЕНИЕ У ГРИГОРИЯ КОТОШИХИНА»

Благословить, благословение у Григория Котошихина

© И. Н. ЩЕМЕЛИНИНА, кандидат филологических наук

В статье анализируется слово благословить в сочинении Г. Котошихина «О России в царствование Алексея Михайловича». Использование автором средств толкования смыслового компонента лексемы благословение, сохранившейся и ныне, говорит о том, что ее интерпретационное поле неразрывно связано с христианскими/религиозными обычаями народа, жившего в XVII веке.

Ключевые слова: благословить, лексема, толкование, смысловые компоненты.

На Руси, по христианским обычаям, любое важное начинание (действие, дело) сопровождалось прошением на благословение сего у Господа Бога. И только в этом случае можно было рассчитывать на удачный, благоприятный исход задуманного, положительный результат, благополучное завершение дела, так как «благословение Господне - оно обогащает, и печали с собою не приносит» [1].

«Благословение - внешний знак преподания благодати Св. Духа. Оно совершается через осенение крестом, евангелием, свечою, иконою, хлебом-солью, словом» [2. С. 339]. Традиционная этика русской жизни также учитывает значимость благословения: «В обиходе благословением называют всякое разрешение, напутствие, пожелание удачи» [3. С. 52]. Таким образом, и религиозное, и мирское осмысление благословения

связано с пониманием значимости действия и ценности даруемой им поддержки («преподание благодати», «пожелание удачи»), т.е. «благословение - это изобилие от Божиего благословения» [2. С. 339].

В основе лексемы благословение лежит смысл восхваления и прославления Божественного начала, возвеличивание Бога, изъявление признательности ему (Благо есть Бог, Слово тоже есть Бог). «Всецелою преданностию святой и премудрой воле Божией. Доселе благословлял нас Господь и благословением Своим возвел до того благосостояния, которым наслаждаемся ныне» [4. С. 457].

В сочинении Г. Котошихина слово благословить как родственное лексеме благословление встречается в 43 случаях и используется автором в одном лексико-семантическом варианте - «пожелать благополучия, удачи, с призывом божьей помощи (обычно сопровождая знаком креста)» [6. С. 50], например: «...царя благословляли образами». Этот вариант несет в себе семы-пожелания: доброта, величие, справедливость, мудрость, мужество, умеренность, духовность, божественность, чистота, святость, соблюдение праведности. Так, во все времена люди думали, что правитель / царь не такой, как обычные люди, он дан народу от Бога и считался проводником Божественного, т.е. посредником между Богом и народом, например: «Бог - Царь, который делает все не только лишь для человека, но и через человека ... Творец через нас воссоздает мир, воскрешает все погибшее» [7. С. 35].

На протяжении многих столетий иконы, или образа, играли и продолжают играть немаловажную роль в жизни каждого верующего, и Русская православная церковь, наряду с крестом и Евангелием, признает образ, икону. В русском национально-христианском мировосприятии благословение образом или крещение иконой после коронации понималось как осознание долга коронуемого перед Господом Богом, чувствование всего молитвенно-происходящего. Царь, наделенный властью, милостью и благословением, посланными свыше, должен был осмыслить свершившееся и обеспечить как духовное, так и материальное благосостояние своего народа.

Г. Котошихин подчеркивал роль благословения в важнейших событиях на значимых, судьбоносных этапах жизни русского человека XVII века: «а как будет время что им ехать к венчанию, и дружки у отца и у матери невестиной спрашиваютца, чтоб они новобрачного и новобрачную благословили ехать к венчанию: и они благословляют их словом» (родительское одобрение; согласие с выбором жениха/невесты); «и на отпуске отец и мать жениха и невесту благословляют образами» (одобрение на выбор жениха/невесты, возможно, разрешение брака высшими силами, милость Божия); «отец и мать царя и новобрачную благословляют образами окладными»; «и сперва царя и царицу отец и мать посаженые, и царевны, и сидячие бояре и боярыни, и тысецкой,

начнут благословляти образами окладными»; «а после стола за овощами начнут царя и царицу образами благословлять»; «и как приедут они к жениху на двор, ... и отец и мать, родные и поседеные, жениха и невесту благословляют образами»; «а приехав жених домов, со всеми гостми учнут есть и пить, а по естве отец и мать и гости жениха и невесту благословляют образами». Приведенные примеры связаны со свадебным чином по христианскому обычаю, а именно «включение духовного действия с прибавлением сакрального ритуала/обряда, крестообразного осенения образами окладными со стороны родителей брачующихся/ венчаных и пожеланиями им счастливой и долгой семейной жизни», так как считалось, что браки совершаются только на небесах, а также «с обращением к Богу с просьбой о заступничестве семейной/супружеской пары, предохранения их от нечистой силы». По мнению Григория Богослова, «лишиться благословения нестерпимо» [7. С. 76]

Протоиерей Геннадий Нефедов замечает, что «в Таинстве Брака будущим супругам подается благодать (здесь и далее курсив наш. - И.Щ.), освящающая их семейный союз и продолжение рода. В Таинстве совместная жизнь двух людей благословением и молитвами Святой Церкви объединяется в единый супружеский союз, чтобы двое стали "одной плотью" и имели "одно сердце и одну душу" с Церковью» [8. С. 8].

Смысловая интерпретация лексико-семантического варианта «крестили, используя сакральный знак, молитвенный жест креста, выражая при этом свое одобрение на сочетание законным браком/женитьбу» передается в следующих примерах: «дружки и поддружья у отца и у матери невестины благословляются новобрачному и дщери их садитися на место»; «и дружки и свадебной чин благословляются у отца и у матери ... ехать по новобрачную невесту»; «и потом дружки и поддружья учнут благословлятися у отца ж и у матери новобрачной косу чесати»; «дружки у отца и у матери учнут благословлятися царю с царевною и с поездом итти к венчанью, и они их благословляют»; «и потом царь с поезжаны ходит к патриарху, и патриарх его благословляет и поздравляет»; «и из за третьие ествы дружки благословляются у отца и у матери новобрачному и новобрачной идти опочивать, и они их благословляют». Смысл, содержащийся в этих примерах, такой - «заручиться поддержкой/помощью/благодатью Божиею».

Глагол благословлять, встречающийся в сочинении Г. Котошихина, например: «а они против того чернцов благословляют образами и дарят, из монастырской казны, чем прилучилось»; «а по обеде власти благословляют столников и стряпчих и жилцов образами» представляет семы «человеколюбие», «прощение грехов», «милость Божия», «умилостивить, умилосердить судьбу». Здесь глагол несет открытую смысловую составляющую «милость Божия на прощение и на неосуждение», «избавление от недостатков по милости Божией».

В контекстах Г. Котошихина, представляющих, когда и на кого распространяется благословение, благодаря действию глагола благословить запечатлевается традиция осенения священнослужителем прежде всего царя как особой фигуры в государстве, служащих в храме, бра-чующихся, присутствующих на церемонии крестом, поскольку автор добросовестно называет всех подводимых под благословение (царь, царевна, свадебный чин, коровайники, свещники, свадебные люди, все): «духовник свадебной чин и царя благословляет крестом»; «а как приходят к той полате где устроено, и протопоп учнет свадебной чин и царя благословляти крестом»; «и приходя к церкве також протопоп благословляет крестом всех»; «а по поздравлении протопоп идет из церкви вон, и весь свадебной чин, начнет всех благословляти крестом»; «и у полаты протопоп благословляет крестом всех»; «протопоп благословляет коровайников и свещников, и свадебных людей, и царя и царевну, крестом, а пойдут к венчанию»; «и по молебствовани патриарх благословляет царя крестом и кропит водою святою»; «и пред ествою царской духовник, протопоп, царя и царевну благословляет крестом и велит им меж себя учинить целование».

Крест - один из древнейших и основных символов христианской веры. Благословение крестом - христианский обряд (чин), во время которого царской духовник, протопоп осеняет вступающих в брак крестом, крестным знамением с пожеланиями им не только добра, благополучия, успехов, но и самого важного в христианском культе - Божией благодати, божественного покровительства. Благословение основано на том, что через «крест Бог низвел на нас дары благодатные и все благословения Небесные» [4. С. 258].

Лексико-семантический вариант, встречающийся у Котошихина «и потом царь благословляется же, и отец и мать дают благословение словом: "благослови Бог!"», содержит родительское благословение на создание семьи, так как мать всегда дает силу жизни, а отец наполняет ее и смыслом, и разумом. Детям необходимо получить доступ к энергии рода. Сила слов заключается и в том, чтобы Бог благословил брак, оказал помощь, защитил, возможно, с этими словами родителями сотворяется также и крестное знамение по христианскому обычаю. «Бог любит все доброе и благословляет его, а от всего худого отвращается и поражает его гневом» [Там же. С. 81].

С толкованием смыслового компонента лексемы благословение, несомненно связано слово благо, которое входит в структуру цепочки (благо - цслав. заимств.: благой, благо, ст.-слав. благъ, вместо исконнорусск. бологъ (болого «добро», «польза» [9. С. 170]), сообщает положительную оценку действию, обозначенному второй частью сложного слова. Если значение слова благословить можно определить как «одарить Божиим, хорошим, добрым, благим словом, ибо только благ Бог и его слово»,

а также отметить «прославление, превозношение», то речевая конструкция благословение словом несет двойную силу Божиего одарения. Соответственно нами выявлено словоупотребление, указывающее на понимание двойного источника благословений: человеческой рукой или речью движет Бог: «... царь благословляетца у патриарха о женидбе своей, и патриарх его благословляет словом»; «и они их благословляют словом же»; «и в то ж время как у новобрачной косу росчешут

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком