научная статья по теме "БЛАЖЕНЫЙ ХРИСТОВ ВОИН" ИЗОБРАЖЕНИЕ МИХАИЛА ЯРОСЛАВИЧА ТВЕРСКОГО В ЖИТИИ Языкознание

Текст научной статьи на тему «"БЛАЖЕНЫЙ ХРИСТОВ ВОИН" ИЗОБРАЖЕНИЕ МИХАИЛА ЯРОСЛАВИЧА ТВЕРСКОГО В ЖИТИИ»

"Блаженый Христов воин"

Изображение Михаила Ярославина Тверского в житии

© Е. А. АНДРЕЕВА

Яркое описание исторических событий, богатство литературных реминисценций делают "Житие Михаила Ярославича Тверского" значительным явлением общерусской литературы [1. С.7].

Все составляющие текста этого памятника XIV века служат главной задаче: прославить подвиг Михаила Ярославича, показать святость героя и несправедливость, жестокость и корыстолюбие его врагов. Главный герой жития - князь-воин и в то же время мученик, пожертвовавший собой ради сограждан-христиан. Он характеризуется через тот завет, что воспринял из Евангелия и сделал своим жизненным постулатом: положить жизнь свою за други своя [2. С. 126]. Именно в этих словах заключена жизненная позиция героя: пожертвовать собой ради других. Это идеальный персонаж, в изображении которого с первых строк жития возникает образ венца - символа мученичества, высшей степени святости. Князь причисляется к тем, кто "тело свое предаша на поругание оузам и темницам и ранам, конечное кровь свою проливающе, восприи-маху царство небесное и венец неоуведаемыи" [2. С. 126].

Сын великого князя Ярослава Ярославича и княгини Аксиньи, Михаил Ярославич в своей семье видел образцы подобного поведения. Его дед по отцовской линии, Ярослав Всеволодович, пострадал в Орде за христиан, а согласно одной из гипотез, прадедом по материнской линии был Михаил Черниговский, погибший в Орде за православную веру и причисленный к лику святых.

Родители воспитали сына "в страсе господни и наоучи святым книгам и всякои премудрости" [2. С. 130], в соответствии с наследным правом он стал великим князем, первым из русских князей принял титул "великого князя всея Руси". Но коварный и бесчестный московский князь Юрий Данилович лестью и коварством отвоевал для себя ярлык. Узнав об этом, тверской князь не предпринял никаких действий, чтобы вернуть его обратно. Кроткий и справедливый, Михаил Ярославич в тоже время оставался твердым и решительным в своем намерении не допустить гибели своих сограждан, подданных, разорения своих земель.

Юрий Данилович бросил ему вызов и с войском пошел на тверские земли. Михаил вынужден был встать на защиту своего княжества. Тверской князь идет на битву, так объясняя свой поступок: "Нам же не за един друг, ни за два положити душа своя: селико народа в полону, а инии изби-ени суть, жены же и дщери осквернени суть от поганых, а ныне мы иже за толика народа положим своя душа. Да вменится нам слово господне в спасение" [2. С. 135-136].

Михаил Ярославич в противоположность своим врагам добродетелен и милосерден, он прощает своих неприятелей: совершает обряд кресто-целования с Юрием Даниловичем, отпускает с миром татарского посла Кавгадыя. Враги, видя незлобивость князя, ожесточаются еще больше и лжесвидетельствуют на него в Орде.

Воссоздать духовный облик героя агиографу помогает использование различных языковых средств, например эпитетов: благоверный и христолюбивый великыи князь; блаженыи и христолюбивым великыи князь; блаженый Христов воин; благоверныи великыи князь Михаило; непорочный Христов воин; истинныи. Христов страдалец.

Через восприятие героя тверичами, которые "не можаху разлучитися от ангелообразнаго възора, красныя светлости его и святого лица его, не могуще насытитися медоточнаго оучения его" [2. С. 140-141] и с помощью эпитетов переданы отдельные портретные черты Михаила. Таким образом создается облик идеального героя.

Правдивый и искренний, Михаил Ярославич не находит поддержки на суде в Орде, где его обвиняют в укрывательстве дани, битве с ханским послом, в смерти жены Юрия Московского Кончаки. Только к Богу может обратить князь свои мольбы, попросить защиты и покровительства у высшего судии. Но делает он это лишь наедине с самим собой. Со своей дружиной, прибывшей с ним в Орду, Михаил Ярославич ведет себя иначе: "В день же бяше всегда видети светлым веселым възором, словесы сладкими и веселыми тешаше дружину свою" [2. С. 147]. Скрывая свое истинное душевное состояние от верных подданных, тверской князь проявляет выдержку и силу воли. В этом фрагменте в полной мере проявляется его забота о людях, ради которых он и решил пойти на страдания, не страшась смерти, готовый принять мученическую кончину.

Для описания психологического состояния героя, его чувств и их проявлений автор жития использует метафоры, характеризующие состояние души тверского князя в период заключения в Орде: онищая душю; исполнився смирения; тягота отъидет; приму покои; словеса положи на сердци; прообразующе ему поносную муку прияти; прияти наняток мунения; предаст святую свою блаженую душу в руце господни; прият венец неоуведомыи; тенение съверши; веру съблюди. Они же характеризуют Михаила Ярославича как святого, не случайно две последние из них заимствованы из Второго послания к Тимофею апостола Павла (4; 7).

Большинство метафор не являются собственно авторскими. Одни заимствованы из текста Священного Писания, другие представляют собой "общие места", встречающиеся в житийном жанре. Опора на существующую традицию отразилась на подборе художественных средств. Агио-граф создает житие в русле житий о князьях-мучениках. Отсюда наличие характерных топосов: желание полного уподобления Христу - вплоть до мученической смерти - прият страсть; восприятие смерти святого как уподобления страданиям прежних мучеников Христовых - яко же сии... князь Михаило Ярославин, свое царство оу месты вменив, остави, прият страсть нужную, положи душу свою за други своя... [3. С. 68].

Прибегая к данному приему, агиограф вводит князя в круг героев житийной литературы, раскрывает не столько его индивидуальные черты, сколько те, что роднят Михаила Ярославича с другими святыми.

Для раскрытия чувств главного героя, его душевного состояния, когда он заточен в Орде, сидит в темнице с колодкой на шее, агиограф использует сравнение, например: испущая от онию, яко реку, слезы; Се бо минуша, яко дым, дние мои; Приидох бо семо, яко в глубину морскую, аки буря потопи мя [2. С. 145]. На протяжении всего текста жития агиограф использует этот прием: он сравнивает тверского князя с Дмитрием Солунским, Борисом и Глебом, Михаилом Черниговским, а также с персонажем Библии Иовом, отражая тем самым различные грани духовного подвига Михаила Тверского.

Глубже раскрыть образ героя помогает агиографу и другой прием -противопоставление: Истиныи же христов страдалец Михаило, любя, глаголя истинноу, со всякою правдою облинааше их лживое сведетель-ство...Се бо бяше ненестивыи Ковгадыи, сам судья и сутяжеи, тоиже лжив послух бываше, покрывая же лжею своею истинная словеса верна-го Михаила [2. С. 142]. Этот прием необходим для характеристики героя в соотношении с его главным противником. Михаил Ярославич и Кавга-дый, обвиняемый и обвинитель, произносят речи в суде. И если в речах тверского князя только правда, то Кавгадый лжет и лицемерит. Таким образом подчеркивается нравственное превосходство святого над его противниками.

Используя различные способы характеристики и привлекая многообразные изобразительно-выразительные средства, автор жития создал

новый для агиографической литературы образ, совмещающий черты святых воинов и мучеников, и в то же время показал преемственность подвига героя, ввел его в круг прославленных христианских святых.

Литература

1. Кучкин В.А. Повести о Михаиле Тверском. М., 1974.

2. Кучкин В.А. Пространная редакция Повести о Михаиле Тверском // Средневековая Русь. М., 1999. Вып. 2.

3. Руди ТР. Топика русских житий // Русская агиография. Исследования, публикации, полемика. СПб., 2005.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком