научная статья по теме БОГАТСТВО УКРАИНСКОЙ ДИАСПОРНОЙ УКРАИНИСТИКИ. ИНТЕРВЬЮ А. ГОГУНА С ДИРЕКТОРОМ ЦЕНТРА ИМ. ПЕТРА ЯЦЫКА КАНАДСКОГО ИНСТИТУТА УКРАИНСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ УНИВЕРСИТЕТА ПРОВИНЦИИ АЛЬБЕРТА ПРОФЕССОРОМ ФРАНКОМ СЫСИН (ЭДМОНТОН, КАНАДА История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «БОГАТСТВО УКРАИНСКОЙ ДИАСПОРНОЙ УКРАИНИСТИКИ. ИНТЕРВЬЮ А. ГОГУНА С ДИРЕКТОРОМ ЦЕНТРА ИМ. ПЕТРА ЯЦЫКА КАНАДСКОГО ИНСТИТУТА УКРАИНСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ УНИВЕРСИТЕТА ПРОВИНЦИИ АЛЬБЕРТА ПРОФЕССОРОМ ФРАНКОМ СЫСИН (ЭДМОНТОН, КАНАДА»

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

АЛЕКСАНДР ГОГУН

докторант Колледжа сравнительной европейской истории свободного университета (Берлин), преподаватель кафедры Новой и Новейшей истории Потсдамского университета

(Берлин, Германия) Тел.: (812) 534-28-28; E-mail: gogun@uni-potsdam.dе

ФРАНК СЫСИН

i директор центра им. Петра Яцыка Канадского института украинских I исследований университета провинции Альберта, профессор (Эдмонтон, Канада)

| Тел.: (812) 534-28-28; E-mail: f.sysyn@utoronto.ca

Представление российского читателя, в том числе профессионального историка и политоло-I га, о североамериканской украинской диаспоре ограничивается в большинстве своем знанием того факта, что таковая существует. Между тем у украинских эмигрантов чему-то могли бы поучиться зарубежные россияне. Об изучении истории Украины за пределами Украины рассказывает директор центра им. Петра Яцыка Канадского института украинских исследований универ-| ситета провинции Альберта, профессор Франк Сысин.

Ключевые слова: История Украины, украинское зарубежье, историки украинского зарубежья, Франк Сысин, центр им. Петра Яцыка, Канадский институт украинских исследований, университет провинции Альберта Канады.

БОГАТСТВО УКРАИНСКОЙ ДИАСПОРНОЙ УКРАИНИСТИКИ* Интервью А. Гогуна с директором центра им. Петра Яцыка Канадского института украинских исследований университета провинции Альберта профессором

Франком Сысин (Эдмонтон, Канада)

А. Гогун: Расскажите, пожалуйста, немного о себе.

Ф. Сысин. Я родился в Америке, в США, вырос в Нью-Джерси. Со стороны отца я украинского происхождения -в третьем поколении, в Новый Свет выехали мои дед и бабка. Моя мама - голландско-ирландского рода. Был студентом Принстонского университета в Нью-Джерси, потом получил магистерский диплом школы славяноведения университета Лондона, докторскую работу защищал в Гарвардском университете в Бостоне в Массачусетсе. С 1976 г. работал преподавателем, доцентом в департаменте истории Гарварда и до конца 1980-х занимался научной деятельностью при Гарвардском институте украинских исследований (1411131). С 1990 г. я являюсь директором Центра исследований истории Украины имени Петра Яци-ка - это в университете Альберта при Канадском институте украинских исследований (СЮБ). Как видите, у меня значительный опыт нахождения в двух основных центрах украинистики в Северной Америке. Кроме того, я редактор исследовательского и издательского проекта - перевод многотомника Михаила Грушевского «История Украины-Руси» на английский язык. Также я веду различные исторические проекты в нашем институте: у нас два основных центра - в Эдмонтоне и Торонто.

А. Гогун: Какие темы Вы изучали?

Ф. Сысин. Моей специализацией был украинский ранний модерн. Я написал биографию Адама Киселя. Он был киевским воеводой во время Богдана Хмельницкого, очень важный украинский шляхтич, один из деятелей украинской культуры в Речи Посполитой. Второй мой интерес -церковная история ХУ!-ХУИ столетий, а также я писал очень много о церковной ситуации ХХ-ХХ! вв. в Украине. Другой интерес - казачья историография, начало XVIII-х!х вв., так называемая «казачья историография». Сейчас мои интересы - история Галиции XIX - начала XX в., церковное и национальное движение. Готовлю к переизданию работы отца Михаила Зубрицкого, он был выдаю-

* Материал подготовлен благодаря поддержке фонда Герды Хенкель (Gerda Henkel Stiftung, Duesseldorf).

щийся этнограф, историк, написал множество газетных статей про тогдашнюю актуальную ситуацию, и благодаря его публикациям можно понять народный дух священников Галиции того времени, да и вообще общества того времени.

Наш центр также издает серию книг на украинском и английском языке.

А. Гогун: Скажите, пожалуйста, несколько слов об истории украинской эмиграции в Северную Америку.

Ф. Сысин. Массовый выезд украинцев в США и Канаду начинается в конце XIX в., преимущественно из Австро-Венгрии (Галиции, Закарпатья и Буковины), но также и из Российской империи (Волынь, Центральная Украина). В Америку ехали преимущественно в большие индустриальные города, на заводы, на шахты. В Канаду уезжали в основном на незаселенные земли - этих переселенцев называли пионерами. К слову, в тот же момент возникла украинская община Бразилии, которая также сохраняется до настоящего момента в основном из-за того, что осела на земле.

Вторая волна украинской эмиграции - после революции, поражение освободительной борьбы 1917-1920-х гг., падение Украинской Народной Республики (УНР) и Западно-Украинской Народной Республики (ЗУНР). Исход 19201930-х гг. из Западной Украины был отчасти связан с экономической ситуацией в Западной Украине, а отчасти - с политическими причинами. Разница была в том, что США в 1924 г. закрыли въезд для людей из Восточной Европы, поэтому основной поток устремился в Канаду и Аргентину.

Третья волна - после Второй мировой войны - преимущественно люди из Западной Украины. Но и какому-то числу людей из Центральной и Восточной Украины удалось остаться на Западе. «Повторная эмиграция» - украинцы, проживавшие между двумя мировыми войнами в Берлине, Праге, Вене, других центральноевропейских городах - тоже выехали за железный занавес. Многие уехали в Северную Америку и из Англии, Франции, Западной Германии.

Четвертая волна - после провозглашения украинской независимости в 1991 г.

Сейчас в Канаде 1250 тыс. человек украинского происхождения или частично украинского происхождения, для более чем ста тысяч из них украинский язык - родной. Это из 33-х миллионов населения.

В США насчитывается около миллиона граждан украинского происхождения - из 313-миллионого населения. В США больше, чем в Канаде, эмигрантов четвертой волны.

В целом количество людей, владеющих украинским языком, в Северной Америке по сравнению с прошлым существенно снизилось, ситуация не наилучшая. Хотя есть случаи, когда в Канаде родители, которые между собой говорят по-английски, посылают детей в украинскую школу, и дети говорят на украинском лучше родителей.

А. Гогун: А научная жизнь как была связана с этими волнами?

Ф. Сысин. До Второй мировой войны главные центры украинистики были - Украинский свободный университет в Праге, украинские институты в Варшаве, Берлине, часть ученых проживала Париже. В Северной Америке научная жизнь протекала довольно слабо, и когда профессор Пражского свободного университета Дорошенко был в США, он прочитал серию лекций местным украинским студентам, и его учебник по истории Украины был издан на английском языке в Канаде в 1938 г.

Значительные изменения начались после Второй мировой войны - потому что в Северную Америку выехало много украинских ученых и студентов из Центральной и Западной Европы, Украины, подросло поколение украинско-американских студентов.

Кроме того, с началом холодной войны в США лавинообразно развивались восточноевропейские исследования и славистика. Свою роль сыграл и спутник - американцы думали, что Советский Союз открыл какие-то секреты и его надо лучше понять, а для этого изучать. В связи с этим появилось больше мест для людей, занимавшихся украинской историей, преимущественно это были ученые украинского происхождения, но были и не украинцы.

В 1960-х гг. западные политики и научный мир уделяли мало внимания национальному вопросу в СССР, частично из-за того, что наивно верили: советская власть нашла решение национального вопроса.

Значительные изменения в североамериканской укра-инистике произошли в 1960-х гг., потому что украинская община собрала средства для кафедры украинистики в Гарварде. Первую кафедру истории - имени Грушевского создали в 19б8 г., еще через четыре года были созданы кафедры филологии и литературы, а в 1974 г. в Гарварде был создан украинский научный институт (HURI). Читатели знают, что Гарвард - один из ведущих американских университетов (частное учебное заведение), в нем сильная школа исследований истории России, Польши, других централь-ноевропейских стран. В этом университете одна из лучших в мире библиотек для изучения этого региона. Украинский научный институт был очень силен в те годы, руководил им профессор Емельян Прицак - выдающийся тюрколог и медиевист. В те годы исследователи начали выпускать журнал «Гарвардская украинистика» («Harvard Ukrainian Studies»), выросло целое поколение аспирантов, преимущественно украинского происхождения, но не только. Возникли многочисленные научные проекты, в конце 1970-х гг. был запущен проект по изучению Голодомора. В частности, над ним работал Джеймс Мейс (James Mace). Позже в сотрудничестве с Гарвардом Конквест написал свою славную монографию «Жатва скорби». Были и другие научные проекты, в частности, к тысячелетию христианства в Украине-Руси (1988 г.) издали в переводах на английский язык множество источников средневековой Украины-Руси, а также украинские тексты XVI-XVIII столетий.

Второй центр был в Мичиганском университете - там был профессор кафедры истории Восточной Европы Роман Шпорлюк, украинец из Польши, который прежде учился в Оксфорде, а после преподавания в Мичигане стал профессором Гарвардского университета. Он оставил плеяду ученых, занимающихся историей Украины XIX -

начала ХХ в.

В сравнении с исследователями, занимавшимися изучением истории Российской империи или Советского Союза, историю и культуру Украины изучала горстка людей. Но тем не менее украинистика в 1970-е гг. прочно вошла в американскую историографию.

А. Гогун: А в Канаде?

Ф. Сысин. В Канаде процессы были другие. Во-первых, из-за значительных украинских поселений в Западной Канаде украинская филология уже преподавалась на местном уровне. Было большое количество людей, разговаривавших на украинском языке. А после войны при канадских университетах открылось большое количество центров или кафедр украинского языка и филологии. Много профессоров преподавало понемногу либо украинскую политологию, либо историю. Значительные изменения произошли в 1970-х гг., когда политиками Канады было принято решение о том, что все языки и культуры народов Канады должны быть рассматриваемы как часть национального богатства, да и украинская община была довольно активна

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком