научная статья по теме БОЛГАРИЯ И БОЛГАРЫ ГЛАЗАМИ РУССКОЙ ЖЕНЩИНЫ XIX ВЕКА (ВОСПОМИНАНИЯ О РУССКО-ТУРЕЦКОЙ ВОЙНЕ 1877-1878 ГОДОВ С.А. ФОН КЁНИГ) Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «БОЛГАРИЯ И БОЛГАРЫ ГЛАЗАМИ РУССКОЙ ЖЕНЩИНЫ XIX ВЕКА (ВОСПОМИНАНИЯ О РУССКО-ТУРЕЦКОЙ ВОЙНЕ 1877-1878 ГОДОВ С.А. ФОН КЁНИГ)»

СООБЩЕНИЯ

Славяноведение, № 1

© 2013 г. И.И. КАЛИГАНОВ

БОЛГАРИЯ И БОЛГАРЫ ГЛАЗАМИ РУССКОЙ ЖЕНЩИНЫ XIX ВЕКА (воспоминания о русско-турецкой войне 1877-1878 годов С.А. фон Кёниг)

В статье анализируются воспоминания сестры милосердия Софьи Александровны Кёниг. Она обладала тонким художественным вкусом и оставила нам превосходные описания живописных мест Болгарии. Она фиксировала то, что не мог бы описать русский солдат или офицер - например, тырновскую женскую баню, парфюмерию тогдашних болгарских женщин. Вместе с тем, Кёниг, как и многие русские, нередко делала неверные выводы о болгарах из-за незнания болгарского языка и народных обычаев.

The article considers the memoirs of medical nurse Sophia Aleksandrovna Kenig. She had refined artistic taste and wrote wonderful descriptions of picturesque landscapes in Bulgaria. She was fixing her attention on things, which a soldier or an officer would never describe, be it a women's baths in Tarnovo, or cosmetics used by Bulgarian women. By the same token, Kenig, as many Russians, was coming to false conclusions about the Bulgarians due to not-knowing the language and folk traditions.

Ключевые слова: русско-турецкая освободительная война 1877-1878 гг., С.А. Кёниг

О русско-турецкой освободительной войне 1877-1878 гг., принесшей болгарскому народу избавление от османского ига, существует значительное количество разнообразной литературы: художественной, мемуарной, публицистической, документальной и др. Охватить всю эту совокупность литературных источников в одной статье задача, разумеется, непосильная. Мы пытаемся осветить эту тему вначале в серии статей [1], а затем объединить их в единое целое. При этом следует оговориться, что данная война интересует нас не сама по себе, как отражение в литературе последовательного хода развития военных действий против турок, блестяще проведенных нами военных операций или, наоборот, досадных просчетов, которые повлекли огромные потери. Все это подробно описывалось в свое время в газетных и журнальных репортажах с полей сражений, комментировалось военными корреспондентами и специалистами русского Генерального штаба. Великолепным примером здесь может служить «Иллюстрированная хроника войны 1877 г.», выходившая в Санкт-Петербурге как приложение к «Всемирной истории». Любознательный читатель найдет в ней все, что связано с ходом упомянутой войны. Он обнаружит там рассказы о блестящем форсировании русской армией Дуная - сложной задачи, осуществленной с минимальными для нас

Калиганов Игорь Иванович - д-р филол. наук, проф., ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН.

Статья написана на основе доклада на Международной интердисциплинарной научной конференции «История и культура славян в прошлом и настоящем».

4* 99

жертвами [2], о героической обороне Шипки русскими солдатами и болгарскими ополченцами, которые выдержали яростный натиск пятикратно превосходивших их по численности батальонов Сулеймана-паши, описание трех штурмов Плевны и других ярких эпизодов.

Подобные сюжеты находятся на периферии нашего исследовательского внимания. Оно приковано лишь к тем фактам, которые связаны с эмоциями и восприятием русских людей, попавших в страшный смерч войны. Для нас важно, что чувствовал русский человек в той ситуации, как он оценивал самого себя и то, что его окружало, как он воспринимал народ и страну, которые пришел освобождать, и какие нравственные уроки усвоил после этой войны. В этом плане наибольшую ценность имеют романы, повести, очерки и рассказы писателей В.И. Немировича-Данченко [3-5], В. В. Крестовского [6], воспоминания о русско-турецкой войне 1877-1878 гг. баталиста В.В. Верещагина [7], многочисленные и обстоятельные письма из Болгарии знаменитого врача С.П. Боткина [8] и свидетельства многих других известных русских людей той эпохи. Часть этой литературы была проанализирована нами в наших предыдущих публикациях и выступлениях, и процесс этот продолжается [9].

Здесь мы предлагаем вашему вниманию небольшую миниатюру, в которой рассматриваются воспоминания о русско-турецкой освободительной войне Софьи Александровны Кёниг - вдовой майорши, отправившейся на войну в Болгарию по своей инициативе вместе со 101-м пехотным Пермским полком, в котором служил ее покойный муж [10]. Благодаря обращению к императору Александру II, она получила высочайшее разрешение остаться на фронте в качестве сестры милосердия и находилась в болгарских землях до самого окончания военных действий. Воспоминания вышли много лет спустя во время уже другой, Первой мировой, войны и были посвящены, по словам автора, «дорогим пермцам» в надежде, что кто-то из них еще жив и вспомнит добрым словом ее - оставшуюся на белом свете одну как перст. Несмотря на сетования С.А. Кёниг по поводу того, что многое уже позабылось, и на худость своего пера, воспоминания ее получились очень живыми и изящными. Они свидетельствуют не только о цепкости памяти мемуаристки, но и о наличии у нее большого художественного вкуса.

Для подтверждения второго можно привести описание автором живописной местности в русле речки Златарицы, протекающей в горном ущелье на фоне величественных покрытых снегом балканских гор. Спутник Софьи Александровны сравнил их со швейцарскими Альпами, но было здесь, по ее словам, и нечто другое: особое мимолетное состояние природы и солнечного света, которое может больше никогда не возникнуть вновь. Прогуливаясь как-то с командиром полка, они обратили внимание на то, что белые вершины гор при заходе солнца покрылись розовой дымкой. Картина эта, пишет Кёниг, была чудная! И далее: «Казалось, лес своею бархатной бахромой окаймлял розовое облако, легкое, как газ, а огромные деревья как будто были укреплены на нем на фоне. Эта картина была достойна кисти великаго художника, но ни один из них не мог бы передать на полотне величие, очарование, блеск и красоту ея, когда природа снежныя горы одевает в розовый газ. Я моим несмелым пером не берусь передать.... Но вот картина скоро изменилась, снег переменил цвет на голубой, потух золотистый отблеск. И серыя сумерки стали заволакивать, а из вида терялись контуры. Не раз еще гуляли мы при заходе солнца, но чудная картина не повторялась больше» [10. С. 358].

К упомянутым достоинствам следует добавить и способность С.А. Кёниг улавливать в единичном типичное или замечать в нем нечто обобщенно-символичное. Чего стоит, например, ее мгновенный этюдный набросок с полковым батюшкой, несущим на марше ружье выбившего из сил молоденького русского солдата. Вывод не звучит в этом месте мемуаров, но угадывается сам собой: вера крепит дрогнувшее в руке оружие, особенно, если эта война за веру. Или в эпизоде с пе-

ресечением русскими солдатами знаменитой Долины Роз, когда кусты роз, словно протестуя против непрошенного вторжения, цеплялись за шинели и сапоги пехотинцев и впивались своими колючками в ноги лошадей кавалеристов. Они будто мстили за небрежное отношение к ним наших солдат, попиравших их при переходе и сокрушавших усеянные шипами стебли тяжелыми ружейными прикладами. Розы словно хотели приостановить саму войну, независимо от того, кто и против кого воюет. Подобные неожиданные сравнения возникают и при описании Кёниг по пути к Тырнову прекрасной долины со струящейся серебристой рекой Янтрой и тучными лугами с пасущимися на них овцами. Софья Александровна заметила кружащие над овечьими отарами стаи орлов, высматривавших добычу, и стала свидетелем того, как один орел внезапно камнем упал вниз и после недолгой борьбы взмыл в воздух с ягненком в когтях. Ощущение покоя, умиротворенности и чувство восхищения красотой природы сменились у нее размышлением о совсем другом. Она подумала о том, как часто вся наша жизнь, молодость, любовь и надежда на счастье и не ведают о существовании злого рока, который способен подвергнуть нас судьбоносному испытанию, принести быструю смерть и разом развеять все наши радужные мечты [10. С. 343].

Если проанализировать приведенные в мемуарах факты, можно сделать вывод, что С.А. Кёниг - сильная, незаурядная женщина с ясной жизненной позицией и твердыми нравственными принципами. Как и подобает сестре милосердия, она готова непреклонно защищать раненых турок от грубого обращения русских солдат или расправы над ними ожесточившихся местных болгар. «Раненый, обессиленный, страдающий от боли турок уже нам не враг - он заслуживает сострадания и милосердия», - говорит она потенциальным обидчикам турок в полевом госпитале. А на упреки в сочувствии к врагу она отвечает, что долг сестер милосердия заключается именно в милосердии, с которым они обязаны относиться ко всем раненым и больным, независимо от их веры, национальности или принадлежности к противной стороне [10. С. 86]. Бескорыстность ее служения святому долгу на святой войне доказывает и тот факт, что, получив вместе с разрешением командования остаться на фронте и нежданное единовременное пособие от наследника цесаревича Александра Александровича в 300 рублей серебром, Кёниг почти все эти деньги тратит на помощь нашим вечно полуголодным и полураздетым солдатам. В то же время она отказывается послать докладную записку о награждении ее каким-либо орденом, как ей стали советовать выдававшие деньги офицеры. «Да Вам после такого облагодетельствования наше командование любую награду выдаст!», - хором твердили они. Но услышали в ответ гордые, достойные слова: «Награду не просят - ее заслуживают! Заслужу -сами представят и пришлют!».

В мемуарах Кёниг интересными являются и те их места, которые вряд ли смог написать мужчина. Говоря о пересечении Долины Роз, она не преминула упомянуть о том, что ей рассказывали об этом райском уголке земли женщины г. Сливе-на. Они поведали о том, как летом по обоим берегам р. Тунджы начинают повсюду цвести розы, как воздух наполняется их божественным ароматом, и женщины выходят для сбора лепестков в лучших своих праздничных одеждах, потому что работа эта считается священнодейством. Потому что розовое масло из Казанлыка, где его вырабатывают, расходится по всей Европе для варки мира и ценится на вес золота. Розовая эссенция

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком