БОРЬБА ЗА ОБЩЕЕ ДЕЛО?
ПАМЯТЬ О СОБЫТИЯХ НЕДАВНЕГО ПРОШЛОГО И ВЗАИМОВОСПРИЯТИЕ АФРИКАНО-АМЕРИКАНЦЕВ И СОВРЕМЕННЫХ МИГРАНТОВ ИЗ АФРИКИ В США
Д.М. БОНДАРЕНКО
Доктор исторических наук Институт Африки РАН
Ключевые слова: африкано-американцы, африканские мигранты, движение за гражданские права, падение режима апартеида, историческая память, межкультурное взаимодействие
В \VII-XIX вв. вследствие европейской работорговли в большинстве стран Нового Света сформировались крупные общины потомков людей, насильственно вывезенных из Африки. В частности, в Соединенных Штатах Америки африкано-американцы давно, с периода формирования американского общества, стали неотъемлемой частью исторического, этнокультурного и социально-экономического ландшафта страны, составляя в наши дни 12,6% ее населения (38,9 млн из 308,7 млн человек, согласно всеобщей переписи 2010 г.).
Добровольная же миграция африканцев в Западное полушарие, в т.ч. в США, началась примерно в одно время с окончанием эпохи рабства - в середине XIX в., однако долго оставалась незначительной: резкое расширение ее масштабов произошло даже не сразу после принятия в 1965 г. Акта об иммиграции и натурализации, отменившего иммиграционные квоты для уроженцев неевропейских стран, а только в 1980-е и - особенно - 1990-е гг.1 К 2013 г. число африканских мигрантов достигло 1,5 млн, хотя и сегодня они составляют лишь 4% жителей страны, родившихся за ее пределами2.
Миграция в США осуществляется из практически всех государств Африки. Тем не менее, основными «донорами» по-прежнему являются англоязычные страны и страны, охваченные гражданскими войнами - ныне или в недавнем прошлом. Нигерия, Эфиопия, Гана, Кения, Сомали, ЮАР, Либерия являются родиной 70% американских африканцев3.
«АФРИКАНСКИЕ ДИАСПОРЫ»
В США сложилась не «африканская диаспора», но отдельные диаспоры - нигерийская, эфиопская и т.д. Они крайне неоднородны и внутренне фрагментирова-ны - этнически, религиозно, социально, политически. И в то же вре-
Исследование выполняется при финансовой поддержке РГНФ в рамках научного проекта № 14-01-00070 «Африкано-амери-канцы и мигранты из стран Африки в США: культурная мифология и реальность взаимоотношений». При написании статьи также использованы полевые материалы, собранные в рамках научного проекта РГНФ № 13-01-18036 «Отношения между африка-но-американцами и мигрантами из стран Африки в США: социокультурный аспект взаимовосприятия общин».
мя частично пересекаются друг с другом (например, на основе этнической, языковой или религиозной общности мигрантов из разных африканских государств). Между их членами существует множество деловых, дружеских, а иногда и семейных связей; изредка они демонстрируют наличие также общеафриканского пласта самосознания, но чаще - напротив, узкоэтнического. Однако именно страна происхождения является «опорной точкой» идентичности большинства африканских мигрантов в первом поколении.
Данное обстоятельство чрезвычайно важно и для понимания особенностей взаимовосприятия африканцев и африкано-амери-канцев.
Африкано-американцы, несмотря на региональные различия, образуют единую этнокультурную, в т.ч. языковую, общность, самоопределяющуюся на основе расовой принадлежности. Соответственно, в их сознании сложились игнорирующие многообразие африканского континента обобщенные образы «Африки», «африканцев», «африканской культуры» как своеобразное отражение их собственной этнокультурной цельности.
При этом африкано-амери-канцы рассматривают себя не как стремящуюся найти нишу в уже образовавшемся американском социуме «диаспору», а как один из его важнейших изначальных компонентов. Африкано-амери-канцы, за исключением небольшой части интеллектуалов из числа тех, кто особенно активно культивирует в себе «африканскую идентичность», не ассоциируют лично себя с Африкой, а видят в себе подлинных американцев, причем единственных, чьи предки стали ими помимо собственной воли.
Африканцы же четко сознают себя как мигрантов - людей, приехавших в чужую страну и пытающихся освоиться в ней, адаптироваться и интегрироваться в общество, одной из фундаментальных социокультурных составляющих которого являются афри-кано-американцы. Они проводят границы своих сообществ, в первую очередь, не по расовому признаку (и потому на этом уровне самоидентификации не включают в них всех черных людей или даже всех африканцев), а по национальному, а также этническому, языковому, религиозному; африкано-американцев же они
воспринимают как «ясно очерченную этническую группу с определенным набором культурных норм и ценностей»4.
То, что от расовой принадлежности может зависеть статус членов одного общества (а не колонизаторов и колонизованных), что расовое деление в состоянии являться одной из основ его устройства и служить призмой, через которую жители страны воспринимают всё и вся (и потому могут воспринимать африканцев, африкано-американцев и афрока-рибцев как одну группу), вызывает изумление и непонимание у людей, приезжающих в США из монорасовых, в целом, стран Африки.
Таким образом, в США не существует единой «черной общины». Этот факт может показаться вполне естественным, однако примечательно в нем то, что он противоречит мифологемам и идеологемам целого ряда мощных интеллектуальных, культурно-просветительских и политических течений, распространявшихся среди черных людей по обе стороны Атлантики со второй половины XIX в.
Гарвеизм, панафриканизм, не-гритюд, афроцентризм и другие учения такого рода утверждали и утверждают идеи о единой духовной основе всех черных людей, об особых душевном складе и менталитете черного человека, где бы он ни родился, о всемирном «черном братстве» и наличии у всех представителей «черной расы» общих целей и задач, требующих их совместных действий в мире, которым правят белые. Однако после создания черными американцами государства Либерия в 1847 г. и прекращения в США рабства и работорговли в 1865 г. и вплоть до самого недавнего времени взаимоотношения черных сообществ двух полушарий имели во многом виртуальный характер: до 1980-х - 1990-х гг. приток уроженцев Африки в Америку был невелик (как отмечалось выше), обратный поток был еще слабее.
В такой ситуации, к тому же в условиях расового неравенства в Америке, колониализма и неоколониализма в Африке, идеи о «черном братстве» находили отклик в сердцах многих африканцев и африкано-американцев - от высоких интеллектуалов до соци-
ально и политически активных молодых представителей городских низов. Когда же настоящая «встреча» состоялась, обнаружилось, что за столетия раздельного существования между черными уроженцами двух континентов образовалось множество глубоких различий самого разного рода.
Одним - африканцам, считающим африкано-американцев «просто черными американцами», и африкано-американцам, не интересующимся своими африканским корнями - они кажутся непреодолимыми или даже не требующими попыток преодоления.
Другие же, напротив, прилагают для этого все усилия, подобно активистам некоторых организаций африканских мигрантов и американских благотворительных организаций, убежденным приверженцам афроцентрист-ских идей - в основном, африка-но-американцам, но иногда и африканцам - и африкано-амери-канцам, желающим культивировать в себе «африканскую идентичность».
В то же время отсутствие «черного единства» не означает, что отношения между африкано-американцами и современными мигрантами из Африки плохие, и вообще их вряд ли можно охарактеризовать однозначно, в т.ч. потому, что они не вполне одинаковы в разных образовательных и возрастных группах, в мегаполисах и в глубинке, на Севере и Юге страны (чем были обусловлены география и методика нашего исследования).
Не случайно наши и африканские, и африкано-американские
Африкано-американский район в городке Албертвилл в штате Алабама.
информанты определяли их в максимально широком диапазоне от «отличных» до «антагонистических». В промежуток между ними уместились такие оценки отношений между африканцами и африкано-американцами, как, с одной стороны, «хорошие», «дружеские», «в целом позитивные», «нормальные, но не близкие», «более или менее неплохие», а с другой стороны, как «неблестящие», «поверхностные», «холодные», «опасливые», «напряженные», «подозрительные», «настороженные», основанные на «смешанных чувствах», «недопонимании», «неправильном восприятии», «предубеждении» и «недоверии».
Отношения африкано-амери-канцев и африканцев напоминают одновременное притяжение и отталкивание двух магнитов: и те, и другие понимают, что среди всех этнорасовых общин страны они (а также черные уроженцы Антильских островов - афрока-рибцы) наиболее близки друг другу (настолько, что в глазах нечерных американцев часто сливаются в одно целое), сознают наличие общих корней и отчасти тех же проблем в обществе, для которого расовое деление первостепенно, но множество социальных, культурных, языковых различий, мгновенно обнаруживающихся при попытке взаимного притяжения, вызывает взаимное же отталкивание.
По словам молодой угандийки, работающей юристом в одной из организаций мигрантов из Аф-
Балтимор-авеню - один из районов в Филадельфии с заметным присутствием современных мигрантов из Африки.
рики, «африканцам все еще очень трудно принять африкано-амери-канцев. Также и африкано-аме-риканцам - принять африканцев: многие африкано-американцы видят в африканцах просто иностранцев».
В ряду причин, обусловливающих истинность этого высказывания, не последнее место занимает своеобразие восприятия африканцами и африкано-амери-канцами друг друга. Среди стереотипов их взаимовосприятия много тех, что связаны с сегодняшним днем и опытом общения, в ходе которого обнаруживаются глубокие различия между культурами черных американцев и недавно прибывших в страну африканцев, не позволяющие им считать себя частями единого целого.
Однако также немало аспектов их взаимовосприятия связано с преломлением в коллективной памяти и отражением в массовом сознании африкано-американцев и африканцев важных событий и явлений прошлого. Рассмотрению тех из них, которые относятся к относительно недавне
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.