научная статья по теме БОРОДАТЫЕ ЕВРЕЙСКИЕ КАЗАКИ СВЕТЛЕЙШЕГО КНЯЗЯ ПОТЕМКИНА-ТАВРИЧЕСКОГО История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «БОРОДАТЫЕ ЕВРЕЙСКИЕ КАЗАКИ СВЕТЛЕЙШЕГО КНЯЗЯ ПОТЕМКИНА-ТАВРИЧЕСКОГО»

ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

ДМИТРИИ ЕВГЕНЬЕВИЧ НОВОКШОНОВ

старший преподаватель кафедры теории речи и языка массовой коммуникации факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета (Санкт-Петербург)

Тел.: 7 (904) 333-88-10; Е-таИ: narabster@gmail.com

Анализируя знаменитую историю превращенной в анекдот попытки создать князем Потемкиным первых со времени античности еврейских вооруженных сил, автор приходит к парадоксальным выводам. По мнению автора, основным противником еврейских вооруженных отрядов была Франция, поддерживавшая тогда Османскую империю. Автор настойчиво подводит читателя к мысли, что еврейские вооруженные отряды прекрасно справились со своей задачей.

Ключевые слова: Потемкин, Суворов, Екатерина II, Йоселевич, Французская революция, Русско-турецкая война, дипломатия, тайные операции, евреи, казаки, разведка, революция, штурм Праги.

БОРОДАТЫЕ ЕВРЕЙСКИЕ КАЗАКИ СВЕТЛЕЙШЕГО КНЯЗЯ ПОТЕМКИНА-ТАВРИЧЕСКОГО

Название этого материала может показаться оксюмороном. Но автор так не считает. Но по порядку.

О первой в мировой истории попытке со времени римского императора Тита, разрушившего в 70 г. н.э. иерусалимский Храм, вооружить евреев читаем у де Линя: «Мысль составить жидовский полк, под названием Израильского, не выходит у него (Потемкина. - Д.Н.) из головы. У нас, однако ж, набран их целый эскадрон (дело происходит в Елисаветграде1, в декабре 1787 г. - Д.Н.), который я почитаю неоцененным своим сокровищем, оттого, что длинные бороды их, висящие до колен, которые от короткости стремян высоко поднимаются, и боязнь, которую они оказывают, сидя на лошадях, представляет из них сущих обезьян; трусость живыми красками изображается в глазах их, а неловкость, с которою держат они в руках своих длинные пики, всякого заставит подумать, что они дразнят казаков. Не знаю, какой проклятый святоша уверил нашего маршала (Потемкина. - Д.Н.), что всякое собрание разноверцев противно Священному Писанию»2.

Через полвека об этом необычном воинском формировании более пространно пишет историк и романист Н.А. Энгельгардт, сотрудник суворинского «Нового времени»: «Потемкину пришла единственная в своем роде идея - сформировать полк из евреев, который и наименовать Израилевским конным Его Высочества Герцога Фердинанда Брауншвейгского полком, конечно, в том случае, если бы Герцог согласился быть шефом столь необычной войсковой части.

Покамест представлялся светлейшему один эскадрон будущего полка. В лапсердаках, со столь же длинными бородами и пейсами, сколь коротки были их стремена, скорченные от страха на седле, иудеи представляли разительную картину. В их маслиноподобных глазах читалась мучительная тревога, а длинные казацкие пики, которые они держали в тощих руках, колебались и бестолково качались, кивая желтыми значками в разные стороны. Однако батальонный командир, серьезнейший немец, употребивший немало трудов, чтобы обучить сколько-нибудь сынов Израиля искусству верховой езды и военным эво-люциям, командовал, и все шло по уставу порядком.

Особенно хорош был батальон, когда поскакал в атаку. Комические фигуры, с развевавшимися пейсами и полами лапсердаков3, терявшие стремя и пантофли4 и скакавшие с копьями наперевес, заставили гречанку разразиться неудержимым смехом, к которому присоединился сдержанный смех прочих дам и улыбки кавалеров.

Кажется, этого только и добивался светлейший. Он прекратил эволюции, поблагодарив батальонного командира.

- Ничего, они уже недурно держатся в седле и если еще подучатся, из них выйдет отличное войско, - пресе-рьезно говорил Потемкин.

И он стал развивать ту мысль, что когда империя Османов будет, наконец, разрушена, Константинополь и про-

ливы в русских руках, то и Иерусалим более не во власти неверных. А тогда должно в Палестину выселить всех евреев, так как от них в Европе происходят одни плутни. На родине же своей они возродятся. И вот в предвидении сего и приготовляется будущее палестинское войско.

Мистер Захария Клейшботам пришел в совершенный восторг от сего проекта и стал одушевленно развивать прекрасную и человеколюбивую, как он выражался, мысль светлейшего»5.

И уже в совсем анекдотичном, карикатурном виде предстает сюжет у С.Н. Шубинского: «Потемкин сформировал для своего конвоя несколько отрядов из сербов, молдаван, болгар, кроатов и др. Ему очень хотелось сформировать полк из евреев. Эскадрон этого полка, который предполагалось назвать "израильским", уже был собран и представлял чрезвычайно комическое зрелище. Длинные седые бороды, простиравшиеся до колен, ермолки, короткие стремена и опасение сидеть верхом - давали бедным иудеям вид обезьян; они с беспокойством посматривали на своих лошадей и, забавным образом держа пики, хотели передразнивать казаков. Кто-то уверил Потемкина, что составление такого полка противно Священному Писанию и он велел распустить его»6.

Упоминание герцога Фердинанда Брауншвейгского в качестве командира Израилевского конного полка комментировать не будем7.

Таким образом, вся история предстает перед нами в глуповато-смешном виде. И уж совсем не вяжется с образом некоронованного русского императора Григория Потемкина, присоединившего к империи Новороссию, Крым и часть Кавказа. Да и невозможно представить Потемкина издевающимся над евреями. Деятельный и доброжелательный интерес Потемкина к евреям, сотрудничество с ними отмечены исследователями8.

Современник рассказывает о пристрастии светлейшего к богословским диспутам: «За недостатком учебных заведений отец записал его в смоленскую семинарию; но, заметя в нем пылкой ум, отправил в гимназию Московского университета. В характере Потемкина оказывалось в то время много странности. "Хочу непременно быть архиереем или министром", - часто твердил он своим товарищам. Поэзия, философия, богословие и языки латинский и греческий были его любимыми предметами; он чрезвычайно любил состязаться, и сие пристрастие осталось у него навсегда; в самой своей силе он держал у себя ученых рабинов, раскольников и всякого звания ученых людей; любимое его было упражнение: когда все разъезжались, призывал их к себе и стравливал их, так сказать, а между тем сам изощрял себя в познаниях»9.

В 1775 г., когда разрабатывались проекты по привлечению новых поселенцев в южные губернии России, именно Потемкин настоял на добавлении в проект небывалой оговорки: «включая и евреев». Он представил целую программу их привлечения в Новороссию, чтобы как можно

скорее развернуть торговлю на отвоеванных землях: семь лет не взимать с них налогов, предоставить право торговать спиртным, обеспечить защиту от мародеров. Иудеям разрешалось открывать синагоги, сооружать кладбища и т.д. В целях увеличения народонаселения края поощрялся ввоз в Новороссию, а впоследствии и в Таврию, женщин из еврейских общин Польши: за каждую такую потенциальную невесту светлейший платил пять рублей. Среди порученцев Потемкина крупный предприниматель и общественный деятель Нота Хаимович Ноткин10. Стараниями и таких, как Ноткин, Екатеринослав и Херсон стали частично еврейскими городами.

Вот еще несколько евреев из окружения Потемкина того времени: Карл Иванович Габлиц (1752—1821 )11, Николай Штиглиц (ум. 1827)12, купец и ученый-гебраист Иехошуа Цейтлин (1742-1822)13. В личной библиотеке светлейшего князя хранился драгоценный свиток из пятидесяти кож с «Пятикнижием Моисеевым», предположительно IX в.14

Отношение евреев к Потемкину отмечает и близкий к светлейшему поэт Василий Петрович Петров в стихотворении на смерть покровителя в октябре 1791 г.15 Некоторые исследователи вообще считают что «Потёмкин стал первым государственником в России, провозгласившим сионистскую идею»16.

Вывод очевиден: организацию воинской части из евреев нельзя назвать сумасбродной выходкой светлейшего князя Потемкина. За ней был какой-то более серьезный резон.

Саймон Себаг-Монтефиоре сообщает еще три интересных факта, касающихся еврейского полка: «В то же время у Потемкина родился необыкновенный замысел -вооружить против турок евреев. Реализация этой идеи, принадлежавшей, возможно, его другу Цейтлину, началась с образования кавалерийского эскадрона, набранного из кричевских евреев17. В декабре 1787 года светлейший создал еврейский полк и назвал его Израилевский. Полком командовал князь Фердинанд Брауншвейгский. На фоне традиционного русского, а тем более казацкого антисемитизма эта затея была особенно удивительна.

По мысли Потемкина, Израилевский полк должен был состоять наполовину из пехоты, наполовину из кавалерии (евреев-казаков с запорожскими пиками). В марте 1788 года проходили учения тридцати пяти бородатых еврейских казаков. Скоро набралось уже два эскадрона, однако пять месяцев спустя Потемкин приказал распустить Израилевский полк, - как шутил де Линь, "чтобы не ссориться с Библией"»18.

Собственно, на этом какие-то сведения о еврейском полке светлейшего исчерпываются. Зато мы располагаем сведениями о другой организованной вооруженной еврейской силе под названием полк, успешно действовавшей через три года после смерти Потемкина. Ход событий, последовавший после упоминания де Линем о создании первого еврейского национального военного формирования, известен19.

4 апреля 1794 г. Костюшко, командуя войском из бригад Мангата и Валевского, народовой конницы Зайонче-ка и 16 пушками (кроме того, отрядами шляхты из трех воеводств, и до 2 тыс. мужиков, вооруженных пиками и косами) в соединении с Мадалинским, при превосходстве в силах, разбил наголову авангард генерал-майора Тор-масова (2 1/2 батальона, 6 эскадронов и полк казаков) под Рацлавицами20. Битва под Рацлавицами стала сигналом к возмущению Польши и имела огромное нравственное значение. Костюшко особенно радовался, что решительный удар в бою нанесли русским хлопы; двух из них за храбрость он произвел в офицеры21. Храбрецами-хлопами были евреи: Берек Йоселевич и Иосиф Аронович. О втором мы знаем лишь, что он был заместителем первого. О биографии первого есть скупые строки в Еврейской энциклопедии: «Йоселевич Берек уоэе^^, Вегек; Дов Бер бен Иосеф; 1764, местечко Кретинген, ныне город Кретинга, Литва, - 1809, близ м

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком