научная статья по теме БРАЧНЫЙ ДОГОВОР В РОССИИ: ОТ ПРОШЛОГО К БУДУЩЕМУ Социология

Текст научной статьи на тему «БРАЧНЫЙ ДОГОВОР В РОССИИ: ОТ ПРОШЛОГО К БУДУЩЕМУ»

© 2008 г.

C.H. ВАРЛАМОВА, A.B. НОСКОВА, H.H. СЕДОВА

БРАЧНЫЙ ДОГОВОР В РОССИИ: ОТ ПРОШЛОГО К БУДУЩЕМУ

ВАРЛАМОВА Светлана Николаевна - директор Службы социологических рейтингов Российского государственного социального университета. НОСКОВА Антонина Вячеславовна - доктор социологических наук, доцент кафедры социологии социальной работы того же университета. СЕДОВА Наталья Николаевна - старший научный сотрудник Института социологии РАН.

Брак - легитимно признанная в обществе форма отношений между мужчиной и женщиной с целью создания семьи [1] - прошел долгий путь эволюции. Каждая историческая эпоха конструировала свои модели брачного поведения, вкладывая в понятие "брак" различные смысловые дискурсы. В основе брачного поведения людей лежат представления о сущности любви, а также нормы сексуального поведения. Любая социокультурная система создает свои нормы сексуального поведения, модель взаимоотношений между мужчиной и женщиной, свою сексуальную и брачную этику. На протяжении человеческой истории менялись формы заключения брака, алгоритм брачного отбора, условия совершения брака и т.д. Но, что самое главное, изменялась смысловая сущность брака.

Одним из исторически первых смысловых дискурсов брака был договор. У некоторых народов в самом названии брака кроется значение торговой сделки. Так, по-аварски бракосочетание называется "магари тиэ", то есть "заключение брачного торга" [2].

По римскому и византийскому праву брак имел договорную основу, а формы совершения брака практически ничем не отличались от совершения гражданских сделок. Необходимостью заключения "договора" римское право отличало брак от физического сожительства мужчины и женщины.

В дохристианской Руси сущность брака сводилась к договорной основе, а заключение брака - к покупке невесты. О существовании такой формы брака на Руси свидетельствуют различные исторические и этнографические источники, а также сохраняющиеся до наших дней свадебные обряды. "Купля" невесты представляла весьма сложную процедуру. Она включала в себя предварительный договор, смотр невесты родственниками жениха (сватовство) и рукобитие - заключение сделки. Сторонами, заключающими сделку, по сути, были не жених и невеста, а их родители. Содержанием сделки служили условия о величине выкупа и о сроке совершения брака. Форма совершения брака обычно была словесная и символическая - рукобитие или заручение, т.е. связывание рук [3].

С распространением христианства глубинное смысловое содержание брака трансформировалось. Это одно из семи таинств. Христианство принесло с собой новый взгляд на сущность любви и сексуальных отношений между мужчиной и женщиной. На смену языческому представлению о сексуальности как о космическом начале и ее естественном физиологическом проявлении [4] с христианством пришла жесткая нормативная регуляция сексуальных отношений. В основу брачного поведения легла своя идеология, формировавшаяся на началах христианской нравственности. Базовым элементом его стала христианская любовь, предполагающая духовное, а не плотское начало. По словам И.С. Кона, "христианизация принесла с собой неизвестные раньше ограничения к сексу... Все физиологические проявления сексуальности считались нечистыми и греховными" [4, с. 756].

Полагая, что семья создается благодаря христианской любви к одному человеку, церковь запретила полигамный брак и разводы. Вступающие в брак должны сочетаться

по истинной любви друг к другу, супружество соединяет мужчину и женщину на всю жизнь. Такова морально-нравственная основа социальных норм пожизненного брака, запрета разводов, идеальная модель брачного поведения, которую церковь при поддержке государства продвигала в русское общество.

Тема любви между мужем и женой, которая была заложена в христианской морали, абсолютно не соответствовала отношениям влюбленности в современном смысле. Это была семейная любовь матери и отца, ограничивающая и отменяющая романтизм добрачной связи [5]. "В тех обществах, где жизнедеятельность не выходила за пределы тесно сплоченной семейной группы, моральные чувства были полностью привязаны к самоидентификации каждого ее члена. Культ индивидуального (личного) характерен для гораздо более поздней социальной структуры, где каждый индивид имеет свою собственную сеть социальных взаимодействий", - пишет Рэндал Коллинз в работе "Введение в неочевидную социологию" [6].

Однако известно, что продвижение и адаптация христианской модели семейно-брач-ного поведения в существующие институциональные формы встретили серьезное сопротивление социальной среды. Реакция общества на меры, применяемые государством и церковью, была неоднозначной. Элита воспринимала новые требования к брачному поведению, большинство же населения продолжало транслировать языческие традиции. По утверждению И.С. Кона, "растянувшийся на несколько столетий процесс христианизации... был во многом поверхностным, верхушечным. В народных верованиях, обрядах и обычаях христианские нормы не только соседствовали с языческими, но зачастую перекрывались ими" [4, с. 757].

Не в силах искоренить разнообразные пережитки язычества, православие было вынуждено если не прямо освоить их, то смотреть на некоторые из них сквозь пальцы [7]. В результате произошло взаимопроникновение языческих и христианских правил и норм брачного поведения. Были сконструированы качественно новые нормы семейно-брачного поведения, которые, основываясь на христианских требованиях к брачному поведению, вобрали в себя элементы языческой традиции.

Одним из элементов языческой брачной культуры, перешедших в христианскую модель семейно-брачного поведения, было обручение. Обручение - это договор между сторонами о совершении брака. Существование этого элемента в брачном поведении можно интерпретировать как сохранение представления о браке как о договоре. Действия церкви по изменению представлений людей о сущности брака (от брака - договора к браку - таинству) были многоступенчатыми. Внедряя новые элементы в модель брачного поведения, церковь сохраняла старые, вкладывая в них новый смысл. Именно поэтому взгляды церковного права и русского обычного права на обручение были различны. По обычному праву этот договор носил характер имущественной сделки. Церковное право придавало обручению самостоятельное значение. Между родственниками обрученных возникало свойство - новый тип социального родства, ограничивающий совершение брака между "социальными родственниками". Обручение признавалось нерасторжимым и получило религиозное освящение в особом обряде.

Противоречие между языческой традицией и христианским подходом к определению сущности брака сформировало в сознании народа внутренний конфликт. Сущность данного конфликта заключалась в восприятии брака одновременно и как таинства, и как договора. Отсюда в современном сознании существует бинарное восприятие: "брак по любви" и "брак по расчету".

Советская эпоха наполнила понятие брака своим смысловым содержанием. Государство разрушило религиозную основу брака (декреты "О гражданском браке, детях и ведении книг актов гражданского состояния", "О расторжении брака" в 1917 г.) и лишило церковь ее монопольного права на регулирование сферы семейно-брачных отношений. Нивелирование религиозной основы детерминировало трансформацию сущности брака и восприятие человеком супружеских отношений. Последние уже не воспринимались теми связями, которые соединяют людей "до гроба".

Динамика браков и разводов в Российской Федерации (тыс.) [10]

Годы Браки Разводы Число разводов на 1000 браков

1990 1319,9 559,9 424

1991 1277,2 597,9 468

1992 1053,7 639,2 607

1993 1106,7 663,3 599

1994 1080,6 680,5 630

1995 1075,2 665,9 619

1996 866,7 562,4 649

1997 928,4 555,2 598

1998 848,7 501,7 591

1999 911,2 532,5 584

2000 897,3 627,7 700

2001 1001,6 763,5 762

2002 1019,8 853,6 837

2003 1091,8 798,8 732

2004 979,7 635,8 649

2005 1066,4 604,9 567

В то же время советское государство идеологически и законодательно пыталось поддерживать стабильность института брака. Брак по любви (в понятие любовь вкладывалось морально-нравственное содержание) стал нормой брачного поведения советских людей. Была сконструирована новая, "советская" ритуализация процедуры заключения брака. В 1944-1969 гг. процедура расторжения брака была относительно сложной: брак расторгался только в случае признания судом необходимости его прекращения, делам о разводе стала придаваться огласка [8]. Но даже после упрощения процедуры развода в 1969 г. в советском обществе функционировала своеобразная система общественной поддержки семьи, ее стабильности. Достаточно вспомнить партийные и профсоюзные "разборки" семейных неурядиц, конфликтов, супружеских измен. Мощное воздействие общественного мнения на стабильность семьи через соседство или трудовой коллектив искусственно тормозило бракоразводные процессы. Но даже сила общественного мнения не могла сдерживать роста уровня разводов в течение всего послевоенного периода.

В последнее десятилетие XX в. произошел новый трансформационный сдвиг в брачном поведении россиян. На фоне динамичного распространения в конце 80-х - середине 90-х годов нерегистрируемых сожигельств и гражданских браков происходило быстрое снижение абсолютных и относительных показателей, характеризующих регистрацию браков, а также интенсивный рост показателей разводимости [9]. В 1992 г. число разводов на 1000 браков впервые превысило 500 (табл.).

Либеральные идеологические клише, которые стали доминировать в официальной идеологии в 1990-е годы, ставят в центр всех социальных связей свободу личности и ее интересы. Сознание людей последовательно завоевывают идеалы индивидуализма, сексуальной свободы, экономической независимости. При этом изменяется восприятие индивидом социального содержания и функций института брака. Семья и брак рассматриваются как препятствие к достижению индивидуальной свободы и независимости. Широкое распространение получает так называемый "гражданский брак", который подразумевает невмешательства институтов государства и церкви в межличностные отношения сексуальных партнеров, предоставляет

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком