научная статья по теме БРАЗИЛИЯ - ИЗРАИЛЬ: ВЗАИМОВЫГОДНОЕ ПАРТНЕРСТВО Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «БРАЗИЛИЯ - ИЗРАИЛЬ: ВЗАИМОВЫГОДНОЕ ПАРТНЕРСТВО»

Э.Л.Белый

Бразилия — Израиль: взаимовыгодное партнерство

В статье рассматриваются отношения Бразилии и Израиля в ретроспективе и в настоящее время. Анализируются возникновение, история и современное положение еврейской общины в Бразилии.

Ключевые слова: Израиль, Бразилия, еврейская община, антисемитизм, дипломатические отношения.

Выстраивая отношения с той или иной страной, Израиль всегда учитывает наличие (или отсутствие) в ней еврейской диаспоры. Связано это как с идеологией сионизма — любой еврей, где бы он ни жил, имеет право на репатриацию на историческую родину, — так и с чисто практическими соображениями — существование диаспоры (тем более, если она многочисленна или влиятельна) облегчает установление контактов с данным государством. Поэтому изучение истории и современного положения диаспоры в конкретной стране неразрывно связано с изучением отношений между ней и Израилем.

Само название «Бразилия» отчасти связано с появлением на ее землях марранов (крещеных иудеев). В XV в. Португалия снарядила экспедицию во главе с Педру Альварешем Кабралом (1467—1520), в ходе которой была открыта новая земля, первоначально названная Землей Истинного Креста (Terra da Vera Cruz), позднее — Землей Святого Креста (Terra da Santa Cruz). Там добывалась цезальпиния (pau-brasil) — сырье для производства высококачественных текстильных красок, которое португальцы выгодно продавали. Позднее страна и была переименована в честь этого растения в Бразилию (Terra do Brasil). Ключевой личностью в упомянутых торговых операциях был лиссабонский коммерсант, марран Фернанду ди Лоронья (или ди Норонья) (1470—1540), купивший часть земель и согласившийся платить за нее подать натурой, т.е. цезальпинией. Благодаря Лоронье появилось место, где евреи, бежавшие от преследований инквизиции, могли укрыться.

Эдуард Львович Белый — кандидат экономических наук, Ученый секретарь ИЛА

РАН (ehduard-belyj@yandex.ru).

Португальский король Мануэл I Счастливый (1469—1521) приказал ежегодно разведывать по 300 лиг бразильского побережья и строить крепости по пути следования. Так возникли, в том числе, и первые еврейские поселения в Бразилии. Переселение евреев в Америку после открытия ее Христофором Колумбом долгие годы не приносило им желанного покоя: инквизиция находила их и там. Однако приток беглецов ширился. Первыми купцами в Новом Свете были зачастую все те же изгнанники. Уже в первые десятилетия конкисты евреи основали на островах недалеко от бразильского побережья сахарные плантации. Через несколько десятков лет здесь была создана высокопродуктивная сахарная промышленность, которую некоторое время спустя наладили и на материке, в Бразилии. Именно за счет сахарной промышленности эта страна достигла первоначального расцвета. Вскоре большинство самых богатых людей Бразилии состояло из «новых христиан» (марранов). Золото, заполнявшее хранилища испанской и португальской казны, не могло не привлечь внимания Англии, Франции и Нидерландов. Нидерланды славились своей веротерпимостью. С помощью бразильских евреев выходцы из Нидерландов разбили португальцев, захватили северо-восточную часть бразильской территории и назвали ее Новой Голландией. Колонии достигли процветания именно в период их перехода в руки голландцев (1624 г.), когда туда начали прибывать богатые нидерландские иудеи. Образовалась община, в которую входили местные и приезжие евреи. В первой половине XVII в. практически все крупные сахарные плантации Бразилии находились в ее руках.

Период расцвета этих территорий пришелся на конец XVII столетия, когда установилась тесная связь между английскими колониями Северной Америки и Голландской Вест-Индской компанией. Однако процветание бразильских евреев длилось недолго. В 1654 г. вернулись португальцы и изгнали голландцев и евреев с освоенных ими земель. Часть иудеев возвратилась в Амстердам, часть осела в других нидерландских колониях — Кюрасао, Арубе, Новом Амстердаме (ныне — Нью-Йорке) и Нидерландской Гвиане — нынешнем Суринаме, где сохранилось самое старое (с XVII в.) еврейское кладбище в Южном полушарии. В 2013 г. уже в самой Бразилии в прибрежном Ресифи была обнаружена могила с хорошо сохранившимся скелетом, завернутым в простую материю. По мнению археологов, это было еврейское захоронение, «так как христиан хоронили с руками, скрещенными на груди, а в этом случае руки были вытянуты вдоль тела еще до того, как оно окоченело»1.

Преследование евреев крайне негативно отразилось на экономике Бразилии, колониальные власти были вынуждены несколько смягчить условия существования марранов, отменили публичные казни — аутодафе, все ограничения, связанные с принадлежностью к еврейству по крови были упразднены. Эти акты подорвали силу и власть инквизиции на новоприобре-тенных территориях2.

Во второй половине XIX в. в Бразилии обнаружился небывалый интерес к еврейской культуре. Связано это было с личными предпочтениями импе-

ратора Педру II (1825—1891). По не известным до сих пор причинам могущественный правитель воспылал любовью к культуре гонимого народа. Император выучил древнееврейский язык, идиш, арамейский. В свободное от государственных дел время Педру II переводил средневековую еврейскую поэзию. В 1876 г. бразильский император посетил Санкт-Петербург, а за четыре года до этого инкогнито побывал в Палестине3.

Большинство бразильских евреев состоит из ашкеназов* польского и германского происхождения, а также сефардов** испанского, португальского и североафриканского происхождения. Они играют заметную роль в экономике, культурной и политической жизни Бразилии, особенно в про-мышленно развитых южных и юго-восточных штатах (Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу, Парана, Риу-Гранди-ду-Сул), где сосредоточено свыше 90% еврейского населения страны; здесь они широко представлены в местных законодательных собраниях, муниципальных и судебных органах. В федеральном парламенте евреев сравнительно немного: в 1992 г. в него входили один сенатор (Эва Альтерман-Блай) и один депутат палаты представителей. В правительство президента Фернанду Колора ди Мелу (1990—1992) входили Селсу Лафлер (министр иностранных дел) и Жоам Голдемберг (министр образования). В 1994 г. Хаим Лернер был избран губернатором крупнейшего штата Парана. Самый богатый человек в Бразилии, занимающий восьмое место в мире по этому признаку, — Эйк Батиста4, отец которого Элиэзер Батиста да Силва, бывший министр горнорудной промышленности страны и владелец крупной горнодобывающей компании, имеет еврейские корни.

В Сан-Паулу мне довелось встречаться с евреями — крупными предпринимателями, адвокатами, владельцами торговых сетей. А еще в этом городе родился и живет в настоящее время звезда бразильского футбола — Рикардо Изексон по кличке Кака. Это — прозвище, которое ему дал младший брат, так как выговаривать «Рикардо» братцу в детстве было трудно. Отец Какй (ударение все же следует делать на второй слог) — марран, а сам знаменитый футболист регулярно посещает синагогу «Бэйт-Эль» и христианские храмы5. Вот такая «загогулина» бывает среди евреев... и не только в Бразилии.

Еврейские общины — ортодоксальные, реформистские и консервативные — существуют во многих городах Бразилии; повсеместно действуют синагоги, как сефардские, так и ашкеназские (в 1980-х годах в Рио-де-Жанейро было девять синагог, в Сан-Паулу — свыше двадцати). Реформистская община Сан-Паулу, объединяющая около двух тысяч семей, — крупнейшая в Латинской Америке; в консервативной общине этого города состоит 550 еврейских семей. В 1980-х годах усилилось влияние хасидов

* Ашкеназы — субэтническая группа евреев, сформировавшаяся в Центральной Европе. — Прим. ред.

** Сефарды — субэтническая группа евреев, сформировавшаяся на Пиренейском полуострове из потоков миграции иудеев внутри Римской империи, а затем внутри Халифата. — Прим. ред.

Хабада*, создавших ряд новых ортодоксальных общин6. Работают еврейские центры (в крупных городах), десятки благотворительных, культурных, женских, молодежных, спортивных организаций, включая отделения всех основных сионистских партий и движений, большей частью входящих (наряду с территориальными сионистскими ассоциациями) в Объединенную сионистскую организацию Бразилии (Aliado Zionist organizado do Brasil). Координационными и представительными органами бразильского еврейства являются еврейские федерации штатов, образующие Еврейскую конфедерацию Бразилии (Confederacao Israelita do Brasil, CONIB. Основана в 1951 г.), которая входит в Латиноамериканский еврейских конгресс (El congreso judío latinoamericano)7. Общины в ряде городов содержат средние школы, где обучается почти половина еврейских детей страны (около 10 тыс. из 22-х); предметы, связанные с еврейской культурой, преподают главным образом учителя из Израиля. В Рио-де-Жанейро функционируют семь еврейских школ (крупнейшая из них — школа имени Меира Бар-Илана), в Сан-Паулу — четыре ортодоксальные школы и четыре светские. Работают еврейские педагогические колледжи (в Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу), Институт еврейской культуры (в Рио-де-Жанейро), Институт имени Марка Шагала (в Порту-Алегри); в нескольких городах есть еврейские библиотеки. С 1977 г. в Рио-де-Жанейро функционирует Еврейский музей, в котором представлены многочисленные экспонаты, относящиеся к истории и традициям евреев Бразилии. В Петрополисе (город-спутник Рио-де-Жанейро) существует иешива** «Махане Исраэль».

Выходят еврейские газеты и журналы, в том числе еженедельные, на португальском языке, идише и иврите (в основном в Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу). Некоторые теле- и радиостанции транслируют постоянные программы, предназначенные специально для евреев. В ряде штатов в начале 1990-х годов проводились недели Израиля, культурные мероприятия в День памяти Катастрофы и героизма*** и в День независимости Израиля****, а также еврейские международные кинофестивали. В государст-

* Хабад, Хабад-Любавич (мудрость, понимание, знание) — иудейское религиозное движение, разновидность хасидизма, также называется любавичским хасидизмом. Резко выделяется среди других хасидских движений. К началу XIX в. насчитывало о

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком