научная статья по теме БРЯНСКИЙ КЛАД ВЕЩЕЙ С ВЫЕМЧАТЫМИ ЭМАЛЯМИ (ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПУБЛИКАЦИЯ) История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «БРЯНСКИЙ КЛАД ВЕЩЕЙ С ВЫЕМЧАТЫМИ ЭМАЛЯМИ (ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПУБЛИКАЦИЯ)»

РОССИЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ, 2015, № 2, с. 146-166

БРЯНСКИЙ КЛАД ВЕЩЕЙ С ВЫЕМЧАТЫМИ ЭМАЛЯМИ (ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПУБЛИКАЦИЯ)

© 2015 г. И.Р. Ахмедов*, А.М. Обломский**, О.А. Радюш**

* Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург **Институт археологии РАН, Москва (oblomsky_a@rambler. ru)

В статье опубликована информация о кладе восточноевропейских украшений с выемчатыми эмалями, найденном у бывшей д. Усух (юг Брянской обл., нижнее течение р. Сев). Он состоял из более чем 275 предметов: женских украшений, предметов мужской культуры престижа, нескольких сломанных в древности вещей, трех бытовых предметов. Все женские украшения, кроме бус, были изготовлены из бронзы. К предметам мужской субкультуры относятся детали плети, трех рогов для питья, возможно, поясная пряжка. Дата клада определяется по стилистическим особенностям украшений с эмалью, набору бус, пряжке и зеркалу в рамках конца II - второй половины III в. н.э.

Ключевые слова: украшения с выемчатой эмалью восточноевропейского стиля, римское время, лесное Поднепровье.

Наиболее общая характеристика восточноевропейского стиля вещей с выемчатой эмалью дана Г.Ф. Корзухиной. В его основе лежит геометрическая орнаментация (основные мотивы - круг, полукруг, треугольник, ромб, квадрат, крест и их сочетания). Изделия часто декорируются валиками, полочками, фасетками, "ребрышками", "гребешками" и т.п. Эмаль, как правило, бывает красной, реже - других цветов. В одном гнезде обычно помещается вставка одного цвета, хотя известны и исключения (Корзухина, 1978. С. 17).

Несколько специальных исследований продемонстрировали сходство химического состава эмалей и античных бус (Поболь, Наумов, 1967. С. 436, 437; Бкпег^г6Ъ^8ка, Stawiarska, 2009. Б. 322-334). Не исключено, что именно бусы и были сырьем для изготовления эмалей на востоке Европы.

Самые северные находки вещей с выемчатыми эмалями восточноевропейского стиля происходят из Финляндии и южной Швеции; самые южные -из Крыма; единичные известны в Крыму и на Северном Кавказе; самые восточные - в Прикамье, самые западные - в восточной Польше и Венгрии (Корзухина, 1978. С. 84, 85. Карта-вклейка; Вкпег-Wr6Ъlewska, 2011. Fig.1; Бугров, 1994; Амброз, 1968). По современным данным выделяются несколько областей их концентрации: Среднее и Верхнее Поднепровье, Днепровское лесостепное Левобережье, Верхнее Подонье, Восточная Прибалтика и Мазурское Поозерье (Корзухина, 1978;

Обломский, Терпиловский, 2007; Шинаков, 2008; Харитонович и др., 2008; Зиньковская, 2011; Акимов, Ененко, 2012; Обломский, 2010). Украшения с выемчатыми эмалями известны и в 11 кладах. По количеству предметов самым репрезентативным из них до последнего времени был Мощинский (современная Калужская обл.). На данный момент наиболее представительным комплексом является Брянский клад. Информация о нем появилась весной 2010 г., в 2012 он был передан в Государственный Исторический музей1.

Клад был найден в 4.8 км к северо-западу от северной окраины с. Подгородная Слобода и в 1 км к юго-юго-востоку от бывшей д. Усух. На месте его находки в 2013 г. был заложен шурф размерами 4 х 5 м, в котором не было найдено ни черепков сосудов, ни костей животных, ни глиняной обмазки. Таким образом, на месте находки клада древнего культурного слоя не было. Тем не менее из шурфа происходят 47 предметов, из которых практически все аналогичны вещам клада. По всей видимости, они были растащены в стороны кротами.

Клад состоял из более чем 275 предметов: женских украшений, вещей, связанных с мужской культурой престижа, а также некоторых предметов быта.

1 История находки подробно изложена (см: Ахмедов и др., 2013. С. 99, 100).

ЖЕНСКИЕ УКРАШЕНИЯ

Украшения головы и шеи

Бронзовые пластинчатые венчики (два реконструированных экз. и обломки еще не менее трех изделий) (рис. 1,1). В средней части венчиков помещены пластины ромбической формы с ромбическими же композициями гравированного орнамента. Окончания - в виде конических и, в одном случае, пирамидальных шишечек. Похожие предметы входят в состав Мощинского и Межигорского кладов украшений с эмалями, известны также в Ба-бьенте, Сандраусишке, Красном Маяке и др. (Кор-зухина, 1978. С. 42, 43; Гей, Бажан, 1993. С. 52-55. Рис. 3, 1; Родинкова, Сапрыкина, 2011. С. 91-93).

Гривны. Пять (четыре целых и одна фрагмен-тированная) с окончаниями в виде круглых петель были изготовлены из трех скрученных вместе бронзовых дротов (рис. 1, 2, 3). У одной на концах частично сохранились бронзовые трапециевидные пластинчатые подвески, орнаментированные композициями из прочеканенных с обратной стороны концентрических окружностей и соединяющих их валиков. Кроме непосредственно помещенных на гривне, в клад входили еще две целых (рис. 1, 4) и две фрагментированных подвески с чеканным орнаментом.

По сведениям Г.Ф. Корзухиной, аналогичная гривна с подвесками была найдена в Таураге. Исследовательница не исключала, что и в Межигорском кладе трапециевидные подвески были прикреплены к гривнам подобным же образом. Крупные трапециевидные подвески могли использоваться по-разному. Они достаточно часты в комплексах с изделиями с выемчатой эмалью, встречаются также и на памятниках в их ареале, в том числе и с плоскими пластинчатыми звеньями для подвешивания (Корзухина, 1978. С. 44, 45; Обломский, Терпиловский, 2007. Рис. 154; Хреков, 2007. Рис. 115, 1-3, 5).

Нагрудные украшения

Две парные бронзовые перекладчатые фибулы (рис. 2, 4). Их щитки и ножки украшены эмалью, в одном случае - красной, в другом - красной и желтой (на окончаниях щитка под пружиной). Ножки - ромбические с парными дисковидными выступами ("крестчатые"). В верхней части обеих фибул помещена имитация пружины в виде обмотки, соединяющей стойки оси бронзовой проволокой. Иглы были железными (на головках фибул сохранились характерные окислы). Прямых аналогий не имеют. Наиболее близкие изделия происходят из Федяшева, Камунты и Головятино (Корзухина,

1978. Табл. 15, 1; 23, 8; Гороховский, 1982. Рис. 2, 17). По наблюдениям Г.Ф. Корзухиной (1978. С. 27, 28) и Е.Л. Гороховского (Гороховский, 1982. С. 131), фибулы с такими ножками характерны в первую очередь для Поднепровья.

Треугольные бронзовые фибулы (рис. 2, 1-3). В деталях каждая индивидуальна. Все имеют треугольные окончания ножек. Поля со вставками эмали чередуются с пустотами, т.е. вещи ажурные. У наименьшей из них - в круглом поле выше ножки в одном гнезде - вставки из красной (сверху и снизу) и желтой (справа и слева), в левом поле в нижней части треугольной спинки и в середине верхней части - желтой, в остальных гнездах - красной эмали (рис. 2, 1). Только у этой фибулы частично сохранилась железная игла, прикрепленная к бутафорской бронзовой пружине, такой же, как у перекладчатых фибул.

У двух других фибул вставки эмали красные (рис. 2, 2, 3). В орнаментации всех трех застежек использованы мотивы лунниц.

Ажурные треугольные фибулы с треугольными ножками - одно из самых распространенных изделий с выемчатыми эмалями. Они встречены по всему ареалу украшений этого стиля: от Прибалтики до Крыма (Корзухина, 1978. С. 24, 25). Стилистически наиболее близкие к входящим в состав Брянского клада изделия происходят из Поднепровья и Поочья (Мощинский и Шишинский клады, Золочевское, Верхний Салтов) (Корзухина, 1978. Табл. 18; Обломский, 2007. Рис. 18; Обломский, Терпиловский, 2007. Рис. 142, 3; 145, 2).

Бронзовая фибула с треугольной ножкой,

вырезами, поперечным рифлением на спинке и кнопкой на ножке (рис. 2, 5). Принадлежит группе "окских" по И.Р. Амедову (тип 1 подтип а). Фибулы типа 1 найдены в Верхнем Поочье (Мощино, Се-ренск, Огубское). И.Р. Ахмедов датирует их рубежом II/III - первой половиной III в. (2008. С. 10).

Нагрудные цепи. В состав клада входили два полных комбинированных украшения и два фраг-ментированных.

В верхней части малой цепи помещены два под-треугольных звена, имитирующих ажурные треугольные фибулы, но без пружинного аппарата и приемника (цветная вклейка № 1, рис. 1). В круглых полях каждого из этих звеньев находятся вставки красной эмали, в прямоугольном и подтреугольном полях на корпусе - красная эмаль с прямой (в одном случае - волнистой) линией белой эмали посередине. К прямоугольным скобам в нижних частях корпуса верхних звеньев крепятся по три цепочки. Цепь завершается большой лунницей, на противоположном

Рис. 1. Наголовный венчик, гривны, трапециевидная подвеска (рисунок Н.А. Дулебовой).

Рис. 2. Фибулы. 1-3, 5 - рисунки О.А. Хомяковой; 4 - рисунок Н.А. Дулебовой.

конце которой - ушко для подвешивания дополнительного украшения. Лунница орнаментирована тремя эмалевыми вставками: центральной круглой зеленой, двумя сегментовидными красными.

Большая цепь конструктивно близка малой. Все вставки эмали в ее звеньях - красные (рис. 3). Верхние звенья также подтреугольные, но меньше похожи на фибулы. К их нижним скобам крепятся по две цепочки, ниже соединенные с подпрямоугольными звеньями с тремя вставками эмали в каждом. К каждому из этих звеньев в свою очередь подвешены по две цепочки, заканчивающиеся большой ажурной лунницей с четырьмя эмалевыми вставками. К ней на широкой петле подвешено кольцо, а к нему - пирамидальный колокольчик с четырьмя шишечками в основании и остатками железного язычка внутри.

Третья цепь - совершенно иная (цветная вклейка № 2, рис. 2): это две ажурные сегменто-трапецие-

видные подвески со вставками красной эмали, в орнаментации которых, как и у треугольных фибул, использован мотив лунниц. К одной из подвесок присоединены литая бронзовая планка без эмали с утолщениями на концах и пластинчатое звено-обойма. В составе клада имелись еще одна такая же обойма и планка. Цепь, таким образом, состояла из двух ажурных подвесок с эмалью с двумя литыми звеньями между ними и двух пластинчатых звеньев на противоположных концах изделия.

Четвертая цепь восстанавливается лишь гипотетически. По аналогиям с предыдущей в ее состав входили большая подвеска-лунница с красной эмалью и посеребрением в нижней части и два похожих изделия без посеребрения, но повторяющих в деталях оформление центральной лунницы. По всей видимости, подвески со

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком