научная статья по теме БУБЕНЧИКИ-ЗВОНЦЫ В ДРЕВНЕМ НОВГОРОДЕ (ПРИМЕНЕНИЕ, СПОСОБЫ ПРОИЗВОДСТВА, ТИПОЛОГИЯ И ХРОНОЛОГИЯ) История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «БУБЕНЧИКИ-ЗВОНЦЫ В ДРЕВНЕМ НОВГОРОДЕ (ПРИМЕНЕНИЕ, СПОСОБЫ ПРОИЗВОДСТВА, ТИПОЛОГИЯ И ХРОНОЛОГИЯ)»

РОССИЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ, 2009, № 2, с. 79-92

БУБЕНЧИКИ-ЗВОНЦЫ В ДРЕВНЕМ НОВГОРОДЕ (ПРИМЕНЕНИЕ, СПОСОБЫ ПРОИЗВОДСТВА, ТИПОЛОГИЯ

И ХРОНОЛОГИЯ)

© 2009 г. В. И. Поветкин

Новгородский центр музыкальных древностей

Среди звучащих приспособлений древних новгородцев значительное место занимали изготавливавшиеся из медных сплавов бубенчики. Согласно древнерусским письменным источникам, они имели общее с колокольчиками название -звонцы. Как и большинство хозяйственно-сигнальных и собственно музыкальных орудий, бубенцы сами по себе или в составе шумящих подвесок наделялись оберегающей сущностью. Использоваться они могли по-разному.

Одни бубенчики, в частности литые граненые (грушеобразные) с крестовидной прорезью, входили в комплекты ожерелий, поясных или нагрудных подвесок. Они, вероятно, украшали одежды новгородских женщин, детей, в большей мере чудского (финского), в меньшей - славянского происхождения. Это подтверждают наборы вещей с шумящими подвесками и бубенцами, чаще всего финские, в курганных захоронениях, обследованных в Новгородской земле. Яркий пример - Залахтовский курганный могильник возле Чудского оз. (Хвощинская, 2004). Бубенцы могли использоваться в составе бубна и одеянии чудских кудесников.

Другие бубенчики более употреблялись славянами. Изредка встречаемые при раскопках золоченые бубенчики, вероятно, украшали подол ризы христианского священника (архиерея). "На крась-бу ризе звоньця", - говорит Майская (Путятина) служебная минея XI в. из Софийской библиотеки (Срезневский, 1989. С. 964). Красномедные гладкие паяные из верхнего и нижнего тисненых полушарий бубенчики могли пришивать к одежде новгородских женщин в качестве пуговиц, как на традиционных образцах сарафанов XIX в. Сарафан из Поддорского р-на Новгородской губернии - "ферязь" с чередой шаровидных пуговок-бубенцов, именовавшихся "глухарями" (Ефимова, 1989. С. 64, 65. Рис. 50, 51), в противоположность колокольчикам, снизу открытым (в том же районе "глухарьки" - повешенные на жердь металлические шарики, звенящие при дуновении ветра, (см.: Новгородский областной словарь, 1992. С. 16); в Новгородском крае бубенчики на сбруе лошади - "шарочки", "шаркунки" (Новго-

родский областной словарь, 1995. С. 81, 82). Для пуговок-глухарей, обычно не имевших долевых прорезей, но с мелкими боковыми отверстиями, "глазками", характерен, возможно, древний способ изготовления - посредством пайки верхней и нижней тисненых половинок. Бубенцами украшали также кисти узорных поясов: на праздничных женских свитках (верхних суконных одеждах) "от воротника висят две покромки... вышитыя бисером, а на концах с ширкунцами или бубенчиками" (Словарь., 1985. С. 152). Память о звучащих пуговицах сохранялась на Русском Севере в старинах: "Он (Дюк Степанович) прогладил-то ведь ище по пуговкам - кабы кажная пуговка запела разным голосом" (Былины Печоры, 2001. С. 395).

В Х1У-ХУ вв. бубенчики привязывали к ногам ловчих птиц, откуда их название - бубен соколий ("А Ивашка Перфурова товару. четыре щиты, да два бубна сокольи", см.: Словарь., 1975. С. 343); другие составляли праздничное убранство конской сбруи: "Юноша сяде на конь свой. звонцы же его доброгласныи начаша прегудать" - сказано в повести Х1-Х11 вв. "Девгениево деяние" (Словарь., 1992. С. 171).

В древнем Новгороде, как в Западной Европе, бубенцы могли завершать колпаки скоморохов; крепиться к рукояти лопаточных трещоток; наконец, набор бубенчиков мог звучать в ансамбле с сопелью, гуслями, гудком или варганом (этим предположениям есть поддержка в русских лубочных картинках, натурных зарисовках, документах ХУШ-ХХ вв.).

С точки зрения современного концертного музицирования, может показаться, что бубенчики в звуковом мире древнего Новгорода выполняли второстепенную роль, пусть и широкую - от обыденного звучащего украшения до участия во время праздников в хоре с основными гудебными сосудами, т.е. музыкальными инструментами. Однако в традиционном народном представлении для каждого звукоизвлекающего приспособления находилась присущая ему первостепенная роль. Понятие музыкального мира растворялось за пределами собственно музицирования. В одном из вариантов старины про Дюка Степановича

(Онежские былины, 1948. С. 158) о звучащих пуговицах прямо сказано:

"Как поведет он да по пуговкам, Как пойдут разный да ведь музыки, Тут молодцы, девицы да скачут...". Чудо звучащего мира равно переживалось в будни и праздники. В "Девгениевом деянии" о незамысловатых с виду бубенцах читаем: "Конь белъ, яко голубь, а въ гриве его учинены многие звонцы - отъ прегудания и умъ человеческий не мо-жетъ смыслить" (Словарь., 1978. С. 357). Это ли не высшая оценка игры на самом благородном из музыкальных инструментов!

Полезно разобраться в многообразии бубенцов, понять их значение не только как украшений и объектов священных, но и как приспособлений, специально созданных для извлечения звуков. Без них представление о музыкальном мире древнего Новгорода не будет полным. Важно все разнообразие открываемых здесь бубенцов типологически и хронологически распределить по группам.

Открытия бубенцов в Великом Новгороде начались в 1951 г. Образцы Х-ХУ вв. показали, что способы изготовления, размеры и художественные их формы в разные периоды истории не были одинаковыми. Возникла мысль: обнаружить закономерность таких изменений и использовать бубенчики как датирующие объекты для характеристики раскапываемого слоя. Это требовалось и для того, чтобы упорядочить паспортизацию подобных находок в полевой практике.

В 1963 г. Н.В. Рындина, изучая технологию производства новгородских ювелиров, впервые классифицировала бубенчики: "Они делятся на четыре типа: грушевидные с крестообразной прорезью (10 экз. в слоях X - начала XII в.), грушевидные с линейной прорезью (6 экз. в слоях XIII-XIV вв.), шаровидные с грубой линейной прорезью и тройным рельефным пояском на тулове (11 экз.: конец XI - начало XIII в.) и шаровидные гладкие с линейной прорезью (40 экз.: слои XI -первой половины XIV в.)". Далее подчеркивается обоснованное классификационное условие: "У бубенчиков деление типологическое совершенно совпадает с их технологическими особенностями". Первые три типа, согласно Н.В. Рындиной, отливались по восковой модели с сохранением двусторонних форм (Рындина, 1963. С. 244-247, 259; Рыбаков, 1948. С. 257). Четвертый тип - это бубенчики, спаянные из двух тисненых половинок (Рындина, 1963. С. 209, 247). Типология была принята Б.А. Колчиным (Колчин и др., 1981. С. 130).

В 1981 г. М.В. Седова представила иной вариант классификации, проанализирвав 204 бубенчика, найденных в Новгороде в 1951-1974 гг. (Седова, 1981. С. 156, 157). Она также делила бубенчики на четыре группы, но по-другому: на

грушевидные бубенчики с крестовидной прорезью (их нижняя часть покрыта косой насечкой; в слоях от середины X до середины XII в. обнаружены 22 экз.1); грушевидные бубенчики с линейной прорезью и тройным рельефным пояском (распространены от последней четверти XI в. до второй половины XIII в.; найдено 20 экз.)2; шаровидные бубенчики с линейной прорезью (существовали с XI до начала XIV в.; 85 экз.; отмечено, что некоторые отлиты из меди, но большинство -из двух тисненых половинок)3; грушевидные бубенчики с линейной прорезью и поперечным литейным швом'4

Подобное разделение бубенчиков по форме на четыре типа сохранилось в другой работе М.В. Седовой, где она, как и в предыдущей, декларирует исходный принцип классификации: "Такое типологическое деление бубенчиков совпадает с технологическими особенностями их изготовления". И далее: "В целом бубенчики являются надежным материалом для хронологических атрибуций" (Седова, 1997. С. 69, 70. Табл. 54, 27-31 - номера рисунков не соответствуют тексту. - В.П.).

Однако очевидно, что данный вариант типологии разработан на формальных отличиях бубенчиков, иногда без учета особенностей их производства. В третьем и четвертом его типах перемешаны бубенчики литые и тисненые; их хронология стала расплывчатой, а количественные соотношения в группах сместились. Кроме того, в качестве четвертого типа представлены бубенчики грушевидные с линейной прорезью и поперечным литейным швом, которых нет в типологии Н.В. Рындиной.

В обоих типологических вариантах не остается места многим разновидностям бубенцов. Они нуждаются в дополнениях и уточнениях, что ведет к созданию нового варианта. Необходимость его связана также с открытием новых образцов и с отсутвием в отчетах единого подхода к оценке ежегодно находимых экземпляров.

В 1975-2002 гг. в Новгороде обнаружено в виде обломков или целыми не менее 177 бубенчиков; отходы производства говорят еще примерно

0 32 сделанных, хотя и не найденных, бубенчиках. До сих пор исследователи отметили два способа их изготовления. Первый - литье по восковой модели с сохранением двусторонней глиняной формы; второй - пайка из двух тисненых половинок. Недавно выявлен третий способ - литье по восковой модели с потерей формы (Поветкин, 2004.

1 На рис. 62, 1-5 у М.В. Седовой показаны литые образцы.

2 На рис. 62, 6-8 у М.В. Седовой литые образцы.

3 На рис. 62, 9-11, 15-17 у М.В. Седовой показано: 9-10 -литые, остальные тисненые.

4 "Изготовлены способом литья по восковой модели с сохранением формы. Грубый шов выступает примерно посредине их высоты. <.> Их найдено 77 в слоях от второй половины XIII до конца XIV в.". На рис. 62, 12-14 показано: 12 - тисненый, 13-14 - литые.

С. 80-84). Предлагается новое разделение бубенчиков на типы - в трех основных технологических традициях производства и в соответствии с наблюдаемыми формальными признаками. Очевидна и обратная связь: способы производства узнаются в той мере, в какой этому способствуют результаты визуального изучения форм бубенцов.

Но прежде отметим исключительную разновидность бубенчиков. Литые - округлые четы-рехлепестковые (крестопрорезные) - в большей или меньшей мере шаровидные, иногда граненые со скругленными углами. Нижние их лепестки нередко украшают пересекающиеся в уголках тонкие насечки. Встречены в захоронениях и на поселениях вне Новгорода, чаще в финно-угорских, с VIII-XI вв. (Голубе

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком