научная статья по теме БУЧИ ЭМЕЧЕТА: «БЫТЬ - ЗНАЧИТ БЫТЬ ЗНАМЕНИТОЙ» История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «БУЧИ ЭМЕЧЕТА: «БЫТЬ - ЗНАЧИТ БЫТЬ ЗНАМЕНИТОЙ»»

КУЛЬТУРА, ЛИТЕРАТУРА, ИСКУССТВО

Современная литература Нигерии является продолжением античной и средневековой(арабской и европейской), английской, немецкой, французской, русской классики. У ее истоков стояли выдающиеся мастера: Амос Тутуола и Чинуа Ачебе, Кристофер Окигбо и Воле Шойинка, Киприан Эквенси. Вслед за ними пришли Коле Омотосо и Бен Окри, обеспечив славу нигерийской литературы в границах профессионального сообщества и мировой читательской аудитории.

«Он и мысли не допускал, что я могу быть счастлива без него.»

Франсуаза Саган

«Лучше всего разобраться в женском вопросе способны сами женщины, во всяком случае, некоторые из них».

Симона де Бовуар

«Все хотят успеха. Каждый...»

Бучи Эмечета

Бучи Эмечета

БУЧИ ЭМЕЧЕТА: «БЫТЬ - ЗНАЧИТ БЫТЬ ЗНАМЕНИТОЙ»

Т.М. ГАВРИСТОВА

Доктор исторических наук Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова

Ключевые слова: Нигерия, Бучи Эмечета, роман, феминизм, постмодернизм, африканская диаспора

Актуализация африканской тематики совпала по времени с парадом суверенитетов на континенте. В 1960-м, объявленном Годом Африки, от колониальной зависимости освободились 17 государств, в т.ч. крупнейшая по числу жителей Нигерия, что повлекло за собой интерес к континенту, его истории и культуре.

ЖИЗНЬ ТАКАЯ, КАКАЯ ЕСТЬ

Женский субстрат нигерийской литературы представлен именами Флоры Нвапа (1931-

1993) и Бучи Эмечета (р. 1944), известными за рубежом и мало знакомыми (в силу отсутствия переводов на русский язык) российским читателям. Для многих «они были как сестры»1. Обе принадлежат к народу игбо, представители которого всегда были склонны к аккумулированию идей и традиций, за что их прозвали африканскими «евреями» (и «японцами»), и отличались определенным снобизмом и амбициозностью.

Ф.Нвапа называют «матерью» африканской литературы. Она первой начала издаваться за рубежом. Ее роман «Эфуру»

(1966) стал первым романом в истории нигерийской литературы на английском языке, написанным женщиной. Б.Эмечета принадлежит более двух десятков романов. Она - писатель и издатель, драматург и автор книг для детей. В 2014 г. ей исполнилось 70 лет. Она пишет более 40 лет. Однако на русский язык не переведено ни одно из ее произведений.

С 1980-х гг. имя Бучи Эмечета входит в рейтинги самых читаемых писателей Великобритании2. Писательница живет в Лондоне с 1962 г. В 2005 г. она стала первой и пока единственной африкан-

№ 1 • 2015 АЗИЯ И АФРИКА сегодня 71

кой, удостоенной ордена Британской империи (ОБЕ) за большой вклад в развитие британской литературы3.

Известность ей принесли романы: «В канаве» (1972); «Гражданин второго сорта» (1975); «Выкуп за невесту» (1976); «Рабыня» (1977); «Радости материнства» (1979); потом последовали: «Гвендолен» (1989), «Семья» (1990), «Кехинде» (1994), «Новое племя» (2000) и др. Отчасти все они документальны (это истории повседневной жизни). Их персонажи - соседи, сослуживцы: бедные и богатые, африканцы и пакистанцы, зажиточные евреи; семьи с детьми; матери-одиночки; брошенные жены; студенты; молоденькие девушки, испытывающие отчуждение в новой для себя среде; дети, вынужденные мириться с трудностями; приемные родители; иммигранты - демонстрируют чудеса выживания, побеждая в борьбе с собой и обществом, где вечное уступает сиюминутному, а духовное - материальному.

НА ПУТИ

К ПОСТМОДЕРНИЗМУ

Эпоха постмодерна способствовала универсализации литературных традиций. В писательское сообщество интегрировались представители разных рас, этносов, культур.

Возник феномен «женской литературы». Ее границы условны, но, как правило, определяются квадратурой: женщина - автор; женщина - читатель; женщина -главная героиня; в основе сюжетной линии - женская судьба. Эмансипация и феминизм (конец «мужской цензуры») способствовали тому, что женщины-литераторы оказались в оппозиции писателям-мужчинам, хотя, вслед за Ж.Дерридой4 и Ж.Бодрийяром5, постмодернистскую эстетику принято считать «женской» - в силу характерной рефлексии (гиперрефлексии), «кокетства» и увлечения перфомансом.

Лицедейство и игра, парадоксальность и система «двойного кодирования», рассчитанные на

массового и просвещенного читателя и свойственные традициям постмодернизма, присущи стилю Б.Эмечета. Однако, в отличие от многих других авторов, ангажированных и «раскрученных» СМИ и гламурными изданиями, она не склонна превращать творчество в «производство». Ей хочется получать удовольствие от работы над текстом, от создания, а не от продажи своих произведений. Она рисует жизнь такой, какая она есть, но стремится к лучшему (к идеалу). Внутренние монологи ее героинь (ее монологи), выливаясь в соло, даруют читателям такие образцы самонаблюдения и самопознания, что, кажется, кроме нее, никто никогда не смог бы так написать, - это прямая проекция темперамента, ответ «африканской принцессы»6 на вызов со стороны массовой культуры.

Истоки творчества Эмечета - в ее африканском прошлом: «Я выросла в Нигерии... В моих романах я всегда возвращаюсь в Африку. Я пишу об Африке для всех. Я пишу, как говорю. Я рассказываю»7. «Когда я сажусь писать, я... вспоминаю Африку, Нигерию»8. Теперь она вспоминает свою жизнь и скоро представит свою автобиографию - историю личного и писательского успеха.

Воспоминания - всегда путешествие в прошлое. Однако «пути», туда ведущие, «разрушены». Именно об этом ее роман «Новое племя»9. Как и ее герои, Бучи пыталась вернуться в Нигерию, но там она ощущала себя чужой. Лондон для нее «спорная терри-тория»10 (она родилась и выросла в Лагосе), и, тем не менее, это ее дом, где она чувствует покой и безопасность.

Ситуация постмодерна диктует свои условия. Африка становится симулякром. Стереотипы довлеют над восприятием образов (война, разруха, насилие, кровь, смерть; деградация общества, девальвация культуры; ощущение катастрофы, хаоса). Лондон более реален, но и он - подобие; «пространство догадки»11 (ризома; лабиринт). Его населяют чернокожие мужчины и женщины, нигерийцы

(игбо, йоруба), афро-карибцы -почти всегда не в ладах друг с другом; «граждане второго сорта». Многие находятся на грани выживания. Женщины - олицетворение силы и достоинства. Мужчины - «слабый пол». Они ленивы и эгоистичны; амбициозны и инфантильны, патриархальны и жестоки. Ни образование, ни вера в Бога не мешают им проявлять насилие и деспотизм в отношении женщин. Брак превращается в войну полов.

ЖЕНСКИЕ СУДЬБЫ

«В некотором смысле, замужество - хуже рабства», - говорит героиня повести «Рабыня». Эмече-та относит сказанное к браку своей матери. Отец регулярно избивал ее. Дочери тоже доставалось. Тема насилия занимала Бучи в течение многих лет. Общество, по ее мнению, нетерпимо к женщине. Путь к свободе и независимости писательница видит в просвещении и образовании. По ее мнению, только они дают женщине настоящую свободу: «Всем девушкам я говорю - учитесь. Образование - Ваша свобода. Так обстоят дела во всем мире»12. Однако существует обычная инертность, леность ума: многие иммигранты убеждены, что черная работа для черных, переубедить их в том, что образование открывает путь к карьере, трудно. Ей кажется, что выходцы из Вест-Индии в меньшей степени заинтересованы в получении образования, чем иг-бо и йоруба, связывающие с университетским дипломом и степенями надежду на успех.

В Африке критика упорно относит романы Эмечета к «феминистской» литературе, обвиняя ее в приверженности феминизму. Бучи утверждает, что нельзя жить в мире без мужчин - «без секса»13. Свои романы она относит «к африканской, а не к феминистской литературе»14. Писательница не раз отмечала: «Я слежу за происходящим и вижу все глазами африканской женщины. Я наблюдаю за жизнью женщин, которых знаю. Правда, я не знала, что за это меня назовут "африкан-

ской феминисткой". Если я феминистка, то только с маленькой буквы "ф"»15.

По мнению Эмечета, «Нигерия - страна историй», а ее «женщины родились рассказчица-ми»16. Мать и свекровь Бучи знали множество историй и охотно их рассказывали. Эти рассказы, трагические и комические, женщины передавали из уст в уста от поколения к поколению. Бучи слушала их девочкой и замужней дамой, даже если никто, кроме нее, не проявлял к ним интереса.

Ее повесть «Рабыня» базируется на истории, услышанной от матери. Взрослый сын богатых родителей потребовал от чернокожей женщины (бывшей рабыни), еще ребенком купленной его матерью и отпущенной на волю, 8 фунтов, когда-то заплаченных за нее. Чтобы убедиться в том, что это правда, что он - тот, за кого себя выдает, и что справедливость требует вернуть долг бывшей хозяйке, она попросила его поклясться на «Библии». Он поклялся. Бывшая рабыня вернула ему деньги. Человек страдающий капитулировал перед человеком играющим - типичная ситуация постмодерна17.

ЭГОИСТОРИЯ

Ранние произведения Б.Эмече-та можно считать в наибольшей мере автобиографическими. В основе сюжетов лежит ее личная история. Бучи рано осталась без отца. Он был железнодорожным служащим, техником. Семья жила в относительном достатке. Дочь не особенно ладила с матерью, хотя очень ее любила и страдала, когда та умерла. В школе девочка отлично училась. Ее способности были замечены. Она могла бы получить правительственную стипендию18, но в 11 лет была обручена, в 16 -вышла замуж, за шесть лет брака (1960-1966) родила пятерых детей (Флоранс, Сильвестр, Джейк, Кристи и Эллис). Она посвятила им книгу «Гражданин второго сорта».

Биография писательницы богата событиями, ее эгоистория поучительна (это история успеха). Автобиография Эмечета но-

сит символическое название «На плаву» (1986). Это исповедь женщины-победительницы, преуспевшей вопреки обстоятельствам в противоборстве с мужским и расовым шовинизмом, и одновременно своего рода пособие о том, как «завоевать мир» («Запад»)19.

Бучи приехала в Лондон совсем юной, вслед за мужем - студентом, но нашла в себе силы уйти от него: он изменял ей, запрещал писать, сжег рукопись ее первого романа. Одна, с детьми на руках, в Лондоне, вдали от родных и друзей, без средств к существованию (муж разрешил забрать только кое-что из одежды) молодая женщина сменила немало занятий - раб

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком