научная статья по теме БУДДИЙСКАЯ КУЛЬТУРА: ОТ ВОЗМОЖНОСТЕЙ «МЯГКОЙ СИЛЫ» ДО ПОТЕНЦИАЛА ЛУМБИНИ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «БУДДИЙСКАЯ КУЛЬТУРА: ОТ ВОЗМОЖНОСТЕЙ «МЯГКОЙ СИЛЫ» ДО ПОТЕНЦИАЛА ЛУМБИНИ»

СОБЫТИЯ, ФАКТЫ, КОММЕНТАРИИ

БУДДИЙСКАЯ КУЛЬТУРА: ОТ ВОЗМОЖНОСТЕЙ «МЯГКОЙ СИЛЫ» ДО ПОТЕНЦИАЛА ЛУМБИНИ

Ключевые слова: буддизм, буддийская культура, Капилавасту, Лумбини, «мягкая сила»

В последние годы буддизм становится не только все более популярной религией в разных уголках мира, но и объектом углубленного внимания со стороны государственных органов стран, на чьей территории это учение имеет распространение. В последнем случае причина кроется, во многом, в значении буддизма как т.н. «мягкой силы», способной оказать известное содействие в решении внутренних и внешних проблем государства. Однако и сами буддийские деятели и организации осознают необходимость совместного обсуждения и поиска путей развития буддизма и буддийской культуры в современных условиях поликультурного мира.

В очередной раз я убедился в этом, когда в ноябре 2014 г. принял участие в Международной буддийской конференции «Продвижение, защита и сохранение буддийской культуры и наследия», состоявшейся на родине Будды - в местечке Лумбини, на юго-западе Непала.

РЕВИТАЛИЗАЦИЯ БУДДИЗМА: В ПОГОНЕ ЗА «МЯГКОЙ СИЛОЙ»

Вероятно, первым государством, которое в наше время обратило такое внимание на буддизм, является Китай. В этом нет ничего удивительного, поскольку в Китае государство было издревле заинтересовано в консолидации общества с помощью различных систем и идей, в т.ч. буддийских. Практика КНР показывает, что идеология КПК не только уживается с буддизмом, но и способствует его определенному развитию.

Еще в начале 1990-х гг. в КНР получила распространение идея о «взаимосоответствии религии и социалистического общества»1, которая сформулировала определяющее направление политического курса государства в отношении религии. Так, во внешней политике буддизм воспринимается как инструмент для поддержания

стабильных межгосударственных отношений, оптимизации внутренней и внешней линии государства. Во внешнеполитической деятельности немаловажной является т.н. «буддийская дипломатия» - использование потенциала буддизма для реализации политических, экономических и иных интересов государства.

Руководство КНР акцентирует особый уровень отношений с буддийскими странами Юго-Восточной Азии: Вьетнамом, Камбоджей, Лаосом, Бирмой и Таиландом. Во время официальных визитов китайские лидеры стремятся продемонстрировать уважительное отношение к местным буддийским святыням, оказывают поддержку соответствующим научным исследованиям и религиозной системе образования. Важной составной частью такой дипломатии является предоставление возможности зарубежным буддистам поклоняться сакральным объектам, находящимся в КНР; посещение буддийских памятников входит в программы визита политических деятелей.

Буддизм признается силой, способной сблизить Китай с Японией. Китайской стороной пропагандируется призыв сплести «золотые узы дружбы» единоверцев. Так, выступая 16 октября 1995 г. на церемонии, посвященной раз-

Б.У. КИТИНОВ

Кандидат исторических наук Российский университет дружбы народов

витию китайско-японской дружбы, глава Китайской буддийской ассоциации [КБА] Чжао Пучу отметил: «Все знают, что буддизм в Китае и Японии имеет широкую массовую основу. Население Японии - 100 млн человек, из них 87 млн - последователи буддизма. В Китае буддистов еще больше. На протяжении последних нескольких десятков лет уже доказано, что дружеские буддийские контакты для развития мира и дружбы между двумя государствами явились результативным важным каналом»2.

Со второй половины 1990-х гг. в Южной Корее, Японии и Китае проходят конференции буддистов этих трех стран, проводятся регулярные обмены делегациями. Согласно мнению руководства китайских буддистов, «когда вступаем в XXI век, буддистам всех стран нужно последовательно развивать дружеские связи и сотрудничество, сообща вносить новый вклад в дело мира во всем мире, чтобы буддийская идеология равенства, глубокой любви в XXI веке по-новому засияла»3.

Современный подход китайских властей к религии сформировался в декабре 2001 г., когда ЦК КПК и Госсовет КНР провели Всекитайскую конференцию по религиозной работе. Председатель КНР Цзян Цзэминь (1993-2003) заявил, что в период социализма религия носит массовый и долговременный характер, и, кроме того, существуют объективные законы развития религии, в т.ч. ее известная роль во внутри-и межгосударственных сферах4.

Китайские буддийские организации совместно с государственными органами выступают инициаторами экспонирования за рубежом предметов поклонения, организовывают международные научные семинары. Например, семинар, посвященный Сюань Цзану (602-664), с именем которого связана история распро-

странения буддизма в Китае, в последний раз проходил в сентябре 2006 г. в Чэнду (провинция Сычуань). Среди участников были представители Индии, Японии, Вьетнама, Шри-Ланки и других стран. Примерно раз в пять лет проходит всемирный научный семинар по Тибету; очередной, четвертый, прошел в августе 2012 г. в Пекине.

Крупным событием стало открытие в городе Ханчжоу (провинция Чжэцзян) в апреле 2006 г. международного буддийского форума, куда прибыли более 1000 делегатов из 10 стран, исповедующих буддизм. Это был первый подобный форум в истории Китая. Инициатива Пекина по его созыву даёт основания утверждать, что КБА стремится обеспечить своему государству положение одного из ведущих духовных центров мирового сообщества.

Более масштабным был второй Всемирный буддийский форум (март 2009 г., г. Уси провинции Цзянсу - г. Тайбэй, Тайвань), в котором приняли участие более 1700 представителей из 50 стран и районов мира, в т.ч. буддийские монахи и ученые, политические деятели. В своей речи председатель КБА монах Ичэн-чжанлао отметил, что форум станет торжественным собранием буддистов всего мира и демонстрацией буддийской культуры, а также памятным мероприятием для обменов и слияния буддийских кругов берегов Тайваньского пролива5.

Третий форум, прошедший в апреле 2012 г. в Гонконге, был организован совместно КБА, Сян-ганской буддийской ассоциацией и Всекитайской ассоциацией религиозных и культурных обменов. В течение двух дней около тысячи представителей из более чем 30 стран мира обсуждали актуальные вопросы современности и проблемы построения гармоничного мира.

Вплоть до недавнего времени Китай не поддерживал контактов с Индией по буддийской линии. Ситуация стала меняться в связи с постепенной нормализацией межгосударственных отношений. Индийские строители возвели в 2006 г. буддийский храм в городе Лоян - прежней столице династии Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.), откуда буддизм стал распро-

страняться по всему Китаю. В мае 2010 г. храм посетила в ходе государственного визита в Китай президент Индии Пратиб-ха Патил. В своем выступлении она заявила: «Возведенный в индийском стиле буддийский храм является даром народа Индии сестринской цивилизации - той, с которой мы разделяем многие ценные ассоциации и воспоминания о взаимодейст-вии»6.

В Индии также с конца 1990-х гг. проводятся конференции и другие научные мероприятия с тематикой изучения буддизма, в т.ч. и в сотрудничестве с иностранными государствами. Так, в годовщину 2600-летия Просветления Будды, в марте 2011 г. была проведена международная буддийская конференция в Канди (Шри-Ланка) совместно с министерством внешних сношений и министерством по делам буддизма и других религий Шри-Ланки. В конце ноября того же 2011 г. в Дели при поддержке правительства Индии прошел первый Глобальный буддийский конгресс, в нем участвовали около 900 экспертов и буддийских наставников из 46 стран.

Подобные мероприятия проходят в Индии довольно часто. Последнее из них - конференция «Буддизм возвращается в великий разговор Индии», организованная Индийским институтом буддийских исследований (г. Пуна) и университетом Оксфорда в конце ноября 2014 г.

«РАБОТАТЬ БЫСТРО, КАК ЛОШАДЬ ИЗ ЛУМБИНИ»

Нет ничего удивительного в том, что власти Непала также обратили внимание на буддийское наследие своего государства, ведь именно на его земле за 600 лет до нашей эры жил принц Сиддхарт-ха Гаутама, будущий Будда.

Исключительной важности крупное собрание буддийского духовенства и ученых состоялось в конце прошлого года в Непале. Там, в дистрикте Лумбини (парк Лумбини), месте рождения Сиддхартхи Гаутамы, который в 35 лет стал Буддой, в период с 15

Статуя маленького Сиддхартхи (Будды), по пути от канала к храму Махамай.

по 18 ноября 2014 г. проходила Международная буддийская конференция «Продвижение, защита и сохранение буддийской культуры и наследия». Как подчеркивали устроители конференции, это первая подобная встреча, проводимая в Лумбини; прежние местные саммиты (1998, 2001, 2004 гг.) были, скорее, собраниями монахов.

Организаторами конференции выступили Буддийская академия тхеравады (Катманду, Непал) и Международная буддийская академия Ситагу (Янгон, Мьянма). В работе конференции приняли участие около 400 участников из 32 стран мира, а также более 800 монахов. Последние практически все представляли южное учение буддизма - тхера-вады, но было и несколько лам -монахов тибетского буддизма: в частности, Шанг-па ринпоче, один из глав Карма Кагью*, и хамбо-лама** Дамбажав из известного монастыря Дашичойлинг в Улан-Баторе.

На открытии с приветственным обращением выступили президент Непала Рам Баран Ядав, несколько министров его правительства, было зачитано послание президента Мьянмы У Тен Сей-на, также выступили министр по

* Карма Кагью - подшкола Кагью, вторая по значимости школа тибетского буддизма после школы Гелук, к последней принадлежит Далай-лама.

** Хамбо-лама (тибет., монг.) - титул настоятеля монастыря.

делам религии Мьянмы У Соэ Вин и министр культуры и искусств Шри-Ланки Т.Еканаяке.

Такие известные современные деятели тхеравады, как махатхе-ра* Ашин Ньяниссара, глава вышеупомянутой буддийской академии Ситагу, один из лидеров южного буддизма, и махатхера бхикшу** Джнянапурник, президент Всенепальской ассоциации бхикшу, вице-президент Буддийской академии тхеравады, говорили о значимости как самого Лумбини, так и целей, которые ставит конференция.

Махатхера Ашин Ньяниссара отм

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком