научная статья по теме БУДДИЙСКИЙ МОНАСТЫРЬ ФАЯЗ-ТЕПЕ (СЕВЕРНАЯ БАКТРИЯ) ПО ИССЛЕДОВАНИЯМ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «БУДДИЙСКИЙ МОНАСТЫРЬ ФАЯЗ-ТЕПЕ (СЕВЕРНАЯ БАКТРИЯ) ПО ИССЛЕДОВАНИЯМ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ»

РОССИЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ, 2013, № 2, с. 119-125

БУДДИЙСКИЙ МОНАСТЫРЬ ФАЯЗ-ТЕПЕ (СЕВЕРНАЯ БАКТРИЯ) ПО ИССЛЕДОВАНИЯМ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ

© 2013 г. Т.К. Мкртычев

Государственный музей Востока, Москва (mkrtiga@gmail.com)

Ключевые слова: Средняя Азия, история буддизма, кушаны, буддийский монастырь Фаяз-тепе, датировка, периодизация.

The article cites different views on the history of Fayaz-Tepe Buddhist monastery in Old Termez, which is one of the key Buddhist sites in Northern Bactria. L.I. Albaum conducted archaeological excavations at the monastery in 1968-1976. The author of the excavations published a series of articles which reconstruct the history of the monastery. The additional excavations that were conducted during the restoration works in 2002-2006 yielded important new material concerning the history of the site and the details of its layout. In view of the new data that has been published, the author of the present article offers his version of the history of Fayaz-Tepe Buddhist monastery.

Исследователи, занимающиеся археологией Средней Азии, внесли значительный вклад в изучение проблемы истории распространения буддизма из Индии в Китай. Еще в 1926-1928 гг. А.С. Стрелков во время экспедиции Музея Востока в Среднюю Азию на территории городища Старый Термез (Северная Бактрия) нашел несколько памятников, которые он интерпретировал как буддийские сооружения (1928. С. 41-47). Эти археологические объекты впервые показали наличие буддийских памятников между двумя регионами - Гандхарой и Восточным Туркестаном, в которых присутствие буддизма в начале XX в. уже было хорошо известно. Впоследствии в разных историко-культурных регионах Средней Азии были открыты более 30 различных сооружений разных эпох, которые принято соотносить с буддизмом. Данные памятники позволили говорить о значительной роли, которую Средняя Азия (конечно, речь идет не обо всех историко-культурных регионах Средней Азии) как связующее звено сыграла в двух важных историко-культурных процессах в истории буддизма: в распространении буддизма из Индии в Китай; позднее в движении буддийских паломников из Китая в Индию. История буддизма в Средней Азии, а также указанные выше процессы нашли подробное отражение в трудах выдающихся исследователей этого региона Б.А. Литвинского и Б.Я. Ставис-кого (Литвинский, Зеймаль, 1971; Ставиский, 1998; Litvinsky, 1968; Litvinsky, Zeimal', 2004; Stavisky, 1993/1994. Р. 113-142). Автору также доводилось

писать об истории среднеазиатского буддизма (Мкртычев, 2002).

Среди историко-культурных регионов Средней Азии наибольшее количество буддийских памятников найдено в Бактрии-Тохаристане (юг Узбекистана, юг Таджикистана, север Афганистана, северо-запад Туркмении). Б.Я. Ставиский пишет о 16 буддийских памятниках различного времени (1998. С. 15-20. Рис. 1).

Одним из ключевых буддийских памятников этого региона, без сомнения, может считаться монастырь Фаяз-тепе, расположенный в 1 км к северо-западу от городища Старый Термез1.

Монастырь исследовался раскопками известным археологом Л.И. Альбаумом с 1968 по 1976 г. Затем еще на протяжении ряда лет ученый проводил зачистки отдельных участков, уточнял детали, делал архитектурные обмеры. На памятнике были найдены произведения буддийского искусства, благодаря которым Фаяз-тепе получил всемирную известность. В частности, каменный горельеф с изображением Будды, сидящим под деревом бодхи, и предстоящими монахами (Культура и искусство древнего Узбекистана, 1991. № 122). Другой визитной карточкой памятника стал фрагмент настенной живописи с изображением двух персонажей в ку-

1 Известно, что свое теперешнее название безвестный холм получил по фамилии директора Термезского областного краеведческого музея Р.Ф. Фаязова, который помогал в работе экспедиции (Альбаум, 1990. Прим. 2).

шанском одеянии, над головой одного из которых сохранилась часть надписи бактрийским письмом "Фаро" (Культура и искусство древнего Узбекистана, 1991. № 119).

По мере проведения раскопок Л.И. Альбаум публиковал краткие результаты своих полевых исследований, а также очерки по отдельным темам, связанным с находками на памятнике (1974; 1976; 1982; 1990).

Между тем было известно, что Л.И. Альбаум готовит обширную монографию, посвященную своим работам на Фаяз-тепе. Однако Лазарю Израилеви-чу не суждено было закончить рукопись, которая каким-то таинственным образом пропала после его смерти2. Тем не менее на основании публикаций Л.И. Альбаума можно в целом реконструировать историю существования и особенности функционирования памятника.

История Фаяз-тепе (по Л.И. Альбауму). Если суммировать сведения, опубликованные Л.И. Аль-баумом, история Фаяз-тепе представляется следующим образом. На данном месте первоначально была построена ступа с круглым основанием, возведение которой датировано I в. до н.э. Вокруг ступы находился комплекс каких-то буддийских сооружений. Позднее на этом же месте по единому плану был построен большой наземный монастырь с четкой прямоугольной планировкой. На основании находок монет на раннем полу строительство датировано временем правления кушанского царя "Сотер Мегаса".

В планировке монастыря выделены три функционально-планировочные зоны: центральная часть - храмовая; северо-западная - монастырская; юго-восточная - хозяйственная (кухонная). К сожалению, был опубликован очень схематический план Фаяз-тепе (Альбаум, 1982. С. 57-59)3. При этом ни в одной из публикаций не упоминалось об этапах функционирования памятника. Между тем как во время экскурсий по Фаяз-тепе, на которых мне неоднократно доводилось бывать, Л.И. Альба-ум указывал на различные перестройки.

2 Как Б.Я. Ставиский, так и я, бывая у Л.И. Альбаума в гостях, неоднократно видели незаконченную рукопись. После смерти Лазаря Израилевича Б.Я. Ставиский написал письмо его вдове, в котором просил при случае передать мне неоконченную рукопись. Борис Яковлевич с моей помощью собирался сделать редактуру рукописи и подготовить ее для последующего издания. Первоначально я получил согласие вдовы. Однако через некоторое время, когда в очередной раз будучи в Ташкенте, я пришел за рукописью, вдова сообщила мне, что не знает ни о какой незаконченной работе Л.И. Альбаума.

3 Еще при жизни Л.И. Альбаума в экспозиции Музея истории

Узбекистана (Ташкент), посвященной Фаяз-тепе, демонстрировался довольно подробный план памятника.

Исследователь считал, что в конце I - начале II в. н.э. первоначальная ступа, имевшая в основании круглую планировку, была перестроена и приобрела крестообразную планировку. В публикациях была использована графическая реконструкция ташкентского архитектора А. Асанова (1976).

Окончание функционирования памятника отнесено к III в. По наблюдениям, в слоях разрушения памятника встречаются монеты Васудевы. Монастырь был разграблен сасанидскими войсками и прекратил свое существование. О времени этого события свидетельствуют находки монет сасанид-ских царей Шапура I, Хормизда I (Альбаум, 1990. С. 26).

В процессе раскопок было установлено, что после запустения часть помещений заброшенного монастыря Фаяз-тепе использовалась для погребений по обряду трупоположения. Погребения сопровождались монетами Хормизда II, подражаниями монетам Пероза, датирующимися V-VI вв. (Альбаум, 1990. С. 26). Данные погребения в целом соответствуют погребальной практике, которая была распространена в этом регионе в раннем средневековье.

Ученый считал, что к моменту появления здесь арабов (конец VII в.) "все помещения были разрушены и засыпаны песком, а также обвалившимися сводами". Датировку окончательного разрушения дает кувшинчик с кладом серебряных монет, найденный в верхнем слое памятника. Наиболее поздняя монета этого клада датируется 199 г.х. (814-815 гг.) (Альбаум, 1990. С. 26).

Некоторые спорные положения в истории Фа-яз-тепе, предложенной Л.И. Альбаумом. В ряде работ, в которых была предпринята попытка обобщить данные по истории буддизма в Бактрии-Тохаристане, мной использована вся опубликованная информация по Фаяз-тепе, а также некоторые личные сообщения исследователя памятника. Принимая в целом общую концепцию Л.И. Альбаума истории монастыря, я, тем не менее, не был согласен с некоторыми ее положениями.

Во-первых, Л.И. Альбаум нигде не привел убедительных аргументов, на основании которых ранняя ступа с круглым основанием могла бы датироваться I в. до н.э. С моей точки зрения, ее строительство было синхронно возведению всего монастыря в середине I в. н.э. Такая датировка основывается на данных Л.И. Альбаума об упоминавшихся выше находках на раннем полу монет Сотер Мегаса.

Во-вторых, переход от круглого основания ступы к крестообразному (звездчатому) является одним из эволюционных этапов в развитии планировки ступ (Franz, 1980. Р. 134). На ряде памятников

он датируется концом IV - началом VI в. (Мкрты-чев, 2002. С. 79-81). На этом основании можно говорить, что у ступы на Фаяз-тепе крестообразное (звездчатое) основание никак не могло появиться в конце I - начале II в., как это считал Л.И. Альбаум. Судя по аналогиям, такая перестройка основания у ступы на Фаяз-тепе должна была бы датироваться также ГУ^! вв.

Однако если это было так, тогда возникает вопрос - почему фаязтепинская ступа перестраивается, в то время как монастырь не просто пустовал, но и использовался как место погребения горожан, не имевших никакого отношения к буддизму (Мкрты-чев, 2002. С. 79-81).

В-третьих, сасанидские войска, которые на короткое время захватили Северную Бактрию в середине III в., не разрушали буддийские памятники региона, в том числе и Фаяз-тепе. Нередко бывая на памятнике, мне не доводилось видеть никаких следов специальных разрушений, не слышал я о подобных следах и от Л.И. Альбаума. Скорее всего причиной упадка Фаяз-тепе, как и многих других буддийских памятников Бактрии, стала смена правителей в регионе. Новые правители перестали оказывать помощь местной буддийской общине4. В результате монахи стали покидать монастырь и он постепенно пришел в запустение (Мкртычев, 2001. С. 57).

Новые данные по истории Фаяз-тепе (Ш.Р. Пи-даев, Т. Аннаев, Дж. Аннаев, Ж. Фуссм

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком