научная статья по теме БУДДИЗМ И СОВРЕМЕННЫЙ МИР Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «БУДДИЗМ И СОВРЕМЕННЫЙ МИР»

162

ВОСТОК (ОМЕШ) 2014 № 6

БУДДИЗМ И СОВРЕМЕННЫЙ МИР

© 2014 И. В. КУЛЬГАНЕК

17-19 июля 2014 г. состоялась научная конференция Шестые Доржиевские чтения "Буддизм и современный мир", организаторами которой выступили Благотворительный общественный фонд "Общество бурятской культуры Ая-Ганга" (СПб.), Институт восточных рукописей РАН (ИВР РАН, СПб.), Буддийская традиционная Сангха России при участии Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (ИМБТ СО РАН, Улан-Удэ) и Российской ассоциации монголоведов.

В этом году местом проведения конференции были выбраны ИМБТ СО РАН (Улан-Удэ, Республика Бурятия) и село Нарын-Ацагат (Заиграевский район Республики Бурятии).

Доржиевские чтения - регулярное научное мероприятие, проходящее раз в два года. За десять лет конференции проходили в Санкт-Петербурге, Улан-Удэ и в ряде поселков Бурятии (Алханай, Агинское, Ацагат), исторически связанных с именем хамбо-ламы Агвана Лобсана До-ржиева (1854-1938) - выдающегося бурятского ученого, религиозного и общественного деятеля, основателя Санкт-Петербургского буддийского храма "Гунзэчойнэй".

Особеностью данной конференции является выбранная оргкомитетом идея продолжения традиций взаимообогащающего сотрудничества, заложенных Агваном Доржиевым и буддолога-ми школы акад. Ф.И. Щербатского. Главная задача - расширение и укрепление контактов между представителями академической науки и традиционными буддийскими учеными.

Тематика докладов и дискуссий связана непосредственно с биографией Агвана Доржиева и историческими судьбами буддизма в России. Наибольшее внимание уделялось проблемам возрождения буддийской традиции в России, функционированию буддизма в культуре монголо-язычных народов. Заинтересованно проходили дискуссии о буддизме, государстве и обществе в современном мире. Часть докладов была посвящена хранению и изучению буддийского рукописного, книжного и архивного наследия, научным экспедициям в регионы Центральной Азии, а также культовым памятникам буддизма.

В работе конференции приняли участие ученые, религиозные деятели, работники образования и культуры, сотрудники государственных учреждений из Санкт-Петербурга, Москвы, Улан-Удэ, Иркутска, Екатеринбурга, Элисты, Щецина (Польша), Читы, поселка Агинское (Бурятия). Всего было заявлено 38 докладов, прочитано 34.

Открытие конференции состоялось в ИМБТ СО РАН. С приветственными словами к собравшимся обратились научный руководитель конференции, зав. сектором Центральной Азии Отдела Центральной и Южной Азии ИВР РАН И.В. Кульганек, ректор Агинской Буддийской академии (Агинский дацан "Дэчэн Лхундублинг") Чингиз Лама Султимов, вице-президент Всебурятской Ассоциации развития культуры, основатель Фонда Агвана Доржиева Э.Д. Дагбаев. Вице-президент "Общества бурятской культуры Ая-Ганга", заслуженный работник культуры Республики Бурятии Ц.-Д. А. Самбуева зачитала приветствие президента Общества, зав. кафедрой теории и истории социологии СПб.ГУ А.О. Бороноева.

Утреннее заседание 14 августа было посвящено деятельности и новым архивным данным о жизни Агвана Доржиева. С докладом о роли в "тибетском вопросе" Агвана Доржиева, Г.Н. Цыбикова (путешественника-исследователя, этнографа, тибетолога, монголоведа, буддоло-га, государственного деятеля, переводчика, профессора ряда университетов) и П.А. Бадмаева (врача тибетской медицины, первого переводчика медицинского трактата Чжуд-Ши) выступил Ю.В. Кузьмин (Байкальский гос. ун-т экономики и права). Г.С. Митыпова (Байкальский гос. ун-т) продолжила тему рассказом о совместной деятельности Агвана Доржиева и Ч.Д. Иролтуева (выдающегося религиозного и общественного деятеля бурятского народа, пандито хамбо-ламы, главы 32 дацанов и буддистов Восточной Сибири с 1893 по 1911 г.). Зам. декана факультета монгольского языка и литературы Хулунбуирского университета (Китай) Соёлма ознакомила коллег с имеющимися в Китае рукописями на письменности Вагиндра, создание которой принадлежит Агвану Доржиеву. Главный редактор "Вестника тибетской медицины" Д.Г. Чимитдоржин ввела в научный оборот данные о деятельности Агвана Доржиева в Кырменском дацане (ныне - Усть-Ордынский дацан). Был заслушан доклад Ч.С. Султимова "Восемь великих махасиддх - восемь великих лам земли Очирвани" о великих ламах агинских дацанов - Ширэгунэ Жамьян Сундуе,

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

163

Галсан Жимбе Тугулбурове, Намнанэ багше, Лобсан Бальчин ламе, Лобсан Чойбсан ламе, Доржи Жигмит Данжинове, Жимба Жамсо Эрдыниеве, Жамбал Дорди Гомбоеве.

Дневные заседания прошли в туристическом этнокомплексе "Звезда кочевника" Заиграев-ского района. Он находится в живописном месте Ацагатской долины в 60 км от Улан-Удэ у подножия священной горы Тамхита, на вершине которой ежегодно совершается обряд почитания местных духов, а вдоль западной границы протекает минеральный лечебный источник - Ацагат-ский аршан. В этнокомплексе участники конференции могли ближе познакомиться с традиционной культурой и бытом бурят, отведать блюда бурятской кухни, увидеть так называемых пять драгоценностей бурят - верблюдов, овец, коз, коров и лошадей.

Заседания были посвящены филологической (литературоведческой и лингвистической) проблематике, а также историографии буддийских сочинений и истории развития буддизма в современном мире. С докладами выступили: А.А. Бурыкина (Ин-т лингв. исслед. РАН) - о лексике, связанной с буддизмом, в русском языке XVIII - начала XXI в.; Ю.В. Болтач (ИВР РАН) -об одном сочинении корейского буддийского наставника XII в. Пуриль Почжо-кукса Чинуля; Б.С. Дугаров (ИМБТ СО РАН) - о мифологическом образе прибалкальских бурят Хан Шаргай-нойоне, сыне верховного божества, Эсеге Малан-тенгри, его шаманистском культе и буддийской трансформации; Л.С. Дампилова (ИМБТ СО РАН) - о буддийском факторе в шаманских обрядовых материалах бурят; К. Пясецки (Щецинский ун-т, Польша) - об истории развития буддизма в городе Щецин.

Отрадным является участие в конференции молодых коллег. На высоком научно-теоретическом уровне были подготовлены доклады молодых сотрудников ИВР РАН: А.А. Сизовой -о ламриме, тексте, повествующем о ступенях, ведущих к полному Пробуждению в соответствии с учением Будды, написанном Кьюра Йондзином; В.П. Зайцева - об эпиграфике государства ки-даней (кочевых племен, населявших в древности территорию современной Монголии и Китая); В.В. Щепкина - о буддизме в землях айнов, древнего населения Японских островов; Д.Г. Кик-надзе - о японском сборнике рассказов, собранных в Удзи в XIII в.; Д.А. Носова - о буддийской образности в несказочной прозе монголов; Энхбат Мунхцэцэг (СПб.ГУ) - о буддийских и шаманских терминах в толковом словаре "Зерцало маньчжурско-монгольской словесности".

Одно заседание было посвящено буддийскому искусству, вопросам музееведения, культурологии и этнографии. С докладами выступили: В.Н. Мазурина (Гос. музей истории религии) -о фигуре Локешвары в ритуальной практике непальцев; М.Ф. Альбедиль (МАЭ им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН) - о буддийской коллекции Э.Э. Ухтомского; В.В. Деменова (Уральский федерал. ун-т им. Б.Н. Ельцина) - о коллекциях буддийского искусства на Урале; С.Б. Бардалее-ва (Музей истории Бурятии им. М.Н. Хангалова) - о музейных коллекциях Ганджурвы гэгэна Д. Норбоева; Н.А. Субангулова (Уральский федерал. ун-т им. Б.Н. Ельцина) - о роли дзенбуд-дийских искусств в духовном совершенствовании адепта; Н.Д. Болсохоева (ИМБТ СО РАН) - об иллюстрациях в медицинских трактатах Ацагатского дацана; Б.Ц. Батомункин (Агинский отдел Забайкальского отделения Русского географического общества) - о разновидностях традиционных бурятских ножей; Сарангэрэл (Центральный университет национальностей, Пекин) - об устной истории шэнэхенских бурят, проживающих в Хулун-Буирском районе Китая, севернее реки Шэнэхэн-гол, куда они переселились после 1917 г.

Особый интерес вызвали доклады, посвященные конкретным людям, будь то ученые, путешественники, общественные деятели, чья жизнь связана с буддизмом. Это доклады: Т.В. Ермаковой (ИВР РАН) в соавторстве с В.Н. Мазуриной (Гос. музей истории религии) о Н.И. Воробьеве - собирателе предметов буддийского культа в Сиаме; В.Ю. Жукова (Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет) совместно с И.В. Кульганек - о письмах к сыну, С.А. Кондратьеву, монголоведу, фольклористу и археологу, в Монголию астронома Пулковской обсерватории А.А. Кондратьева; Е.Ю. Харьковой - о Муге Самтэн Гьяцо, выдающемся тибетском ученом и просветителе XX в.; Э.Э. Бадмаевой (директор Агинского медицинского колледжа) - о роли преподавателей тибетской медицины в учебном процессе Агинского колледжа.

Убедительно прозвучали философские проблемы буддизма, которым было посвящено заключительное заседание. На нем выступили Л.Л. Абаева (ИМБТ СО РАН) с докладом "Аксиологические доминанты обновленческого движения буддийского духовенства в контексте деятельности Агвана Доржиева: современные интерпретации"; Н.В. Пупышева (ИМБТ СО РАН) с докладом "Базовые различия буддизма и современных западных наук"; А.В. Щербина (Санкт-Петербургский гос. электротехнический университет "ЛЭТИ" им. В.И. Ульянова (Ленина)) с докладом "Б.Д. Дандарон: опыт буддийской критики современного научного мировоззрения";

164

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Д.Д. Амаголонова (ИМБТ СО РАН) с докладом "Религия в пространстве межэтнического взаимодействия".

В рамках конференции участники посетили три буддийских монастыря, или дацана (Эги-туйский, Ацагатский и Шулутский), ступу Агвана Доржиева и Хара-Шибирский музей Агвана Доржиева.

Музей Агвана Доржиева открыт в нынешнем поселении "Первомайское" Заиграевского района Бурятии, в месте, где он родился и учился. Директор музея Х.Ч. Цыдыпдоржиева провела экскурсию по музею, познакомила гостей с этнографическими и культурными экспонатами, связанными с жизнью бурятского народа. Затем собравшиеся почтили память Агвана Доржиева обходом посвященной ему ступы, сооруженной в 1994 г.

В первый день конференции участники посетили Эгитуйский монастырь, расположенный в 300 км от Улан-Удэ на западном берегу р. Маракта между двумя сопками в местности Хара-Шибирь Еравнинского района.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком