научная статья по теме БУДДИЗМ В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «БУДДИЗМ В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ»

ТИГИ), Д. Чадамба (Тува, ТИГИ), О.В. Салчак (Тува). Особую актуальность имели представленные в материалах конференции исследования этнодемографических процессов в Туве и других регионах РФ с тюрко-монгольским населением - З.В. Анайбан (Москва, ИВРАН), Э.П. Бакаева (Элиста, КИГИ), Н.Г. Очирова (Элиста, КИГИ), Я.С. Михайлова (Красноярск, СФУ).

Секция "Филологические науки на рубеже веков: истоки и современность" была посвящена главным образом тюркскому и монгольскому языкознанию и литературоведению. Среди лингвистических докладов на секции были представлены "Морфонология и внутренняя реконструкция в тюркских языках" чл.-корр. РАН А.В. Дыбо; "Формирование языкового ландшафта Саяно-Алтайского нагорья" М.В. Баву-Сюрюн (Кызыл, ТГУ); "Категории эмоциональности и эмотивности" Т. Одончимэг (МНР); "Новосибирская лингвистическая школа тувиноведения" Л.А. Шаминой (Новосибирск). Была прочитана серия докладов по тюрко-монгольской лексикологии и терминологии - Б. Лувсандоржа (МНР), Р. Аскера (Азербайджан), С. Дашдэжида (МНР), Р.Д. Сунчугашева (Абакан, ХакНИИЯЛИ), З.Е. Каскараковой (Абакан, ХакНИИЯЛИ), К.В. Ядановой (Горно-Алтайск), П.С. Серен (Кызыл, ТИГИ).

Тувинский фольклор и отраженная в нем мифология были темами сообщений С.М. Орус-оол, З.Б. Самдан, Э.Б. Мижита (все - Кызыл, ТИГИ), Н.С. Майногашевой (Абакан, ХакНИИЯЛИ). Эпическая поэзия и исторические сказания тувинцев и монгол нашли отражение в докладах А.С. Донгак и М.Б. Кунгаа (обе - Кызыл, ТИГИ). Результаты исследования современной литературы саяно-алтайских народов были показаны в сообщениях Ш.Ю. Кужугет (Кызыл, ТИГИ), А.С. Чочиевой (Абакан, ХакНИИЯЛИ), В.С. Салчака (Кызыл, ТИГИ), Ш.Д. Ооржака (Кызыл, ТИГИ), У.А. Донгак (Кызыл, ТИГИ), Л.С. Мижит (Кызыл, ТИГИ).

На каждой секции по итогам дискуссий утверждены резолюции, рассчитанные на практические действия, а также на разработку различных государственных программ, в том числе на длительную перспективу.

БУДДИЗМ В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ

© 2014 С. Ю. ЛЕПЕХОВ

28-31 мая в г. Улан-Удэ состоялась международная научная конференция "Буддизм в меняющемся мире", организованная Российским гуманитарным научным фондом и Институтом монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (ИМБТ СО РАН). В работе конференции приняли участие 110 ученых из 9 стран - Индии (Дели, Сарнатх), Монголии (Улан-Батор), Франции (Париж), США (Нью-Йорк, Сан-Диего), Республики Кореи (Сеул), Польши (Люблин), Узбекистана (Ташкент), Эстонии (Таллинн), Беларуси (Минск), из городов Российской Федерации: Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Самары, Саратова, Иркутска, Абакана, Кызыла, Элисты, Читы, Улан-Удэ. Было представлено 123 доклада и сообщения.

На конференции обсуждались проблемы глобализация и этноконфессиональной идентичности; общетеоретические и методологические аспекты современных буддологических исследований; буддизм в историко-философских и компаративистских исследованиях; проблемы межконфессионального и межкультурного диалога на современном этапе; взаимоотношения буддизма с государством; положение буддизма в России, странах Азии, Европы и Америки. Работа конференции проходила по пяти панелям: "Буддизм. Философия. Наука. Компаративистика", "Традиции и трансформации буддизма", "Буддизм в Центральной и Восточной Азии", "Буддизм, буддийское образование и буддийская культура в постсоветском пространстве", "Буддизм в истории России". Был также организован "круглый стол" "Буддизм на Западе".

Пленарное заседание открыл директор ИМБТ СО РАН, чл.-корр. РАН Б.В. Базаров докладом "Буддизм и вызовы третьего тысячелетия". Он отметил, что в XXI в. возрастают роль и значимость религиозных конфессий, в том числе буддизма, в решении проблем современной глобализации. Важно понять, в какой степени философско-этические принципы, религиозная установка буддизма смогут стать гарантом сохранения традиционных ценностей, обеспечить их адаптацию к новым реалиям третьего тысячелетия. Проблема выстраивания отношений буддийского духовенства и верующих со светскими властями является лишь одной в ряду многих, но

она существует повсеместно, даже там, где буддизм - традиционно доминирующая религия. Механизм взаимодействия с властью, который можно было бы считать образцовым и рекомендовать для подражания, не выработан пока нигде. Сложности, возникающие здесь, отметил докладчик, связаны с тем, что сама власть в наше время стремительно меняется. Кроме властей официальных существуют многочисленные общественные организации, гражданское общество. Вместе с тем само общество должно быть заинтересовано в том, чтобы отношения с религией строились на понятной, справедливой и долговременной законодательно закрепленной основе. Очевидно, что вмешательство политических интересов приводит только к отрицательным результатам, так же как и то, что оградить общество от такого вмешательства практически невозможно. Задача заключается в том, что светская власть и верующие должны находиться в режиме постоянного диалога, а не конфронтации. Формат диалога не устанавливается желанием или доброй волей участников, а задается конституцией государства. Церковь как законопослушный член общества не может ставить себя выше конституции и закона.

В докладе президента Университета Санчи Самдонга Ринпоче (Индия) "Тибетский буддизм в современном мире" отмечалось, что человечество столкнулось с множеством сложных и разнообразных проблем. Часть из них, отметил докладчик, можно разрешить при помощи буддийского подхода к жизни, для решения других требуются светские методы, для решения третьих - иные религиозные учения. Упадок духовности и нравственности ведет к применению насилия, ухудшению состояния окружающей среды, неравенству и несправедливости. Поэтому очень важно, чтобы люди упорно трудились, сотрудничая друг с другом во имя общего блага.

В докладе президента Американского института буддологии, профессора отделения индо-тибетских буддологических исследований им. Чже Цонкапы Колумбийского университета (Нью-Йорк, США) Р.А. Турмана "Вклад буддизма в глобальную цивилизацию в контексте современного мирового кризиса: где мы находимся? Что мы должны делать? Каковы перспективы успеха или поражения?" был сделан анализ межконфессиональных отношений в глобализирующемся мире, а также роли и потенциала современного буддизма в сохранении стабильности в межкультурных и межгосударственных отношениях. Докладчик отметил опасность бюрократизации и политизации религии. Когда религии превращаются в крупные организации, то они начинают контролировать своих последователей, что приводит к печальным последствиям, преследованиям и религиозным войнам. Большинство религиозных конфликтов происходит из-за непонимания других религий и культур, а также в результате предубеждений. Поэтому необходим диалог между представителями разных течений религиозной мысли и светского гуманизма с опорой на этические принципы любви, терпимости, сострадания, бескорыстия и альтруизма, присущие всем религиям.

Доклад профессора Парижского ун-та Сорбонна (Франция) М. Юлена был посвящен экологическому аспекту буддизма. Подчеркивалось, что буддизм унаследовал от предшествующих индийских философских учений, зафиксированных в Ведах и Упанишадах, разработанную эко-парадигму и холистическое мировоззрение, которое успешно развил, модифицировав принцип ахимсы и подкрепив его не только этически, но и онтологически.

Ректор Центрального университета тибетологических исследований (Сарнатх, Индия) Нга-ванг Самтена выступил с докладом "Духовность, философия и наука в буддизме". Совместный доклад Л.Е. Янгутова и И.С. Урбанаевой (оба - ИМБТ) был посвящен рассмотрению основных вех, достижений и перспектив изучения буддологии в Бурятии. В докладе были подведены итоги буддологических исследований, проведенных в Бурятии за последние десятилетия, обозначена преобладающая проблематика и отмечены наиболее значительные результаты.

ПАНЕЛЬ 1. БУДДИЗМ. ФИЛОСОФИЯ. НАУКА. КОМПАРАТИВИСТИКА

Р.А. Турман в докладе "Встреча современной материалистической науки с буддизмом" обратил внимание на то, что многие научные достижения буддизма оказались до сих пор неосознанными западной позитивистской методологией. В докладе приведены убедительные доказательства более тонких и релевантных теоретических концептов буддистов в области психологии и логики, которые только в последнее время привлекли внимание отдельных западных ученых-ориенталистов. В.Г. Лысенко (ИФ РАН, Москва) рассмотрела проблему атомистического подхода в буддизме. Буддийский атомизм, считает она, тесно связан с анализом познавательного опыта человека в мире и в этом отношении отличается от атомизма вайшешики, ньяи и древнегреческого атомизма, поскольку не придерживается идеи абсолютной однородности

конечных составляющих бытия. Анализируя взгляды Дигнаги, автор пришла к выводу о том, что буддийские мыслители обосновывали тезис о делимости атома. В китайском буддийском атомизме некоторые индийские идеи были модифицированы и дополнены собственно китайскими нумерологемами. Научная доказательность теории и практики буддийской медитации изложена в докладе Самдонг Ринпоче (Индия). Он описал классические стадии буддийской медитации и возможности научной верификации их реализации на практике.

В докладе С.Ю. Лепехова (ИМБТ) исследовалась "Проблема пустоты сознания в компаративистском аспекте". Рассматривая различные культурно-исторические концепции сознания, уходящие корнями в древние ритуальные практики и связанные с ними религиозные представления, можно проследить общую для многих восточных философских культур тенденцию к интерпретации сознания как автономного от внешнего мира и от собственно психических свойств и процессов, понимания сознания как абсолютно бескачественной и бессубъектной деятельности.

П.П. Дашинимаева (БГУ, Улан-Удэ) в докладе «"Обуздание" ума и экология нравственности: нейропсихологические основания в первом приближении» предприняла попытку интерпретировать некоторые состояния буддийской медитации с позиций современной нейропсихологии. Принято считать, что при использовании профессионального (формализованного) языка возмо

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком