научная статья по теме БУДДИЗМ ВАДЖРАЯНЫ В РОССИИ: ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «БУДДИЗМ ВАДЖРАЯНЫ В РОССИИ: ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ»

146

ВОСТОК (ОМЕШ) 2015 № 3

собравшихся вызвала ныне забытая трактовка Японии как "Дальнего Запада", а не "Дальнего Востока", высказанная К. Фаррером во второй половине 1930-х гг.

Доклад приглашенного научного сотрудника университета Такусёку Чэнь Юнь-линя "Вклад японцев в городское развитие Шанхая", основанный на малоизвестных материалах из японских и китайских архивов, показал роль и масштаб участия японцев в городском планировании, строительстве и развитии Шанхая с конца 1890-х по конец 1930-х гг. Японцы не имели в городе своего компактного квартала, поскольку не располагали необходимыми для этого средствами, но внесли заметный вклад в развитие архитектуры и инфраструктуры города, а затем в его благоустройство и модернизацию, что было проиллюстрировано с помощью многочисленных картографических материалов и фотографий. Сделанное японцами в пределах иностранного сеттльмента находилось в общем русле "вестернизации" Шанхая и наложило отпечаток на его облик в довоенные и послевоенные годы, хотя проводимая в настоящее время масштабная реконструкция города и его инфраструктуры уничтожила многое из их построек.

Последним в программе был доклад старшего научного сотрудника университета Такусёку Сигэру Хасэбэ "Англичанин на колониальном Тайване: советник генерал-губернаторства Уильям Майерс". Изученные исследователем документы, в основном из архива генерал-губернаторства, впервые в историографии в полном объеме представили деятельность этого британского врача, проведшего на острове более двух десятилетий с начала 1880-х гг. Оценив вклад Майерса в развитие медицины, санитарии и гигиены на Тайване, Хасэбэ обратил внимание на возможную политическую составляющую его деятельности, поскольку клиника Майерса была удобным "наблюдательным пунктом" за ситуацией на острове, а многолетний опыт позволял врачу объективно анализировать и прогнозировать ситуацию. Докладчик познакомил аудиторию с предложениями Майерса по сокращению курения опиума, которые он представил японскому генерал-губернаторству в первые годы колониального периода, и рассказал о его напряженных отношениях с гражданским губернатором Симпэй Гото, тоже врачом по профессии, который считается главным "архитектором" освоения и развития Тайваня под японским управлением.

В заключительном слове заведующий отделом культуры и образования Тайбэйско-токий-ской комиссии по экономическому и культурному сотрудничеству Линь Вэнь-тун поблагодарил докладчиков за ценные и содержательные выступления, руководство университета Такусёку -за организацию симпозиума, подчеркнув, что он имеет не только академическое, но и практическое значение для развития международного научного сотрудничества. К открытию симпозиума тексты докладов были выпущены препринтом на японском языке. Материалы симпозиума будут опубликованы на японском языке университетом Такусёку.

БУДДИЗМ ВАДЖРАЯНЫ В РОССИИ: ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ

© 2015 Р. Т. САБИРОВ

10-13 октября 2014 г. в Астрахани на базе Астраханского государственного технического университета (АГТУ) прошла четвертая международная научно-практическая конференция "Буддизм ваджраяны в России: традиции и новации". Данная конференция - пример успешного и плодотворного сотрудничества российских буддистов (Российская Ассоциация буддистов Алмазного пути традиции Карма-кагью) и ученых, представляющих различные академические и образовательные учреждения страны. Оно началось в 2008 г. в Санкт-Петербурге в Государственном музее истории религии, где была проведена первая конференция, посвященная буддизму ваджраяны в России. Далее были конференции в Москве (ИВ РАН, 2010 г.) и Владивостоке (ИИАЭ ДВО РАН, 2012 г.). По итогам прошедших конференций были изданы сборники и коллективные монографии.

Четвертая конференция была организована при участии АГТУ, Астраханского музея-заповедника, Астраханского государственного университета, Института философии СПб.ГУ и Кафедры ЮНЕСКО по компаративным исследованиям духовных традиций, специфики культур и межрелигиозного диалога при поддержке отдела по работе с религиозными объединениями Управления по внутренней политике Администрации губернатора Астраханской области.

Конференция в Астрахани продолжила общую тему всех конференций - изучение истории и современного состояния буддизма ваджраяны в России. Целью конференции было дальнейшее развитие междисциплинарного и разностороннего глубокого подхода к исследованию буддизма ваджраяны, позволяющего собрать вместе буддологов из различных отраслей науки и буддистов разных школ и направлений для создания новых уровней взаимоотношений и понимания друг друга. При этом особое внимание было уделено мирским формам буддизма и распространению буддизма в России, сопредельных государствах и на Западе. Обсуждались и теоретические проблемы изучения буддизма и осмысления буддийского наследия.

Ваджраяна - одно из направлений буддизма махаяны, которое обрело большую популярность в современном мире. Это связано прежде всего с тем, что после потери независимости Тибета в 1951 г. многие известные наставники покинули страну и перебрались на Запад, где открывали дхарма-центры и обучали буддизму западных учеников. Огромную роль сыграла и деятельность Далай-ламы XIV, которая способствовала популяризации тибетского буддизма в мире. Считается, что методы ваджраяны позволяют достичь пробуждения не в течение тысяч перерождений, а уже в этой жизни или одной из последующих. Это тоже привлекает последователей. На территории России буддизм ваджраяны традиционно исповедуют буряты, калмыки и тувинцы. В последние 25 лет появилось много новообращенных. Именно они представляют мирскую форму буддизма. В отличие от традиционной модели, предполагающей наличие монастырей с монахами и обычных верующих, посещающих монастыри, последователи-миряне занимаются буддийскими практиками в дхарма-центрах или дома. Эта модель не предполагает принятие монашеских обетов и обычно существует отдельно от традиционных религиозных институтов. Как правило, современному мирскому буддизму отечественные исследователи уделяют меньше внимания, предпочитая изучать тексты, историю и функционирование монастырей. В этом смысле тематика конференции крайне актуальна и интересна.

С начала проведения конференций был выбран интересный и плодотворный формат, который подразумевает участие не только ученых - буддологов, философов и востоковедов, - но и самих буддистов, причем разных школ и направлений, а также представителей государственных органов, вырабатывающих политику в сфере религии. Это не только позволяет рассматривать те или иные проблемы с разных позиций и точек зрения, но и создает хорошую основу для обмена мнениями.

Хотя не все из заявленных участников конференции (85 человек) смогли приехать в Астрахань, конференция тем не менее получилась представительной. В ней приняли участие преподаватели университетов, сотрудники музеев и научно-исследовательских институтов из Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда, Астрахани, Ставрополя, Ростова-на-Дону, Краснодара, Элисты, Екатеринбурга, Новосибирска, Красноярска, Улан-Удэ, Благовещенска, Владивостока и других городов. Международный статус конференции придали исследователи из Казахстана, Китая, Польши, Испании, Великобритании и Дании. Помимо ученых с докладами выступили и буддисты - президент Российской Ассоциации буддистов Алмазного пути традиции Карма-кагью А.Ш. Койбагаров, президент волгоградского буддийского Центра Алмазного пути А.В. Дудкин, Шараб Данзан - геше-лама, председатель местной буддийской религиозной организации традиции Гелугпа "Община с. Промысловка Астраханской области" и др.

В рамках конференции были проведены одно пленарное заседание и пять секционных, а также "круглый стол" на тему "Мирской буддизм: история и современность".

Доклады пленарного заседания были посвящены как общим и методологическим проблемам изучения религии, так и отдельным личностям и темам. К первым можно отнести выступление А.М. Алексеева-Апраксина (СПб.) о соотношении понятий "традиция" и "новация", доклад Е.В. Гайнутдиновой (Астрахань) о религии как форме достижения внутреннего баланса. Среди вторых можно выделить доклад Л.В. Баевой (Астрахань) о Н.К. Рерихе, доклад Н.Л. Жуковской (Москва) "Степной пояс Евразии и буддизм: от мифологического начала контактов до сегодняшней реальности". По мнению Н.Л. Жуковской, буддизм в степях Евразии появился в IV в. -более ранние сведения о буддизме у хунну носят скорее мифологический характер. Монголы познакомились с буддизмом во время завоевательных походов в XIII в., а во время второй волны распространения буддизма в монгольских степях в XVI-XVII вв. буддизм вошел в контакт с местными культами ландшафтных божеств и духов, образовав уникальную систему верований. В Россию буддизм пришел в XVII в. вместе с калмыками, перешедшими в российское подданство. Чуть позже буддизм приняли буряты. В 1908-1913 гг. был построен первый буддийский храм в Европе - Санкт-Петербургский дацан Гунзэчойней. В начале ХХ в. в Бурятии насчи-

148

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

тывалось 47 храмов и более 10 тысяч лам. В Калмыкии действовали 28 больших и 64 малых буддийских храма. С вхождением в состав СССР Тувы в 1944 г. в стране появился третий народ, традиционно исповедовавший буддизм. Все они были последователями тибетского буддизма и школы гелуг. Судьбы буддизма в России были похожи у всех народов - репрессии и уничтожение храмов в 1930-е гг., начало возрождения религии с конца 1980-х. В настоящее время буддизм в России представлен самыми разными школами и направлениями, но преобладает центрально-азиатская форма на основе тибетского буддизма. Есть на территории России и свои реликвии: "Атлас тибетской медицины" (копия тибетского оригинала); двухметровая статуя Сандалового Будды и нетленное тело хамбо-ламы Итигэлова.

Тема исторических связей России с буддизмом и его нынешнего положения получила развитие в докладе Б.У. Китинова (Москва) "Буддизм на Каспии: особенности и периодизация". Уже в древности Каспийский регион стал местом соприкосновения разных религий: зороастризма, буддизма, христианства и манихейства. Буд

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком