научная статья по теме БУСЫ В МУЖСКИХ ПОГРЕБЕНИЯХ ТАРАСОВСКОГО МОГИЛЬНИКА I-V ВВ. НА СРЕДНЕЙ КАМЕ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «БУСЫ В МУЖСКИХ ПОГРЕБЕНИЯХ ТАРАСОВСКОГО МОГИЛЬНИКА I-V ВВ. НА СРЕДНЕЙ КАМЕ»

ARCHEOLOGY/АРХЕОЛОГИЯ

УДК 903.5(470.51)"00/04"(045)

EKATERINA VLADIMIROVNA GOLDINA

PhD in history, associate professor, Department of civil law, Udmurt State University Izhevsk, Russia E-mail: goldina66@yandex.ru

Bead Necklaces in Male Graves of the Tarasov Burial Ground of the 1st-5th centuries on

the Middle Kama River

The theme of this article is the analysis of placement of beads and marbles in male burials of the unique monument of the Middle Kama region- the Tarasovo burial ground of the I-V centuries. The finds are divided into beads and marbles and is based on diameter of a product: beads mostly have diameter of 5 and less mm, marbles - more than 5 mm. Beads and the marbles are quite frequent finds in the male burials. Large beads, in the most cases, glass beads were worn on a neck or placed in the head of the dead, performing the function of amulets. The beads were also found within gift sets, i.e. sets of jewelery and household items which were usually packed into a birch-bark box and were put in the grave as a gift to the dead person. In addition, large beads were used in the composition of the sword belts, which were used to carry knives or swords. They could be not only decoration of the weapons in the form thong suspensions, but may also function as a retainer of the sheath or stop motion sword on sword belt. Most likely, swords with chalcedony disks and large beads belonged to well armed warriors. Equipment like this was found in Prikamye dating the IV-V centuries BC, it came from the South-Western regions of Eurasia.

Keywords: The Middle Kama region, male burials, beads, marbles, amulets, thongs, scabbard fixator.

ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНА ГОЛДИНА

кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права Удмуртского государственного университета (Ижевск)

Тел.: +7 (912) 468-04-60; E-mail: goldina66@yandex.ru

В статье приведены результаты анализа размещения бус и бисера в мужских погребениях уникального памятника Среднего Прикамья I-V вв. - Тарасовского могильника. Разделение находок на бусы и бисер осуществлено по диаметру изделия: бисер, как правило, имеет диаметр 5 и менее мм, бусы - более 5 мм. Бусы являлись относительно частой находкой в мужских захоронениях. Крупные бусы были одеты на шею или уложены в области головы умерших, выполняя, по-видимому, функцию амулетов. Бусы и бисер обнаружены в подарочных наборах - наборах украшений и бытовых предметов, уложенных, как правило, в берестяную коробочку и размещенных в погребении в качестве подарка умершему. Каменные и стеклянные крупные бусы использовали в составе портупейных ремней, на которые привешивали ножи или мечи. Здесь они могли быть не только украшением оружия в виде темлячных подвесок, но и выполнять функцию фиксатора ножен или ограничителя движения меча по портупейному ремню. Такая традиция прослеживается на широкой территории от Китая до Западной Европы в течение многих веков и связана с так называемым вертикальным способом крепления меча воина-всадника. Скорее всего, мечи с халцедоновыми дисками и крупными бусинами принадлежали хорошо вооруженным мужчинам-воинам, появившимся в Прикамье в уже сложившейся экипировке в IV-V вв. н.э. из юго-западных районов Евразии.

Ключевые слова: Среднее Прикамье, мужские погребения, бусы, бисер, амулеты, темлячные подвески, фиксаторы ножен.

Бусы в мужских погребениях Тарасовского могильника I-V вв.

на Средней Каме

Бусы - археологический материал, в изобилии встречающийся в могильниках Среднего Прикамья первой половины I тысячелетия н.э., в том числе и Тарасовском. Памятник расположен в 1 км к юго-востоку от с. Тарасово Сарапульского района Удмуртской Республики, на правом берегу р. Камы. На протяжении 18 лет (1980-1997 гг.) он изучался Камско-Вятской археологической экспедицией Удмуртского государственного университета под руководством Р.Д. Голдиной. Тара-совский могильник - один из крупнейших раскопанных финно-угорских могильников в России (1880 погребений). По мнению Р.Д. Голдиной, он существовал на протяжении первой половины I тыс. н.э. и представляет собой один из самых ярких памятников чегандинского варианта пья-ноборской общности [1, с. 3, 301, 306, 307]. Около трети погребений содержали бусы и бисер (18 512 экземпляров; 611 погребений, 32,5%). Разделение находок на бусы и бисер осуществлено по диаметру изделия: бисер, как правило, имеет диаметр 5 мм и менее, бусы - более 5 мм. В данном исследовании отражены результаты анализа размещения бус и бисера в мужских погребениях и намечены

выводы об использовании бус в мужском костюме раннего железного века.

Анализ местонахождения бус и бисера относительно костяка проведен в соответствии с полом погребенного, поэтому детские погребения, там, где это возможно, также были распределены по полу (табл. 1, 2). Пол половины погребенных с бусами определить не удалось (314 погребений, 51,4%). Отдельным этапом исследования стал анализ сочетаний мест совместного размещения бус и бисера относительно костяка (табл. 3).

Традиционно бусы - атрибут преимущественно женских захоронений (181 костяк, 34,5%). Однако на Тарасовском могильнике часты находки бус и в погребениях мужчин (76 погребений, 14,5%). Чаще всего это мужчины в возрасте 17-45 лет (66 костяков) [2, табл. 59, диаграмма 46, 47]. Бисер же, в подавляющем большинстве случаев, встречался в женских погребениях (96 костяков, 46,1%), редко - в мужских (11 погребений, 5,3%). Бисер зафиксирован преимущественно в могилах мужчин 17-29 (4 костяка) [2, табл. 68, диаграмма 55, 56]. Таким образом, в мужских захоронениях бусы встречались в шесть раз чаще, чем бисер (соответственно

95 случаев, 14,05%; 15 случаев, 5,08%; табл. 1, 2). Пол половины захороненных с бусами (267 костяков, 51%) и бисером (101 костяк, 48,6%) определить не удалось.

Бусы в мужских захоронениях укладывали преимущественно в области бедер (17 случаев, 2,51%), таза (13 случаев, 1,92%) и пояса (8 случаев, 1,18%). Бусы входили и в состав подарочного набора (12 случаев, 1,78%; табл. 1). Бисер зафиксирован также у головы мужчин (7 случаев, 2,37%) и в составе подарочного набора (4 случая, 1,36%). Иные варианты расположения редки (табл. 2).

Анализ сочетаний мест совместного размещения бус и бисера относительно костяка показал, что в мужских захоронениях бусы и/или) бисер расположены, преимущественно, только в одном месте (табл. 3): в области головы или бедер (по 14 случаев; 17,5%), в составе подарочного набора или в области таза (по 9 случаев; 11,25%), в области пояса или коленей (по 5 случаев; 6,25%). Сочетания двух и трех мест расположения редки (табл. 3). Так, одновременно в трех местах бусы зафиксированы только в двух случаях (погр. 95 и 724).

В целом находки бус и бисера в мужских захоронениях Тарасовского могильника можно разделить на три группы: в области головы, в нижней части костяка (пояс, таз, бедра, колени) и в составе подарочного набора.

В области головы зафиксировано от 1 до 79 экземпляров бус и бисера (табл. 3). Как правило, у головы захороненного найдено по одной крупной бусине (13 наблюдений: погр. 91, 93, 125б, 241, 484, 742, 795а, 1348, 1503, 1749, 1768, 1772, 1824), иногда больше - от двух до семи экземпляров (погр. 95, 129, 736а). Скопления бус и/или бисера, напоминающие головные уборы, зафиксированы в захоронениях 101а?, 658?, 1509, 1581?. Однако из указанных могил пол только одного погребенного определен однозначно как мужской, остальные под вопросом. Можно уверенно констатировать, что мужчины не носили головных уборов, украшенных бусами и бисером. Какую роль выполняли бусы, размещенные в области головы в мужском погребении, можно только предполагать. Поскольку эти находки бус относятся к категории «мужских», т.е. это крупные стеклянные бусы (в одном случае это янтарная бусина - погр. 1772), и в то же время они не входят в состав подарочных наборов (жертвенных комплексов), то вряд ли их можно отнести к подаркам умершему. Возможно, такие бусы применяли в качестве амулетов.

В научной литературе имеется множество примеров, указывающих на то, что бусы не всегда использовались для украшения одежды. Например, в Средневековье в Северной Африке, Южной Италии, Азии владение особо ценными, например, глазчатыми бусами связывалось с такими понятиями, как престиж, процветание, клановая идентификация. Существовало поверье, что ношение бус помогает защититься от различных природных катаклизмов, болезней. Бусами украшали себя удачливые охотники [3, р. 15-16]. В Древнем Египте бусы использовали в качестве подвесок - амулетов. Янтарные подвески носили на шее, ногах, руках, щиколотках. Синие бусы до сих пор применяются в Египте в качестве амулетов [4, с. 90].

Вторая группа - это погребения мужчин, в которых крупная бусина была найдена в нижней части костяка (пояс, таз, бедра, колени). Для этих погребений (40 случаев) была проанализирована встречаемость бус с другими категориями инвентаря и выявлены следующие закономерности. В восьми случаях бусина располагалась рядом с железным ножом (погр. 228, 234, 536, 723, 858б, 1687, 1759б, 1768). Устойчивое сочетание находок «бусина - железный нож» могло дополняться другими категориями находок: железная вещь (погр. 636); железная вещь и ножны (погр. 533); бронзовые накладки и железный пинцет (погр. 1757); бронзовые накладки и меч (погр. 446).

Распространено также сочетание «бусина - железный нож - железная или бронзовая пряжка» (7 наблюдений: погр. 60, 248, 452а, 615, 618, 810, 1777б). Данное сочетание также могло дополняться другими категориями вещей: железный крючок (погр. 673, 727); ножны (погр. 765а,

1367); железная вещь (погр. 134, 424); костяной наконечник стрелы (погр. 795б); меч, ножны (погр. 4, 782, 1703); меч, ножны, бронзовые накладки (погр. 6). Кроме того, выявлено устойчивое сочетание находок «бусина - железная или бронзовая пряжка» (погр.484, 994), которое могло быть дополнено: меч, ножны (погр. 1772, 1779); меч, бронзовые накладки (погр. 765б, 1685); меч, бронзовые накладки, бронзовые пронизки (погр. 765а). Единичны следующие сочетания находок: бусина, железная вещь,

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком