научная статья по теме ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ ОБРАЗ (РИТОРИЧЕСКАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ У АНТОНИЯ СУРОЖСКОГО) Языкознание

Текст научной статьи на тему «ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ ОБРАЗ (РИТОРИЧЕСКАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ У АНТОНИЯ СУРОЖСКОГО)»

Человек есть образ

Риторическая аргументация у Антония Сурожского

© И. В. АННЕНКОВА, доктор филологических наук, © В. О. ЯРОВИКОВА

В статье рассматривается аргументация через образ человека в проповедях митрополита Антония Сурожского.

Ключевые слова: митрополит Антоний Сурожский, христианская проповедь, образ человека, способы аргументации, симфония дискурсов.

Личность митрополита Антония Сурожского (в миру Андрей Борисович Блум) сегодня хорошо известна российским читателям. Богослов, незаурядный оратор, проповедник православного христианства, он вошел в нашу жизнь очень естественно, не нарушая нашей свободы, тихо и с любовью. Его слово о Боге - это слово человека, пережившего тот опыт, которым он делится с читателем и слушателем, опыт человека, прошедшего путь от неверия - к глубокой и деятельной вере. А путь этот был не прост.

Митрополит Антоний родился 19 июня 1914 года в Лозанне (Швейцария) в семье русского дипломата. После 1917 года семья оказалась в эмиграции. Жизнь мальчика протекала вне церкви, и, как многие молодые люди, он был настроен довольно скептически по отношению к Богу. Решив удостовериться в своей правоте, он открыл Евангелие, самое короткое и простое, как ему казалось, - Евангелие от Марка. Но эта простота оказалась спасительной для души подростка: слово Божие проникло в самое сердце Андрея, он открыл для себя Бога и окончательно понял, что Бог есть! С тех пор он уже не мыслил своей жизни вне церкви. Деятельная натура жаждала проповедовать. Но служение ближнему началось для митрополита не в качестве целителя душ, а в качестве целителя болезней телесных: после средней школы Андрей Блум поступил на биологический и медицинский факультеты Сорбонны. В самом начале Второй мировой войны, уже в сентябре 1939 года, он уходит на фронт хирургом французской армии. Но сначала (10 сентября) тайно приносит монашеские обеты. В апреле 1943 года принимает монашеский постриг. Его врачебная практика длилась до 1948 года, пока он окончательно не почувствовал призыв к священству. Именно в 1948 году его рукополагают в иеромонаха и направляют на пастырское служение в Англию.

За годы служения митрополита Антония в Великобритании единственный приход, объединявший малочисленную группу эмигрантов из России, превратился в многонациональную епархию. В октябре 1962 года на Британских островах была образована Сурожская епархия в рамках Западноевропейского экзархата Московской Патриархии, на которую и был назначен с возведением в сан епископа иеромонах Антоний. 27 января 1966 года его возвели в сан митрополита, а в 1974 году он уже освободил кафедру, чтобы целиком посвятить себя апостольской миссии проповеди Евангелия. Это был самый известный для нас период жизни митрополита Антония. Он выступал на радио, он стал почетным доктором богословия Кембриджского университета, Московской и Киевской духовных академий, его беседы-экспромты с молодежью на русском и английском языках записывали на магнитофонную ленту и распространяли по всему миру, в том числе и на территории Советского Союза. 4 августа 2003 года митрополит Антоний Сурожский скончался в Лондоне от тяжелого онкологического заболевания.

После «перестройки» его выступления, проповеди, беседы стали издаваться огромными тиражами на его исторической родине - в России. И нет такого человека, душа которого не потянулась бы к этому пастырю, не почувствовала бы искреннюю любовь к себе, любовь, которой дышит каждое слово владыки. Что же так притягивает нас к этой личности? Что делает его, казалось бы, простую речь такой проникновенной? Ведь он говорит о сложных вещах: о Боге, о тайне спасения

4 Русская речь 3/2015

или гибели души, о смерти, о жизни вечной. Люди так давно бьются над этими вопросами... Не каждый пастырь может достучаться до сердец своих прихожан даже в беседе с глазу на глаз. А здесь - неведомый нам человек, далекий в пространстве, а теперь и во времени, все дальше уходящий от нас в Вечность.

Не побоимся сказать, что сила слова митрополита Антония - в его особенном отношении к человеку. Да, в центре его проповедей - Бог. Но не как абстракция, не как высшая сила, а как самый близкий человеку Друг: сам ставший Человеком, испытавший на себе голод, изнуряющую жару и знойную стужу, претерпевший предательство, несправедливые оскорбления и издевательства, оболганный и оклеветанный, отдавший свою жизнь за каждого из тех, кто когда-либо родился или родится на земле. Святость любого человека как образа Божьего - вот что пытался до нас донести митрополит Антоний Сурожский.

Попробуем разобраться в технике той аргументации, которую использовал этот проповедник.

Традиционно христианская церковная проповедь считается образцом убеждающей речи. Она всегда была призвана не только рассказать о нормах поведения христианина на примере сюжетов священного писания или жизнеописаний подвижников христианства, но и убедить слушателя поступать сообразно этим нормам. А убеждающая речь -это всегда речь аргументационная. «Риторическая аргументация шире, чем логическая. Логические (то есть "квазилогические") аргументы не являются единственно возможными при обосновании тезиса. Риторика рассматривает и систематизирует другие средства убеждения, например, частные случаи, на которые можно ссылаться как на пример или образец, а также аналогию, которая помогает нам прояснить, сделать более заметными какие-то стороны объекта. Естественно, такие средства не могут считаться логическими» [1].

Современная парадигма аргументации представлена в отечественной науке трудами таких ученых, как А.А. Волков, Г.Г. Хазагеров, В.П. Москвин, А.А. Ивин и др. У каждого из авторов есть свои предпочтения в типологизации аргументов, но в целом, все они ориентируются на античные риторические учения, восходящие к Аристотелю и Квинтилиану. Особенностью не только учения об аргументации, но и всей риторики всегда было особое внимание к человеку: риторика - единственная из всех филологических дисциплин, обращающаяся к личности говорящего или пишущего, т. е. к личности автора и к личности слушателя или читателя с этических позиций. Этическая компонента риторики - один из квантов оценки речи, нравственной позиции оратора и аудитории, нравственных ориентиров всех участников коммуникации. Даже предмет речи оценивается риторикой в этических координатах. Вот почему в риторике есть такие классы аргументов, как аргумент к человеку или

аргумент к личному авторитету. Во многом именно этим обусловлено и существование системы риторических образов, ядром которой, помимо образа предмета, можно считать образ ритора, образ оппонента и образ аудитории, т.е. образы людей.

В проповедях митрополита Антония Сурожского образ человека наиболее часто используется в рамках контекстуальных, а не общезначимых (универсальных) способов аргументации. Это обосновано в первую очередь тем, что контекстуальные способы аргументации, согласно А.А. Ивину, основаны на ссылке к вере, авторитетам, традиции. Именно контекстуальная аргументация наиболее репрезентативна для религиозного дискурса, поскольку ретроспектива, обращение к прецедентным текстам - основа для большинства текстов религиозного дискурса. Более того, именно аргументация в контексте свидетельства о Боге (ссылка на священные тексты, на жития святых, на опыт церкви как сообщества людей) для религиозного дискурса является базовой.

Митрополит Антоний активно использовал и теоретические (с акцентом на богословские рассуждения), и эмпирические (с отсылкой к опыту воцерковленных людей) способы аргументации.

Примером эмпирического способа аргументации может стать проповедь об архимандрите Афанасии (Нечаеве), духовнике митрополита. Эта проповедь начинается так: «Вот эту свободу мне удалось видеть один раз, выраженной в целой, пусть относительно короткой жизни, около шестидесяти лет, человека; не только в одно мгновение его жизни. Не знаю - может быть, не следовало бы говорить о человеке, который, как будто, не имеет вселенского значения, который слишком связан для меня со всей моей жизнью; но мне сегодня хочется о нем сказать... Я первый раз его встретил, когда мне было семнадцать лет» [2].

Примером теоретической аргументации может стать любая из проповедей о двойственной природе Христа, поскольку содержит в себе рассуждение, опирающееся на христианские догматы. Цель подобных проповедей - с помощью такого рассуждения заставить людей задуматься над фундаментальными религиозно-антропософскими вопросами. Например, мысль о том, что самый подлинный человек - Спаситель, встречается в труде митрополита Антония под названием «О путях веры», в котором он ссылается на святителя Иоанна Златоуста, рассуждающего о человеческой сущности: «Святой Иоанн Златоуст советует: если вы хотите узнать, что такое человек, не поднимайте глаз к престолам царей и вельмож; вознеситесь взором к Престолу Божию, и вы увидите Человека, сидящего во славе... Единственный Человек, Который полностью, совершенно Человек, это Господь Иисус Христос, потому что в Нем полнота Божества обитала телесно, потому что сама Его телесность пронизана Божеством, потому что Он Бого-Человек; и это - наше призвание» [3].

Или вот еще цитата из его книги «Ступени» (сборник бесед о христианстве, записанных учениками проповедника с его слов): «А что такое человеческое звание? Я повторю: посмотри на Христа. Он единственный в истории человечества, в полном смысле слова Человек, который так велик, так прозрачен, так открыт Богу, что Бог и Он сливаются в одно, соединяются в одно без того, чтобы человек перестал быть человеком» [4]. На основе христианского догмата о богочеловеческой природе Христа, являющегося тезисом аргумента, проповедник аргументирует: Иисус Христос - настолько великий и открытый Богу Человек, что сливается с Богом. Демонстрацией выступает следующая мысль: коль скоро Иисус Христос способен слиться с Богом, соединив два мира -тварный и Небесный, то все мы должны стремиться в своей жизни к этому идеалу.

Если теоретические способы аргументации можно отнести к логическим, то эмпирические - это исключительно риторические аргументы. Ссылк

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком