научная статья по теме ЧЕЛОВЕК-СТРАДАЮЩИЙ: ГЕРМЕНЕВТИКА ИРРАЦИОНАЛЬНОГО Философия

Текст научной статьи на тему «ЧЕЛОВЕК-СТРАДАЮЩИЙ: ГЕРМЕНЕВТИКА ИРРАЦИОНАЛЬНОГО»

Человек-страдающий: герменевтика иррационального

В. ЯНЦЕН

Способность и потребность понимания себя и окружающего мира - одна из основных способностей и потребностей человеческой личности, по праву названная философской герменевтикой XX столетия "экзистенциалом", то есть одним из главных условий и устоев человеческого существования. Лишаясь этой основы, человек "теряет себя" и свое "место в жизни": серьезно заболевает, утрачивает душевное равновесие, ориентацию в мире, сексуальную идентичность, игнорирует нормы морали, деградирует, впадает в детство, а подчас просто перестает быть человеком, превращаясь в животное. Но это - крайние и наиболее трагические результаты утраты "экзистен-циала понимания".

Как ни странно, противоположность понимания - непонимание или понимание мнимое, ложное - довольно обыденные явления человеческой жизни, не только не вызывающие никакого дискомфорта для рациональности, рассудка и самоидентификации личности, но даже наоборот, служащие важным импульсом к поиску и познанию истины, сопротивлению негативу, обретению понимания (= "освоению") каких-то неизвестных сторон или связей действительности и тем самым к расширению горизонта или утверждению новых сторон своего "я" (= самоутверждению). Такое мирное сосуществование понимания и непонимания в человеческой психике и повседневной жизни лучше всего демонстрирует разницу между пониманием как экзистенциалом и пониманием как результатом различных видов деятельности нашего сознания. Недостаток знания, сопереживания или сочувствия сам по себе не может вести автоматически к экзистенциальной резигнации. Здоровое, активное и творческое сознание всегда направлено на преодоление дефицитов знания. Здоровая, активная и творческая психика обладает неограниченными возможностями освоения реальности и разрешения любых негативных ситуаций. Для того чтобы непонимание превратилось в экзистенциальную проблему, необходимо множество сопутствующих факторов, ставящих под сомнение сам смысл человеческого существования.

Этими факторами могут быть:

• "утрата себя", утрата "своего места" в жизни ("место" как онтологическое понятие, в связи с которым возможны различные виды потерь: от утраты материальных основ существования, вытеснения из конкретных сфер деятельности до потери идентичности через феномены двойничества, тотального отчуждения, зомбирования, "переселения в другого", негативной анимализации, "загрязнения" предметного мира от-

рицательными ассоциациями, абсолютного подчинения чужой воле или обесценивания традиционно и в силу привычки высоко оценивавшихся видов деятельности);

• утрата близких и любимых людей;

• утрата доверия к окружающим в результате пережитого вероломства, насилия или предательства (крайние формы - инцест, превращение человека в товар, механизм, объект для удовлетворения чужих потребностей);

• утрата сексуальной идентичности;

• утрата привычного мировоззрения;

• неожиданная утрата будущего, связанная с известием о неизлечимой болезни;

• утрата дома, родины и привычного склада жизни;

• утрата свободы и самоопределения;

• утрата способности различения добра и зла;

• утрата способности к игровому поведению, предельно серьезное отношение к действительности и как следствие - утрата творческого и юмористического к ней отношения (ср. В.Н. Ильин).

Общим во всех этих ситуациях является столкновение человека с непониманием давно знакомых ему по жизненному опыту феноменов, воспринимаемое им как встреча с "абсурдом" и "иррациональностью" в обыденном. Наступает момент, когда освоение ситуации (то есть превращение ее в "свою") уже не поддается обычной, нормальной, формальной логике. Для ее понимания кажутся необходимыми иные, противоположные привычной логике действия, способности и понятия: признание бессилия собственной логики, тяга к интуиции, к мистическому вживанию, к вере, молитве, магическим манипуляциям, а в конечном счете - склонность к перенесению ответственности за себя на кого-то иного. Исследователю же для разрешения возникшей таким образом подлинной или мнимой проблемы приходится расширять и само понятие "нормального" и "логичного": при столкновении с иррациональным или абсурдным "нормой" становятся алогичные схемы поведения, мысли и речи. Для уяснения того, что, собственно, происходит с человеком-страдающим, исследователю ^наблюдателю, терапевту, жертве абсурда, просто близким людям) приходится вслед за страдающим "удваивать" реальность: в обыденном иррациональном поведении отыскивать "сигналы", "симптомы", "миражи", "фантомы", "послания" или "зеркальные отражения" чего-то иного, скрытого, на поверхности не лежащего и с прямым смыслом иррационального поведения или иррациональных высказываний имеющего лишь опосредованную связь. Удваивая реальность, этот метод в то же время позволяет приблизиться к той единственной реальности, которой в действительности и живет больной, страдающий человек.

Например:

1) в его агрессивном поведении часто скрывается страх;

2) в негативных или презрительных высказыванияхо ком-то -скрытая зависимость от него в прошлом или настоящем или сигнал постоянного подсознательного, навязчивого, но вполне серьезного к нему внимания;

3) в постоянно повторяющемся, актуальными внешними обстоятельствами неспровоцированном отрицании каких-то фактов или событий - лучшее подтверждение того, что они имели место, и бессознательный крик о помощи, попытка привлечь к ним внимание близких;

4) в отвращении перед противоположным полом, смене сексуальной ориентации, проведении непреодолимой стены между "сексом" и "любовью" - трагический опыт прошлой сексуальной жизни;

5)вовсех видах амбивалентного поведения (ревность, измена, самоуничижение, злословие и т.п., - ср. классический пример диалектики отношений "господина" и "раба" в "Феноменологии духа" Гегеля) - мнимая или

действительная собственная неполноценность или скрываемая болезнь;

6) в драматизации, форсировании проблемных ситуаций, в постоянном их преумножении и превращении в конфликтные - бессознательное желание их избежать и не сталкиваться с ними в будущем;

7) в поведении согласно схеме: "нападение - лучший способ защиты" или "сами такие!"- перенесение собственной мнимой или действительной вины на других (действия по принципу "зеркала": отражения "плохого себя" в другом);

8) в вербальном восхищении темными, демоническими сторонами и силами жизни (силами зла)-отвращение, страх и полная резигнация перед ними;

9) в отлучении от себя, в тотальном прекращении общения - не наказание, а самонаказание, кульминация угрызений совести, бессознательная защита другого от самого себя;

10) в стремлении к тотальному контролю, власти, рационализации межчеловеческих отношений, их инструментализации и манипуляции ими - страх утраты доверия к себе, страх потери любви, страстное желание прочных отношений;

11) в преувеличенном внимании к внешнему: телу, лицу, питанию, любым другим выносимым вовне ценностям ("любовь" к деньгам, престижным объектам, предметному миру - ср. доведение этой страсти до трагикомического абсурда в "Шинели" Гоголя) - компенсация невосполнимых иными путями душевных и духовных пустот;

12) в апелляции к сверхъестественным способностям - попытка компенсации естественных дефицитов и т.п.

Во всех этих примерах речь идет о подавлении, сокрытии, блокировании, а не преодолении пережитых когда-то душевных потрясений, продолжающих свое разрушительное действие на подсознательном уровне и то и дело заявляющих о себе через "надрывы", истерики или телесные недомогания.

Возврат к "экзистенциалу понимания", которым с рождения в избытке наделен каждый более или менее здоровый человек, или тот "путь к себе", о котором мы нередко слышим от окружающих, не может быть найден помимо или вопреки свободной воле человека-страдающего. Но путь этот для него открыт всегда.

Сталкиваясь с иррациональным поведением, принимая его за "чистую монету", за подлинную, а не мишурную, эпифемерную, фантомную реальность больного человеческого воображения, мы часто "стреляем из пушек по воробьям" и тем самым уже невольно "платим по чужим счетам" - вместо того чтобы честно развести руками, признаться себе в бессилии логики или через ее "удвоение" постараться увидеть эту реальность и понять причину страдания.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком