научная статья по теме ЧЕЛОВЕК В МАССЕ: СВЕЖИЙ ВЗГЛЯД НА КЛАССИЧЕСКУЮ ТЕМУ Экономика и экономические науки

Текст научной статьи на тему «ЧЕЛОВЕК В МАССЕ: СВЕЖИЙ ВЗГЛЯД НА КЛАССИЧЕСКУЮ ТЕМУ»

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, 2004, № 4, с. 110-116

ВОКРУГ КНИГ

ЧЕЛОВЕК В МАССЕ: СВЕЖИЙ ВЗГЛЯД НА КЛАССИЧЕСКУЮ ТЕМУ

© 2004 г.

Д.В. ОЛЬШАНСКИЙ. Психология масс. Санкт-Петербург (Москва-Харьков-Минск), "ПИТЕР", 2001, 368 с. (Серия "Мастера психологии").

Эта монография Д. Ольшанского) (недавно безвременно ушедшего из жизни) - явление особое. В краткой аннотации указано, что "впервые в отечественной литературе за последние сто лет издается новая книга о психологии масс" (с. 2). Отечественной научной традиции целостного изучения данного предмета не существует. Отсюда трудности с осмыслением данной работы, которая имеет шансы стать основанием для будущей такой традиции.

Вопреки поверхностно-прогрессистским представлениям, развитие научного знания не есть процесс равномерного продвижения по всем направлениям. Исследовательская мысль движется по некоторым векторам, оставляя обширные пространства непознанного, огибая некие зоны, отдельные темы и сюжеты. Помимо любых гносеологических, методологических, социальных, идеологических препятствий к постижению истины существуют и барьеры особого порядка. Есть объекты (или сущности), табуированные к осознанию. Речь идет о культурных блокираторах, тормозящих аналитическую активность.

Особая сложность состоит в том, что сами эти блокираторы слабо уловимы, ибо, будучи познанными и зафиксированными, они перестают работать. Подобные сущности как бы ускользают от сознания. Развернутое размышление над ними порождает неподотчетное чувство тревоги, вины, желание "сменить пластинку". Такие материи, как хаос, смерть, безумие, если и познаются, то не столько "вглубь", в их существе, сколько "по периметру", в системе связей и взаимодействий с остальным миром. Человек с трудом пришел к осмыслению тревожащих аспектов своего собственного подсознания. Носители уходящей, исторически обреченной культуры обычно не в состоянии вскрыть ее органические пороки, блокирующие путь в будущее и т.д.

Ольшанский обратился к целостному исследованию психологии масс. Дело не в том, что "массовый человек" и "массовая культура" - руга-

тельства в советском идеологическом языке и объект растождествления для носителя интеллигентской традиции. Проблема глубже. Феномен массы связан с генетически первичными, долич-ностными уровнями человеческой психики. Речь идет о некотором уровне личности, наследуемом от глубокого прошлого. Формирование этого уровня психического теряется в неисследимых глубинах эпохи антропогенеза. Доличностный уровень исчерпывает себя на закате неолитической революции со становлением государства и цивилизации. Государственный человек структурируется по иным законам, нежели человек родо-племенной. Над описываемым нами уровнем надстраиваются следующие уровни сознания. Уходя вглубь, в подпочву человеческой психики, структура исходного порядка не снимается окончательно и не исчезает, но проявляется разнообразно. Она действует опосредованно; резко поддающиеся рациональному анализу феномены -настроения, предубеждения, фобии; трансформирует поведение людей.

Человек исторический формировался и утверждался в борьбе с человеком предысторичес-ким. В сознании цивилизованного человека целостные формы предысторического порождают импульс к растождествлению, потребность в искоренении, чувство страха по отношению к этому разрушающему и хаотизующему началу. Цивилизация веками изживала людоедство, военную демократию, кровную месть и т.д. Архаический человек жил в порах цивилизованного общества, отливался в формах преступного сообщества, прорывался в бунтах и погромах, всплывал на поверхность, разрушая тонкую, слабо устоявшуюся корку человека цивилизованного.

В конечном счете, целостные формы предыс-торического были изжиты. Однако задающий их уровень психического не исчез, но претворился в подпочву массовых феноменов. В этом качестве он работает в новых условиях, выполняет определенные функции, присутствует как некоторый

вектор в сложном параллелограмме сил, задающих поведение современного человека. Анализ психологии масс вскрывает реальность, которую "отменяет" нормативизованная картина мира, заданная зрелой цивилизацией. Сознание современного человека формировалось и закреплялось через табуирование и изживание практик, присущих человеку догосударственному.

Автономная личность, породившая сциентистское сознание и создавшая европейскую культуру Нового времени, выстраивала себя в дистанцировании относительно описываемых сущностей, оставляя их на откуп другим - номадам, варварам, отсталым народам. Гуманитарное знание, как правило, создается наиболее индивидуализированными носителями традиции государства и цивилизации. Ученый, обращающийся к анализу психологии масс, раскрывает перед человеком Нового времени грустную истину - ему не удалось окончательно изжить и растождествиться со своими кошмарами. Древний человек живет в нас самих. Хорошо это или плохо - другой разговор. Перед нами данность, которую требуется осознать. Как представляется, эти рассуждения позволяют оценить те проблемы, которые возникают у автора, обращающегося к теме психологии масс.

Несколько слов о стилистике книги. Монография жестко структурирована. Исследователь выделяет отдельные блоки - психические состояния, механизмы массовой психологии, историческая психология масс, массовые настроения и т.д. Каждая из глав, посвященных отдельной проблеме, дробится на параграфы (подглавки). Главы завершают четко прописанные выводы. Авторские построения опираются на анализ обширного круга источников. Особый пласт таких теоретических оснований - личный опыт практической работы. Все вместе это порождает убедительный текст, предполагающий внимательное вчитывание.

Д. Ольшанский начинает свое исследование с обозначения контуров явления и поисков базовых определений. При этом выясняется, что понятие "массы" многозначно так же, как понятие "культура". Существуют разные теории "массы". В многообразии подходов и признаков ученый выделяет базовые. Это - ограниченность во времени, внеструктурность (неструктурируемость), принципиальная нестабильность. Масса объединяется временным психологическим единством ее членов. Главное отличие масс от классических социальных групп заключается в наличии "особого, самопорождающегося, неорганизованного и плохо структурированного массового сознания" (с. 31). Массы выступают как временные функциональные общности, объединенные общностью переживаний. Массовое сознание эмоционально, заразительно, переменчиво, мозаично.

В основании феномена массы лежат некоторые аспекты природы индивида. А именно - потребность соединяться в такие массы, потребность в идентификации себя с большим количеством людей ради регуляции собственных эмоциональных состояний. Плата за пребывание в массе - отключение рациональных компонент психики, временная деиндивидуализация. Э. Фромм называл это "бегством от свободы". Насытив свою потребность в деиндивидуализации, индивид возвращается в исходное состояние; масса же при этом распадается.

Принадлежность к массе делает человека анонимным, обеспечивает преобладание бессознательного. Массе свойственна тенденция к безотлагательному осуществлению внушенных идей. В массе теряется чувство времени и пространства. Участники массовых неистовств часто не в состоянии вспомнить свои поступки. Амнезия (утрата памяти) сопровождается упадком сил после сильного эмоционального стресса. Фрейд видел в массе редукцию к первобытной орде. Наш соотечественник Б.Ф. Поршнев настаивал на первичности дихотомии "мы"-"они" в истории развития человеческого сознания. Поршнев утверждал, что "мы" появляется существенно раньше "я". Но "первичным актом социальной психологии следует считать появление в голове индивида представления о "них". Общность "мы" возникала в отличие от каких-то "они". В логике Поршнева, масса сплачивает индивидов против неких "они".

Рассмотрев механизмы массовой психологии -заражение, подражение, внушение, Д. Ольшанский переходит к исследованию исторических форм разворачивания психологии масс, выделяя отдельно рабовладение, феодализм, капитализм и социализм. Социализм советского типа он понимает как "массовую формацию, основанную на психологии масс и подчиненную ей". Социализм есть "реакция на поспешную индивидуализацию, своего рода откат в прошлое", в реальность, где не было отчуждения, а психика носила не дез-интегративный, но целостный характер. Соответственно, замедление темпов развития, власть геронтократов, отказ от инноваций - неотвратимые, органические последствия восстановления квазитрадиционного общества. Завершая параграф, автор делает убедительный вывод: с социально-психологической точки зрения, социализм есть "реванш массовой психологии в ответ на попытку поспешной и во многом насильственной индивидуализации человеческой психики" (с. 109).

Далее разворачивается исследование массовых настроений, которые определяются как "особые психические состояния ...переходные от непосредственных эмоций к осознанному мнению". Массовые настроения оказываются тем механизмом, который обеспечивает социально-психоло-

гическую интеграцию масс, инициирует, а затем регулирует то или иное политическое поведение. Автор приходит к выводу, что общая динамизация жизни повышает роль настроений. Все чаще поведение людей задает не осознанная позиция, но импульс к действию под влиянием сиюминутного настроения. Массы становятся все более действенными и занимают все более значимое место. Ресурсы элитного манипулирования последовательно сужаются. Власть все более зависит от массовых настроений.

Здесь рецензента охватывает некоторое сомнение. Мера зависимости политической элиты от настроений масс не измерима. Не сталкиваемся ли мы в данном случае с некоторым стереотипом восприятия, а именно - с хроноцентристской аберрацией познающего сознания?

Всеобщая история содержит неисчислимые свидетельства зависимости правителей от массовых настроений во все времена. Мудрый правитель постоянно отслеживал динамику массовых настроений. А глупый - становился жертвой заговоров, верхушечных переворотов, военных мятежей и солдатских имп

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком