научная статья по теме ЧЕРЕЗ ИГРУ - К ЧТЕНИЮТЕАТРАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КАК МЕТОД РАБОТЫ С ЮНЫМ ЧИТАТЕЛЕМ Культура. Культурология

Текст научной статьи на тему «ЧЕРЕЗ ИГРУ - К ЧТЕНИЮТЕАТРАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КАК МЕТОД РАБОТЫ С ЮНЫМ ЧИТАТЕЛЕМ»

ЕЛЕНА ЯКОВЛЕВА

Через игру -к чтению

Театральное представление как метод работы с юным читателе

Ребенка все труднее заинтересовать книгой. Ведь вокруг столько «интересного»: компьютерные игры, телевизор с его бесчисленными силиконовыми «героями» и мультсериалами про монстров. Однако привлечь к книге надо, потому что чтение развивает разносторонне, и нельзя упускать момент. Но как прийти к этому? Через игру и творчество.

11 «¡к-'' 1Р -

Яковлева Елена Витальевна, заведующая методическим отделом Архангельской областной детской библиотеки им. А. П. Гайдара

Разнообразие форм театрализации

СЕГОДНЯ детские библиотеки находятся в поиске новых форм и методов работы, позволяющих вызвать интерес к книге, чтению, к самой библиотеке. Среди наиболее эффективных специалисты в области детского чтения называют методики, направленные на развитие творческого чтения, когда свои впечатления от прочитанной книги ребенок выражает в рисунках, отзывах, играх, театральных импровизациях. Главной опорой библиотекаря в этой работе является богатое воображение ребенка, его стремление к игре.

Создать в детской библиотеке сказочную, творческую атмосферу можно при помощи регулярных театральных представлений. Особенно успешно этот метод применяется в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Именно театральное представление как форма работы с детьми стало наиболее востребованным в нашей библиотеке. Синтетическая природа театра, его способность воздействовать на эмоциональную и интеллектуальную стороны личности позволяют привлечь ребенка к чтению, к музыке, познакомить его с книгами по искусству и прикладному творчеству, раскрыть для него духовно-творческий потенциал книги.

Всплеск интереса к театрализации в библиотеках России пришелся на 20-е годы XX века. Советские библиотекари тех лет широко использовали ее в целях пропаганды книги и руководства чтением рабочих и крестьян, устраивая, например, «похороны» контрреволюционных и вредных книг, книжные карнавалы.

Условно все формы театрализации (кукольной и драматической) в библиотеке можно разделить на три вида:

• театрализованные представления, в которых актерами выступают сами библиотекари;

• театрализованные представления, в которых в действие вовлекаются зрители;

• театральные кружки, в которых в роли актеров выступают дети.

Театрализованное представление, с актерами-библиотекарями, представляет собой действие, в котором предполагается четкое разделение на сцену и зал. В зависимости от темы, задач и возраста слушателей формы театра ли зо ван ных предс тав ле ний мо гут быть раз лич ны.

Как правило, в форме литературно-музыкальных композиций и тематических вечеров проходят ме роп ри я тия, пос вя щен ные историко-политическим датам, общественным событиям, творчеству поэта, художника, писателя, известного деятеля. Для них разрабатывается специальный сценарий. Театрализация в таких мероприятиях может заключаться в участии одного-двух персонажей, в костюме ведущего, в использовании декораций или бутафорских предметов, помогающих создать соответствующую атмосферу. Такие мероприятия в библиотеках проводятся преимущественно для читателей среднего и старшего возраста.

Для детей младшего школьного возраста и дошкольников библиотекари разыгрывают небольшие спектакли. В этих представлениях очень часто участвуют куклы. Они делают более наглядной такую традиционную форму работы с детьми, как громкое чтение, помогают детям не только услышать сказу, но и увидеть ее.

Для «настенного» театра необходима доска, обтянутая фланелью. Важный момент в подготовке такого спектакля - подбор картинок. Рисунки должны быть выразительны ми, кра соч ны ми и ис пол не ны в еди ной манере. Поэтому хорошо к каждому литера-

Л Л О #12 [36] *2005

турному произведению составлять свои комплект картинок.

Для организации «настольного» театра необходимы куклы, которые смогут стоять на столе. Их можно изготовить из любого материла (пластилина, папье-маше, ткани, для устойчивости их можно набить ватоИ) или использовать уже готовые игрушки. Стол накрывают большим отрезом ткани (до пола). С помощью разноцветных шеИ-ных платков можно создать луг, озеро, дорогу. Украсят «пеИзаж» разложенные по столу коряги, камни, ракушки и т. п. Хорошо еще закрепить за сценоИ задник из плотноИ голу-боИ ткани - небо, а к нему булавками прикрепить бумажные домики и деревья - это будет задниИ план. От этого ваша сцена приобретет глубину.

Стоя сбоку, взрослыИ читает или рассказывает сказку, а по ходу деИствия прикладывает к доске одну за другоИ картинки, нарисованных персонажеИ или меняет кукол на столе. Таким образом, декорации меняются у детеИ на глазах. В этом и заключается вся прелесть: ведь дети ведут себя точно так же, когда играют.

Для самых маленьких

В последние годы для маленьких читате-леИ наши библиотекари все чаще устраивают игровые театрализованные представления, в которых к активному сотворчеству привлекаются и зрители. Играя, дети сами по ходу деИствия придумывают сюжет, драматические коллизии. Игровое театрализован ное предс тав ле ние име ет множество форм проявления.

Среди наиболее популярных - театрализованные литературные праздники. В их основе лежит пьеса, специально написанная для мероприятия, в которую включаются игры или игровые эпизоды со зрителями. В большинстве случаев игровые пьесы пишутся по мотивам сказок. За основу можно взять уже известную сказку с определенным количеством героев, но наделить их обратными качествами (Золушка - капризная, а мачеха и сестры - добрые, заботливые, хорошие хозяИки). Под общим сюжетом можно объединить героев разных сказок. Главное, чтобы герои были хорошо знакомы детям, это даст им возможность быстро включиться в деИствие.

В сценарии должны быть заложены разнообразные приемы активизации аудитории: речевки, загадки с хоровыми ответами, физминутки, песни, танцы.

Во время работы творческой мастерской «Через театрализацию к творческому чтению»

(АОДБ им. А. П. Гайдара, 29—30 ноября 2005 г.)

грамотности библиотекари активно используют кукол. КукольныИ театр хорошо зарекомендовал себя и в импровизационном спектакле. Представление создается как будто бы сию минуту самими зрителями, а библиотекари (часто в роли сказочника или сказочных ге ро ев) толь ко на меча ют сюжет. Для этого библиотекарь должен разбудить детскую фантазию, вызвать у детеИ желание импровизировать. Организация такого деИствия невозможна без предварительноИ работы. Сначала необходимо провести беседу по теме будущего представления (погрузить детеИ в тему). Затем прочитать сказку, рассказ, отрывок произведения, которыИ будет инсценироваться, и обсудить его. Затем -распределить роли. При проведении подобно го ме роп ри я тия не обходи мо за пастись костюмами. Хорошо использовать для этого пальчиковые куклы и куклы для настольного театра - они просты в изготовлении, и работать с ними могут даже дети 3-4 лет. Вос-питательныИ эффект усилится, если такими импровизационными спектаклями сопровождать беседы о нравственности и о творчестве писателеИ и поэтов.

Часто детеИ в игру вводят сами герои, задавая вопросы. В этом случае зрители выступают в роли коллективного, положительного персонажа. Написать такоИ двигающиИ деИствие диалог, в котором участвовали бы зрители, очень трудно, поэтому авторы чаще всего применяют упрощенные вопросы типа: «А куда спрятался злодеИ?» и др. Подобные вопросы отводят зрителям роль сторонних наблюдателеИ и информаторов. Лучше всего дети реагируют на вопросы на знание литературных произведениИ, сказочных героев и пр. Подвижные игры, заложенные в деИствие, дают возможность зрителям проявить себя, свои ловкость, силу и сноровку, помогают переключить внимание и отдохнуть. А сценарист, благодаря подобным приемам, может создать захватывающую интригу, обо гатить сюжет.

Играем в куклы

Другая популярная форма игровых театрализованных мероприятиИ - народные праздники или ярмарки. Они дают возможность работникам библиотек в яркоИ, игро-воИ форме познакомить детеИ с историеИ и культуроИ своего народа, рассказать о праздниках, обычаях и ремеслах. Национальные костюмы и предметы народного быта помогают создать атмосферу праздника.

Для проведения театрализованных вик-то рин, обзо ров, бе сед, для фор ми ро ва ния у детеИ дошкольного и младшего школьного воз раста биб ли отеч но-биб ли ог ра фи чес коИ

Театральные кружки

Как показывает практика, самоИ актив-ноИ формоИ театрализации в библиотеке являются театральные кружки. Они позволяют формировать у юных читателеИ художе-ственныИ вкус и развивают творческие способности у детеИ, причем целенаправленно

и комплексно. Занятия, в основе которых лежит театрализация, - это прекрасная возможность «оживить книгу», вызвать у детей непосредственную эмоциональную реакцию (радость, сопереживание) и, конечно, - желание прочитать книгу.

Во многих библиотеках страны и, в частности, в Архангельской области успешно работают драматические и кукольные кружки. Причем есть кружки, где все необходимое для спектакля дети делают своими руками под руководством библиотекаря.

Библиотекари России в своей работе с детьми активно используют все описанные выше формы театрализации. Их богатый опыт обобщен на страницах нашего нового методического издания «Использование кукольной театрализации в библиотечной работе с детьми». Там вы найдете рекомендации по организации кукольных кружков при библиотеках.

Впервые кукол мы использовали для проведения экскурсий по библиотеке для дошкольников. Сегодня у нас разработаны библиотечные уроки с участием кукол и для учащихся 1-3 классов. При их разработке специалисты Архангельской областной детской библиотеки старались учесть возрастные особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста. На экскурсиях дош коль ни ков встреча ют хоро шо зна ко-мые герои сказок (Машенька и Медведь, Царевна-Лягушка, Пьеро), которые разыгрывают перед детьми сценки из книг. Начинается занятие с викторины, которую проводят герои из книг Н. Носова, В. Драгунского, Э. Успенского, Г. Андерсена. Проводить библиотечные уроки для первоклассников об

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком

Пoхожие научные работыпо теме «Культура. Культурология»