научная статья по теме ЧЕРЕЗ ПЕНЬ КОЛОДУ Языкознание

Текст научной статьи на тему «ЧЕРЕЗ ПЕНЬ КОЛОДУ»

ЧЕРЕЗ ПЕНЬ КОЛОДУ

© В. Л. ВАСИЛЬЕВ, кандидат филологических наук

Все говорящие по-русски хорошо знакомы с выражением через пень колоду: 1) "без усердия, небрежно и неумело, кое-как (делать что-либо)", 2) "без разбора, беспорядочно, кое-как", 3) "несогласованно, с остановками и перебоями (идти, двигаться, развиваться и т.п.)" (Фелицына В.П., Мокиенко В.М. Русские фразеологизмы: Линг-вострановедческий словарь. М., 1990). Тот же круг значений отражен фразеологическим словарем русского языка под ред. А.И. Молотко-ва; но здесь разведены по двум словарным статьям как две отдельные идиомы: форма валить через пень колоду "делать медленно, неповоротливо, неумело или кое-как" и форма через пень колоду 1) "плохо,

небрежно (делать что-либо)", 2) "негладко, неслаженно, с заминками и перебоями (идти, развиваться и т.п.)" (Изд. 4-е, М., 1987).

С исторической точки зрения фразеологизмы валить через пень колоду и через пень колоду, конечно, представляют собой развитие единого целого. Перед нами переходный, до конца еще не осознаваемый случай дробления фразеологизмов, происходивший, наверное, в течение последнего столетия. Поэтому, очевидно, правы и те авторы, которые разводят по отдельности обе указанные формы, и те, которые объединяют их на правах вариантов одной идиомы.

С.В. Максимов, русский беллетрист-этнограф XIX века, например, видел в обороте через пень колоду первоначальное выражение через пень в колоду, которое обусловливал ходьбой по бурелому: если случается идти по ветровалу, бурелому, то, перешагивая через пень, непременно попадешь ногой в трухлявую колоду (Максимов С.В. Крылатые слова. М., 1955). Такое объяснение не слишком, как кажется, отвечает значению фразеологизма, а главное - дано без учета родственного выражения валить через пень колоду. В самом деле, нужно признать, что форма с валить здесь плохо согласуется с идеей ходьбы по бурелому, поскольку глаголы валить и идти далеко не равнозначны. Впрочем, стоит заметить, глагол валить с указанием на ходьбу человека все-таки встречается (ср. хотя бы просторечное вали(те) отсюда! сваливаем!), но это современное экспрессивное словоупотребление.

Современные исследователи, исходя из первичности фразеологической формы валить через пень колоду, видят обычно в исходной смысловой основе отражение ситуации рубки леса. Предполагается, что выражение возникло в среде лесорубов. По мнению Н.М. Шанского и др., перед нами "редукция первоначального оборота (работает, делает что-либо и т.п.) как через пень колоду валит. Из речи лесорубов, заготовителей дров" (Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Краткий этимологический словарь русского языка // Русский язык в школе. 1980. № 2). Близкое объяснение находим в другом словаре: «При рубке дерева переворачивать тяжелое бревно через пень трудно, неудобно и опасно. Проще осторожно и аккуратно протащить его вдоль пня, хотя это требует больших усилий. Первоначально фразеологизм употреблялся в форме сравнения - (делать что-либо) как через пень колоду валить, валить, как через пень колоду... В дальнейшем сравнительный союз "как" стал не нужен. Часто, особенно в современном языке, опускается и глагол "валить"» (Фелицына В.П., Мо-киенко В.М. Русские фразеологизмы. Лингвострановедческий словарь. М., 1990). Сходные трактовки содержатся и в других современных справочниках фразеологии.

Следует, разумеется, согласиться с мнением, которое в общем-то лежит на поверхности и разделяется всеми, - о редукции первоначаль-

ной формы фразеологизма. «Из словосочетания валить через пень колоду вследствие экспрессивного стирания предметных значений образуется разговорная идиома через пень колоду в значении "как попало"», - писал В.В. Виноградов (Лексикология и лексикография: Избранные труды. М., 1977). Полная фразеологическая форма валить через пень колоду сейчас практически не употребляется: если открыть Фразеологический словарь А.И. Молоткова, то по иллюстративному материалу можно убедиться, что ее использование ограничено литературой XIX века (Пушкин, Л. Толстой, Салтыков-Щедрин, Писемский). Она послужила источником сокращенной формы через пень колоду и была вытеснена последней на периферию современного словоупотребления.

Изначальная полная фразеологическая форма делать (что-либо) как через пень колоду валить, т.е. "делать небрежно, кое-как", подразумевает сравнение с неким трудовым действием. В том, что действие было связано с рубкой леса, сомнений почти нет. Однако сама трудовая ситуация, к сожалению, трактуется неопределенно. Явно недостаточно ограничиться констатацией того, что выражение содержит "вероятно... намек на нерациональную, небрежную укладку дров". Нелегко объяснить оборот также процессом протаскивания или переворачивания тяжелого бревна (т.е. колоды) через пень, что "трудно, неудобно и тяжело" по сравнению с аккуратным протаскиванием бревна вдоль пня. Возникает вопрос: оправданно ли мотивировать ситуацией затрудненности, неудобства и опасности (при том, что само это действие мы вряд ли сможем со всей определенностью вообразить) фразеологическое значение "небрежно, кое-как (делать что-либо)"?

Трактовки подобного типа неизбежно вытекают из того понимания фразеологической формы, которое навязывается привычным синтаксическим строем русского языка: валить (что-то) через (что-то); через пень валить колоду (бревно). Глагол валить легко ставится как в препозиции, так и в постпозиции оборота через пень колоду, но не может разбивать слова пень и колоду, сами же эти компоненты не меняются местами при употреблении. Структура оборота, конечно, застывала постепенно, но вместе с тем не пропадает впечатление, что сочетание пень колоду характеризуется некоей изначальной связностью, настолько тесной, что между этими словами нередко ставят дефис.

Недавно появилась еще одна интерпретация выражения через пень колоду, изложенная в словаре А.М. Мелерович, В.М. Мокиенко "Фразеологизмы в русской речи" (М., 1997). Слова пень колоду трактуются здесь как единое сочетание (пень-колода), первоначально связанное с превращением леса в пахотную землю: «Дати пень и колода "дать право на расчистку леса под пашню"», фольклорное "завали,

Боже, дорогу пеньем колодьем, Пеньем колодьем и выскорью" и т.п.

В фольклоре сочетания пень-колода, гнилая пень-колода характеризуют и человека - старого и нелюбимого мужа, что связано с отождествлением колоды со стариком, олицетворяющим старый год у бал-тов и славян. По мнению исследователей, «эти факты позволяют расшифровать оборот через пень-колоду как "идти через неудобное, необработанное поле с кочками, колодами и пнями"».

Данная точка зрения в том, что касается семантической мотивировки, по сути, близка к версии С.В. Максимова, поскольку истоки оборота в обоих случаях обусловливаются ходьбой по пням и колодам, будь то буреломный, ветровальный участок леса либо "неудобное, необработанное поле". При этом опять же не получает достаточно приемлемого толкования более ранняя форма валить через пень колоду, где глагол валить прочно ассоциируется с валкой (рубкой) деревьев. Тем не менее мысль о наличии в обороте единого сочетания пень-колода действительно убеждает, поскольку подкрепляется материалом источников. Принимая это, можно предложить иное этимологическое решение, более тесно связывающее фразеологизм с древним процессом расчистки леса под пашню, с подсечным земледелием.

Самое древнее сочетание этих слов находим в новгородской грамоте, написанной не позднее 1270 года, - Духовной Климента. Богатый новгородец завещал в собственность Юрьеву монастырю ("одерьнь святому Гергью") "два села с обильемь, и с лошадьми, и с борътью, и с малыми селищи, и пьнь и колода". В другом месте грамоты находим сочетание в форме винительного падежа: "А Воинову сынови Андрею даю Самуиловьское село, и пьнь и колоду и с борътью" (Грамоты Великого Новгорода и Пскова / Под ред. С.Н. Валка. М.-Л., 1949). Комментаторы и составители словарей трактуют соответствующие места новгородской грамоты единообразно - через связь с подсекой. Вариации невелики: одни видят под пнем и колодой "участок вырубленного леса, вырубку" (Словарь русского языка XI-XVII вв. Вып. 14. Далее - СлРЯ XI-XVII вв.), а словосочетание дати пень и колода трактуют "дать право на расчистку леса под пашню" (Там же. Вып. 7); другие объясняют пень и колода как "место, предназначенное для расчистки под пашню" (Словарь древнерусского языка XI-XIV вв. М., 1991. Вып. 4).

Близкий пример содержится в Житии Сергия Радонежского, XIV века: "Окрест же цркви часто колоды и пение повсюду обреташеся" (СлРЯ XI-XVII вв. Вып. 14). Сочетание колоды и пение здесь допустимо понимать либо в земледельческом смысле - "лесная росчисть" (как и новг. пень и колода), либо в смысле указания на захламленный участок леса. Оба эти значения могут устойчиво ассоциироваться с данным сочинительным комплексом, что подкрепляется другими известными случаями совместного употребления пня и колоды. Конкрет-

ный, интересующий нас материал дает русский фольклор, преимущественно северный, - былины, пословицы, исторические песни: Ты по пенью ори [т.е. паши], по колодью ори! (Мезен., Арх.); Ко-лодье-пенье вы повырубите (Олон.); Не поддержали Василья Бусла-евича ни пенья, ни колодья, ни двери белодубовы (Онеж.); В темном лесе - пень да колода, в чистом поле - белоярова пшеница (Малоарх., Яросл.). В словаре В.И. Даля даны поговорки: через пень через колоду; лес - пень да колода! - о буреломе (Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1990. T. III). По семантическому наполнению к сочетанию пня и колоды близки сочетания дубья и колодья, пенья и кочек, пенья и коренья.

Возникновение сочинительного комплекса пень-колода (который, как отмечают исследователи, не известен западно- и южнославянским языкам), в общем, ясно. Деревья падают, захламляя участок, сами по себе, от ветра, отсюда естественная предпосылка использования комплекса пень-колода для обозначения буреломного, ветровального участка. Но подобные участки создавались также искусственно, людьми, расчищавшими лес под пашню. Крестьяне лесной полосы в феврале-марте на избранном

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком