научная статья по теме ЧЕРНЫЙ ЦВЕТ В КАРТИНЕ МИРА СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ЧЕРНЫЙ ЦВЕТ В КАРТИНЕ МИРА СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ»

Славяноведение, № 6

© 2009 г. О. В. БЕЛОВА

ЧЕРНЫЙ ЦВЕТ В КАРТИНЕ МИРА СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ

Черный цвет, черное - один из основных элементов цветовой символики, выступающий в оппозиции белое - черное (противопоставлен белому цвету как «темный», непрозрачный, «плохой», «злой») или в триаде белое - красное - черное. По сравнению с другими цветами, особенно белым и красным, черный цвет обладает более конкретной и однозначной символикой, ассоциируясь с мраком, землей, смертью, нечистотой, с «чужим», злым или демоническим началом, с потусторонним миром [1; 2. С. 481-482; 3. С. 43-44].

Этим, возможно, обусловлен запрет на приложение эпитета «черный» к предметам и объектам, наделяемым сакральным статусом: например, нельзя говорить о хлебе «черный», следует сказать - «ржаной» (рус. рязан., владимир.). Эпитет «черный» придает слову дополнительное отрицательное значение, ср. черные слова (рус.) 'брань', 'проклятие', черные дни (рус.) 'бедность, неудача, горе', чор-ное жыто 'ядовитое растение спорынья' (полес. брест.).

Черный цвет в к о с м о г о н и ч е с к и х п р е д с т а в л е н и я х. По легенде из Македонии (Прилеп), день сменяется ночью, потому что Бог постоянно разматывает поочередно два клубка пряжи - белой и черной [4. С. 55]. Сравни загадку о смене ночи и дня: «Чорна корова вшх людей поборола, а бша кобила вшх зведе» (укр.).

Черный цвет противопоставляется белому как злой - доброму, грешный - праведному. В «Chronica Slavoram» Гельмольда (XII в.) упоминается Чернобог - злое божество, которому древние славяне приносили жертвы наряду с добрым богом (Белобогом). По поверьям поляков Вармии и Мазур, грешные души являются в виде черных теней, праведные - в виде белых; души грешников появляются также в виде животных черной масти (собаки или кошки). По чешскому поверью, души висельников блуждают в виде черных псов. Души некрещеных детей (mavje, movje) летают в облике черных птиц (словен.)

Черный цвет в народных представлениях - цвет смерти, ср. приметы: если черная корова смотрит в окно в избу, в доме кто-нибудь умрет (бел.); если у новорожденного жеребенка черно во рту - волк съест его в то же лето (бел.); если запоет черная курица - к добру, она «отпевает» врагов (бел.). У всех славян черный цвет считается траурным, соответственно велика символика черного в погребальном обряде. Для снятия мерки с больного использовали чер-

Белова Ольга Владиславовна - д-р филол. наук, ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН.

Работа выполнена в рамках проекта «Этнолингвистическая база знаний "Полесский архив"» (РГНФ 07-04-12113в).

ную нитку (бел.). Если ребенок мучился в агонии, лицо его прикрывали черным платком (бел.). В гроб покойнику клали черную ленточку или кидали ее в могилу (бел. брест.). Мужчин хоронили в черном гробу, девушек и парней - в белом или светло-сиреневом, детей - в голубом (пол. краков.). На Рязанщине взрослых хоронили в черных гробах, молодых мужчин - в голубых, девушек - в розовых. В Полесье в семьях, где был траур или если в прошедшем году в семье был покойник, пасхальные яйца красили в черный или другие темные - зеленый, фиолетовый, синий - цвета ([5], гомел.). В Боке Которской (Сербия) «траурные» пасхальные яйца также были черного цвета. Черные яйца относили на могилы на первый или на второй день Пасхи для поминания умерших (черногорцы племени Кучи).

Черный цвет - одна из характеристик потустороннего мира, «того света» (ср. макед. църна 'тот свет'). В заговоре на изгнание болезни покойника, который лежит в гробу в черной хате в черном лесу, просили забрать болезнь: «Мне белы свет, табе чорны лес» (бел. могилев.) [6. С. 159]. Местами изгнания болезней в заговорах являются «черное море» (бел., болг., серб.), «черная земля» (бел., серб.), «черная гора» (болг., серб.), «черное поле» (серб.). По карпатским поверьям, клады сторожат черный орел, черный медведь, большой черный «гад».

В некоторых регионах жертвенное животное, предназначенное для обитателей потустороннего мира, должно было быть черного цвета, например, в районе Разлога для курбана предназначались черные бараны (с.-з.-болг.).

Черный цвет является одной из основных характеристик п е р с о н а ж е й , которым в народной культуре присвоен статус «чужих» -инородцев, иноверцев, мифологических персонажей [7]. В севернорусских и уральских легендах фигурирует черная (чернокожая) чудь. Признак «черный» в польской фольклорной традиции прилагается к шведам, цыганам и жмудзинам, что отражают клише czarny Jak Szwed, czarny Jak Cygan, czarny Jak Zmudzin [8. S. 133]. У поляков бытует поверье, что русины (карпатские украинцы) обладают «черным нёбом»; те в свою очередь считают, что «u mazura czarna rura [глотка]» [9. S. 180-181]. Аналогичный признак приписывают мазуры - «литвинам» и «жмудзинам», краковяки - гуралям, поляки - цыганам; в русской традиции чер-нонёбыми называют жителей Коломны [8. S. 31; 10. С. 331]. Согласно полесской легенде, прародителем цыган является некий «черный человек», от которого и пошел весь этот народ ([5], волын.).

Черный цвет может выступать как показатель того, что персонажи, отмеченные им, совершили в прошлом неблаговидный поступок, за что и были наказаны. По болгарским легендам, от непочтительного сына Ноя, насмеявшегося над наготой отца, произошли «пияниците, резилите, църните и темните луге» (пьяницы, насмешники, черные и темные люди), а также цыгане и «арапи». От неблагодарных подданных, оклеветавших своего царя, произошли «болгарские цыгане» - царь проклял клеветников, и они «с виду почернели» [11. С. 53]. Поляки считали, что евреи носят черную одежду якобы в знак траура по Иисусу Христу, которого они распяли, так и не уверовав в него (Подлясье, [11. С. 42].

Чернота «чужих» может объясняться их связью с нечистой силой (ср. пол. czarny 'русин' и 'дьявол'). Черный цвет волос у цыган объясняется их родством с чертом: цыгане произошли от черта и хромой девушки из числа фараоновых людей, преследовавших Моисея и евреев во время исхода из Египта (Галиция). Поляки в Подлясье говорили, что евреи похожи на чертей, потому что они черноволосые и смуглые [11. С. 41-42]. «Родство» евреев и черта проявляется также в том, что у них черная, похожая на смолу кровь (гуцул.) [11. С. 58]. В обрядовых масках «чужих» персонажей

(«еврея», «цыгана» и др.), которые часто осознавались как существа, связанные с нечистой силой и демоническим миром, преобладали белый и черный цвета.

Черный цвет маркирует различных демонологических персонажей [12] как в совокупности (например, рус. калуж. чёрная планида 'нечистая сила'), так и индивидуально. Локальные названия черта отражают его связь с черным цветом: рус. чёрный, чёрный шут, черняк црни (хорват.), corny (в.-луж.), carny (н.-луж.), czarny, czarni bog (кашуб.), вран (болг., хорват.), vranic (хорват.). Русские представляют как существ черного цвета (с черными телами и лицами) домового, обитающего в доме подпечного, банника, овинника, рижника, лешего, полудницу, полевого духа «удельницу», водяного, шуликунов. Богинки (з.-слав.) и русалки (в.-слав.) имеют черные зубы или клыки. По поверьям болгар, вампир имеет черную вонючую кровь; украинцы Карпат считают, что у черта кровь тягучая и черная, как смола. В сербских мифологических рассказах и эпических песнях упоминаются црни Арапи - трехглавые демоны, обитающие под землей; в одной хорватской эпической песне «черный арап» преследует сватов в образе огромного змея с поднятыми крыльями и разинутой до облаков пастью. В виде черного ветра налетает чудовище ала (Хомолье, Болевац), вызывающее болезнь человека.

Черный цвет у демонов может быть приобретенным: черт почернел, обгорев в первом огне, который развел Бог (бел.). «Черные» мифологические персонажи могли наводить черный цвет на людей и животных. Так, 1 марта девушки надевали красные амулеты, чтобы «не почернеть» при встрече с бабой Мартой, чтобы баба Марта «не сделала их черными» (капанци, Странджа).

В черных одеждах являются богинки, русалки и домовой (Полесье), суденицы -духи судьбы (серб., болг., макед.). Поляки говорили, что планетник (атмосферный дух, способный разгонять тучи) носит черную шляпу. По сербскому поверью, у черта есть черная палка, с помощью которой он всех дурачит (Чачак). Колдуны-чернокнижники осуществляют свою магическую деятельность с помощью «черной книги», на черных страницах которой нанесены белые таинственные знаки (в.-слав.).

Происхождение некоторых демонов связано с ж и в о т н ы м и ч е р н о г о цвета, и сами они имеют вид черных зверей или птиц или распоряжаются ими. Духи-обогатители (словац. zmok, rarasik, skraitok, bozik, хорв. тинтилин, серб. цицкавец) появляются из яйца, снесенного черной курицей, и выглядят, как черный цыпленок. У болгар известны: мамник, мамниче - черный цыпленок из выношенного ведьмой за пазухой яйца, отбирающий молоко у коров (ю.-родоп.); мамници, мамяци - черные бабочки с желтыми крыльями, выношенные ведьмой за пазухой (карнобат.). Большую черную бабочку (вещерица) себе в помощь ведьма выводит из большого яйца (пловдив.). По полесскому поверью, «черта» в виде черного ворона держали за печкой, кормили яичницей, а он в благодарность приносил хозяину краденое добро (бел.).

Нечистый дух в виде черной с красными точками бабочки вселяется в женщину, делая ее вештицей (болг.). По поверьям, нечистый дух, изгнанный из тела человека, является в виде черного паука (пол.), черного червячка (рус. калуж.). Белорусы считали, что появление черного животного (собаки, кошки, поросенка, курицы) после смерти чародея - свидетельство того, что из него вышел черт; это животное следовало тут же убить, проткнув осиновым колом.

Черт появляется в виде черного козла, барана, кота (бел.), черной птицы с красными глазами (пол. познан.); банник - в виде черного кота (рус. вологод.); вампир - в виде черной курицы (словен.).

Домовой может выглядеть, как черный заяц, черный теленок (рус. тул.). Коровья смерть являлась в виде черной кошки, собаки, коровы. По карпатским поверьям, ведьму-босорку сопровождали черные кошки. Во время грозы из дома выгоняли кошек и соба

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком