научная статья по теме ЧЛЕН-КОРРЕСПОНДЕНТ РАН АНДРЕЙ ЛЬВОВИЧ ТОПОРКОВ (К 50-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ) Языкознание

Текст научной статьи на тему «ЧЛЕН-КОРРЕСПОНДЕНТ РАН АНДРЕЙ ЛЬВОВИЧ ТОПОРКОВ (К 50-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)»

ИЗВЕСТИЯ РАН. СЕРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ И ЯЗЫКА, 2008, том 67, № 3, с. 76-78

ЮБИЛЕИ УЧЕНЫХ

ЧЛЕН-КОРРЕСПОНДЕНТ РАН АНДРЕИ ЛЬВОВИЧ ТОПОРКОВ

(К 50-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

Андрей Львович Топорков, фольклорист и этнолог, один из самых молодых членов-корреспондентов РАН по Отделению историко-филологических наук, родился в Ленинграде 15 марта 1958 г. Высшее образование он получил на факультете русского языка и литературы Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена (1980). Еще студентом, начиная с 1977 г., А. Л. Топорков неоднократно участвовал в знаменитых полесских экспедициях Н.И. Толстого, которые погрузили будущего ученого в мир устной словесности и обрядовых действий, в сферу народного языка, в свернутом виде хранящего древние мифологические представления, в предметный мир этнографии. Так была определена та область культуры, изучению которой исследователь посвятит свою жизнь.

Однако путь в большую науку для А.Л. Топоркова не открылся сразу с порога родного вуза. По окончании института он проработал несколько

лет в школе (1980-1983), затем была Библиотека Академии наук (1983-1984). С 1985 по 1989 г. начинающий ученый был научным сотрудником в Дирекции объединения музеев Ленинградской области. В 1986 г. А.Л. Топорков в Институте этнографии АН СССР защитил кандидатскую диссертацию на тему "Домашняя утварь в поверьях и обрядах Полесья". Далее судьба направляет его жизнь в академическое русло. После переезда в Москву с 1990 г. по настоящее время А.Л. Топорков работает в Институте мировой литературы им. А.М. Горького РАН. Здесь в 1998 г. состоялась защита его диссертации на степень доктора филологических наук "Теория мифа в русской филологической науке XIX в.". В мае 2006 г. ученый был избран членом-корреспондентом РАН.

А.Л. Топорков, без сомнения, принадлежит к числу наиболее активно работающих в настоящее время специалистов по народной культуре. В научном багаже исследователя более 320 публикаций, посвященных проблемам русского и славянского фольклора, этнографии и этнологии, истории литературы. Ученый охотно выступает с докладами на научных конференциях, проходящих в разных уголках нашей страны. Так, он является постоянным участником "Рябининских чтений" (Петрозаводск), конференций "Народные культуры Русского Севера" (Архангельск), "Мифология и повседневность" (Петербург) и др. Имя А.Л. Топоркова хорошо известно за границей. Его приглашают на международные симпозиумы в США, Германию, Польшу, Италию, Словению, Англию. В сентябре 2002-марте 2003 гг. ученый занимался научной работой в университете Южной Калифорнии (Лос-Анджелос) как стипендиат программы Фулбрайта. В ноябре 2005 г. он читал лекции во Франции в университете Сорбонна IV. Успешность, которая столь ценится в постперестроечной российской действительности, сопутствует ученому во всех его начинаниях.

Однако внешний успех, как это нередко бывает, не делает научные достижения А.Л. Топоркова легковесными и обреченными на недолгую жизнь. Он воплощает собой тот тип фольклористов и этнологов, который сложился в начале XX в. и был ведущим на протяжении всего прошлого столетия. Это ученые, которые, в отличие от корифеев XIX в., Ф.И. Буслаева и А.А. Потеб-ни, органично сочетали в себе опыт полевой практики и кабинетную исследовательскую ана-

ЧЛЕН-КОРРЕСПОНДЕНТ РАН АНДРЕЙ ЛЬВОВИЧ ТОПОРКОВ

77

литику. Таковыми были A.B. Марков, Б.М. и Ю.М. Соколовы, М.К. Азадовский, A.M. Астахова, Н.П. Колпакова, и, конечно, Д.К. Зеленин, П.Г. Богатырев, Н.И. Толстой, чьи методологические установки наиболее близки исследователю. А.Л. Топоркову также свойственно комплексное восприятие народной культуры, в которой предмет является не только вещью, но и знаком, в обряде принципиально значимы и пространство, и время, и предмет, и действия, а не только фольклорный жанр, на котором сосредоточивалась советская наука 1930-1950-х гг.

Тематический круг работ А.Л. Топоркова очень широк. B списке его трудов мы найдем статьи о предметном мире русской традиционной культуры ("Гончарство: мифология и ремесло", 1984; "Дежа", 1984; "Символика и ритуальные функции предметов материальной культуры", 1989; "Домашняя утварь в поверьях и обрядах Полесья", 1990 и др.), об обрядовой жизни славянина ("К проблеме этнографического контекста календарных песен", 1986; «"Перепекание" детей в ритуалах и сказках восточных славян», 1992; "Ритуальное обнажение в народной культуре славян", 2001 и др.), об этикетной стороне крестьянского быта ("Происхождение элементов застольного этикета у славян", 1985; "Структура и функции сельского застольного этикета у восточных славян", 1991 и др.), о языческих верованиях, актуальных для традиционного сознания ("Материалы по славянскому язычеству (культ матери-сырой земли в дер. Присно)", 1984; "Материалы по славянскому язычеству (древнерусские свидетельства о почитании деревьев)", 1988; "Воробьиная (рябиновая) ночь в языке и поверьях восточных славян", 1989; "Народное православие и язычество Полесья", 1990 и др.), о явлениях современного детского фольклора ("Пиковая дама в детском фольклоре", 1998; "Детские секреты в научном освещении", 2000 и др.), о фольк-лорно-мифологической составляющей русской литературы XX в. ("Из мифологии русского символизма: Городское освещение", 1985; "Фольклорные источники в "Повести о Светомире царевиче" В.И. Иванова", 2002 и др.). Многие из названных (и неназванных) работ написаны на материалах, собранных самим автором и его коллегами в Полесье, которое с 1970-х гг. благодаря Н.И. Толстому прочно вошло в отечественную фольклористику и этнологию.

Следует сказать, что А.Л. Топорков принадлежит к тем ученым, которые глубоко осознают свои связи с предшественниками. Недаром его докторская диссертация была посвящена истории русской фольклористики. В монографии "Теория мифа в русской филологической науке XIX века" (М., 1997), изданной по материалам диссертации, в монографических разделах рассматривается научное наследие Ф.И. Буслаева, А.Н. Афанасьева,

A.A. Потебни и А.Н. Веселовского. Глубоко и основательно автор прочитывает труды XIX в. и анализирует эволюцию взглядов на миф в отечественной науке, причем исследователю важна не только сопряженность научных раздумий корифеев XIX столетия, но и влияние их идей на науку сегодняшнего дня. Ситуация середины XIX в., когда в фольклористике наблюдалась экспансия лингвистических методов, отмечает ученый, типологически близка к современному состоянию науки о "живой старине".

Круг методологических ориентиров А.Л. Топоркова выпукло проявляется при обзоре подготовленных им переизданий трудов классиков русской фольклористики. Современная этнология, справедливо полагает ученый, не может обойтись без основополагающих идей A.A. Потебни. К изданию трудов выдающегося представителя "мифологической школы" А.Л. Топорков обращается дважды: в 1989 г. избранные работы A.A. Потебни он собирает в книге "Слово и миф", в 2000 г. составляет сборник статей ученого под заглавием "Символ и миф в народной культуре". В 2006 г. A^. Топорковым было подготовлено добротное издание трудов Ф.И. Буслаева "Догадки и мечтания о первобытном человечестве". Исследователь способствовал полноценному возвращению в современное научное сознание исследовательских работ A.H. Äфанасьева. В 1996 г. он издал книгу его статей "Происхождение мифа: Статьи по фольклору, этнографии и мифологии". После репринтного переиздания "Поэтических воззрений славян на природу" A.H. Aфа-насьева, выполненного в 1994 г. издательством "Индрик", A^. Топорков стал одним из инициаторов принципиально важного справочника «A.H. Aфанасьев. "Поэтические воззрения славян на природу". Справочно-библиографические материалы» (М., 2000). Помещенная здесь статья «Об источниках "Поэтических воззрений славян на природу"» и список источников, подготовленных A^. Топорковым, позволяют современному читателю разобраться в "глухих ссылках" A.H. Aфанасьева и отчетливее понять ту исследовательскую базу, на которую в 1860-е гг. опирался автор одной из самых знаменитых книг "мифологической школы". A^. Топорков является инициатором четырехтомного издания "Избранных трудов" Д.К. Зеленина, первый том которых (статьи за 1901-1913 гг.) подготовлен в 1994 г. в соавторстве с другими исследователями. Наконец, издав в 1991 г. в России книгу "Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам" знаменитого богослова Г.П. Федотова, A^. Топорков познакомил отечественную фольклористику с блестящим эмигрантским трудом по народному православию.

В последние годы главной темой научных исследований A^. Топоркова стали заговоры и за-

78

ИВАНОВА

клинания. Именно этот аспект народной жизни в первую очередь интересует ученого в его полевой работе. Фольклорист умеет завоевывать доверие деревенских жителей, занимающихся магическими практиками, и они нередко позволяют ему записывать свои действия на видеокамеру. Этот материал неоднократно демонстрировался на различных конференциях. Глубокое знание полесского архива, сложившегося в Институте славяноведения и балканистики, позволило А.Л. Топоркову и его коллегам в 2003 г. издать фундаментальный сборник "Полесские заговоры (в записях 1970-1990-х гг.)". После серии статей вышла его монография "Заговоры в русской рукописной традиции XV-XIX в.: История, символика, поэтика" (М., 2005), в которой предложено осмысление материала прошлых веков. Заговоры из рукописных сборников XVII-XVIII вв. анализируются исследователем не только как часть русского фольклорного наследия и письменной традиции, но и как факты социокультурной реальности своего времени. В планах ученого - создание указателя по заговорной культуре европейских народов.

Необходимо отметить явные организаторские способности А.Л. Топоркова, умеющего придумать издательский проект, разработать его план, подобрать подходящих авторов, добиться от них своевременного исполнения порученной работы. Неоднократно ему приходилось выступать инициатором изданий, обративших на себя внимание научной общественности. Эффективным оказалось сотрудничество с издательством "Ладомир", выпустившим инициированные А.Л

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком