научная статья по теме CHRISTOPHER M. KELTY. TWO BITS: THE CULTURAL SIGNIFI CANCE OF FREE SOFTWARE История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «CHRISTOPHER M. KELTY. TWO BITS: THE CULTURAL SIGNIFI CANCE OF FREE SOFTWARE»

Первое. Авторы коллективной монографии проделали большую работу, исследовав историю (к сожалению, этнической ее назвать трудно) и современное этнокультурное состояние одного из анклавов польской диаспоры в России.

Второе. Наряду с очевидными достоинствами книги в ней содержатся ряд смысловых и стилистических недочетов (текст вычитан недостаточно скрупулезно). Чтобы особенно не акцентировать внимание на этом, можно привести лишь один пример. Нынешних жителей польского происхождения исследованного региона вряд ли можно называть поляками в полном смысле этого слова, а именно так они предстают во всем тексте книги. Поляками были их предки, и то не все, а только те, кто мигрировал в Пермский регион непосредственно с собственно польских территорий. Переселившиеся же из западных частей Украины, Белоруссии и Прибалтики (чаще всего, правда, не по своей воле) поляками были в разной степени, потому что уже были интегрированы в культуры данных регионов.

И последнее. Работы, посвященные этническим меньшинствам современной России, заставляют автора данной рецензии высказать свою экспертную точку зрения о направлении государственной политики в отношении этих меньшинств. Будущая российская этнонациональная политика должна строиться на быстром реагировании в отношении любой из назревающих проблем, быть гибкой, учитывать изменчивость общественного развития. Для проведения в жизнь такой политики необходима постоянная взаимодействующая связь людей, обладающих реальной политической властью и волей, с научной средой, состоящей из широкого круга профессиональных экспертов по этнонациональной проблематике.

Литература

Аносова 2005 - Аносова Т.Ф. Диаспора - оптимальная форма адаптации мигрантов // Вестник Челябинск. ун-та. Сер. 7. Гос. и муницип. упр. Челябинск, 2005. № 1. С. 60-68.

ЭО, 2012, № 1

© Н.В. Богатырь. Рец. на: Christopher M. Kelty. Two Bits: The Cultural Significance of Free Software. Durham, London: Duke University Press, 2008. 378 p.

Книга Кристофера Келти - это пример необычной антропологии. Едва скользнув взглядом по названию этой книги, вы, пожалуй, решите, что она - об информации1, добравшись до подзаголовка, поймете, что она - о программном обеспечении. Довольно странно, правда? Это потому, что Келти2 - представитель молодого направления дисциплины, так называемой STS-антропологии, которая исследует современные технологии и науку. Очевидно, что ее "объекты" не очень традиционны, хотя порой сложно удержаться от соблазна взглянуть сквозь старые дисциплинарные очки и увидеть "культуру" (научной лаборатории, Интернета или, скажем, хакеров). Именно хакеры должны были стать героями Келти. Он начал проект в 1999 году, собираясь исследовать культуру гиков (geeks)3 - парней, которые коллективно создавали в Интернете нечто, что называли "свободным программным обеспечением" (СПО). Но по мере того, как Келти все глубже погружался в изучаемый мир, фокус исследования изменился. Книга получилась не о "культуре", а о практиках и смыслах, которые ежедневно создают, изменяют и поддерживают

Наталья Викторовна Богатырь - соискатель Института этнологии и антропологии РАН; e-mail: natalia_bogatyr@yahoo.com.

CHRISTOPHER M. KELTY

ж ' шишшш.'З

¡HI i ■dz ': Z .

1 III 11 p*"*, 5- ж p = 1 i i

У4У| 7TT3CT ттгстгг.

......... „„..,, ,„„,,,,.......................... J.

^ THE CULTURAL 8I6NIFICANCE OFJREE SOFTWARE

живые люди, о культурном значении СПО4 - движения, которое Келти называет "коллективной экспериментальной технической системой".

Особенность эмпирического материала "Two Bits..." в том, что значительная его часть -это "квази-архивные" материалы и "самодокументирующие истории" гиков. Естественно, что автор только отчасти мог наблюдать лично, как участники решают стоящие перед ними проблемы, а многие ситуации ему даже легче было изучать пост-фактум, поскольку сами гики с удовольствием анализируют и документируют свою роль в развитии Интернета5.

Книга Келти - это новаторская с точки зрения теории работа. Несмотря на растущий исследовательский интерес к ассоциациям, возникающим в Интернет-среде, концептов, пригодных для их анализа, у социальных наук почти нет: Келти справедливо отмечает, что такие термины как "виртуальное сообщество", "онлайн сообщество", "киберпространство", "сетевое общество", "информационное общество" - это не теоретические конструкты, а способы обозначить, что исследование имеет дело с электронными сетями. Между тем, он пришел к выводу, что на примере движения за свободное / открытое программное обеспечение и тех феноменов, которые вырастали из него, наблюдает новые, беспрецедентные формы публичности и политического действия, которые отличаются от групп по интересам, корпораций, союзов, профессий, церквей и других форм организации. Различие, по Келти, состоит в том, что новые формы организации сфокусированы на радикальной технологической модифицируемости условий своего существования. Чтобы концептуализировать это различие, он вводит понятие "рекурсивных аудиторий" (recursive publics). "Рекурсивныеаудитории" - это сконструированный автором феномен6, к которому он возвращается на протяжении всей книги, потому что с его помощью он связывает и проясняет отношения двух других феноменов своего "поля": Интернета (инфраструктуры) и "свободного программного обеспечения" (специфического набора технических, правовых и социальных практик, для которых необходим Интернет).

Келти характеризует отношения Интернета и СПО как отношения фона (среды) и фигуры (системы) соответственно. А "рекурсивные аудитории" - это те, кто поддерживают и развивают технические инфраструктуры и правовые, практические, концептуальные средства, благодаря которым они делают то, что делают, и существуют как аудитории. Это коллективы, которые не зависят от каких-либо форм конституированной власти и способны предложить им впечатляющие альтернативы. Несмотря на то, что цели участников движения СПО различны, они разделяют "социальное воображаемое", которое определяет отношения между технологиями, органами власти и Интернетом. "Социальное воображаемое" (термин Чарльза Тейлора) - это не зависящие от локального контекста гибкие сценарии, разделяемые культурные схемы тех или иных феноменов. Участники СПО связаны друг с другом идеями морального и технического порядка (т.е. соединением операционных и социальных систем, которое включает в себя технические средства, благодаря которым гики встречаются, объединяются и сотрудничают, и дискурсы, т.е. то, как они говорят и думают о своей деятельности). Автор утверждает, что по мере развития Интернета и СПО происходит реориентация власти и знания, и выделяет два ее аспекта: пригодность и модифицируемость программного обеспечения. Центральная практика СПО - это повторное использование и модификация исходного кода. Модифицируемость еще раз поднимает широко обсуждаемый исследователями науки и технологий вопрос о завершенности. Когда что-то (софт, фильм, музыка, культура) является законченным? Как долго оно таким остаётся? Кто это решает? Что представляет собой эта временность и как она изменяет политические отношения?

Книга Келти состоит из трех частей. Первая, в которой автор рассказывает истории об участниках движения СПО - гиках, это дань начальному этапу его исследования. Здесь читатель, благодаря большим отрывкам из интервью и полевых записей, испытывает "классическое антропологическое ощущение погружения в чужой мир". Это рассказ о том, что и как в своей повседневности обсуждают гики.

Вторая ("архивно-историческая") часть - это пять рассказов о том, как появилось свободное ПО, "вклад в понимание того, как происходит масштабное коллективное экспериментирование". Келти начинает с 1998 года - момента, когда компания Netscape опубликовала текст (программный код) своей популярной тогда программы для просмотра веб-сайтов Netscape Navigator, и движется в прошлое: в историю операционных систем UNIX, "открытых систем", авторского права, Интернета и разнообразных практик координации и сотрудничества людей, работающих с программными кодами. Цель этих пяти историй -показать, что представляют собой практики СПО.

В третьей части автор пытается определить, какие вариации на тему СПО уже не могут классифицироваться как СПО, но все еще являются рекурсивными аудиториями. В качестве примеров, он обращается к двум проектам, развившимся из СПО: Connexions (хранилище свободных/открытых образовательных ресурсов Университета Райса (Хьюстон, США) и Creative Commons (проект, основанный в 2001 г. Лоуренсом Лессигом для выпуска копирайт-лицензий, при помощи которых авторы могут гибко определить, какие права на свои произведения оставляют за собой, а какими готовы поделиться с другими7). Оба проекта - это примеры "общественной собственности" (commons), проникновение которой в новые области (образование, науку, музыку, кино, программирование) в начале 2000-х гг. стало предметом широких дискуссий. Келти поднимает острые вопросы о нормах научного производства, заимствования, цитирования, вторичного использования, об авторстве и репутации. Он выходит здесь далеко за рамки своей темы, что делает его исследование интересным практически для каждого, чья жизнь и работа имеет отношение к производству нового знания.

Для меня эта книга представляет особый интерес не только потому, что автор рассматривает феномен того же типа, что несколько лет наблюдала я (хотя СПО - явление куда более масштабное) и обсуждает методологические проблемы подобного "поля", но и потому, что Келти отказался от популярной риторики "экономики дара" и объяснительных возможностей концепта "неотчуждаемой собственности" (inalienable possession) и его производных: "хранить, отдавая в дар" (keeping-while-giving, термин Аннет Вайнер), "дарить, сохраняя" и др., к которым прибегало большинство "внутренних" и "внешних" исследователей феномена, включая меня саму. Это смелый, свежий взгляд и хороший повод для размышлений (хотя "банальный" экономический подход к феномену все же представляется мне более убедительным и продуктивным, поскольку экономическая составляющая практи

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком