научная статья по теме ЧТО МОЖЕТ ЖДАТЬ СОЦИОЛОГИЮ ЗА ТЕОЛОГИЧЕСКИМ ПОВОРОТОМ? Социология

Текст научной статьи на тему «ЧТО МОЖЕТ ЖДАТЬ СОЦИОЛОГИЮ ЗА ТЕОЛОГИЧЕСКИМ ПОВОРОТОМ?»

Особое мнение

© 2015 г. В.А. БАЧИНИН

ЧТО МОЖЕТ ЖДАТЬ СОЦИОЛОГИЮ ЗА ТЕОЛОГИЧЕСКИМ ПОВОРОТОМ?

БАЧИНИН Владислав Аркадьевич - доктор социологических наук, профессор (E-mail: nvbstr2@yandex.ru).

Аннотация. Трансформация мировоззренческих и методологических структур социогуманитарного сознания, именуемая теологическим поворотом, создала необходимые и достаточные предпосылки для сближения социологии с социальной теологией. Их диалогическое взаимодействие способно раздвинуть творческие горизонты социологического сознания, а также способствовать использованию комплекса социально-теологических концепций как ценностного дискурсивного ресурса.

Ключевые слова: теологический поворот • кризисы социологического сознания • социальная теология • секуляризм • постсекулярность • методологический атеизм • метанойя

Тенденция теологизации социогуманитарного сознания. В настоящее время в российском гуманитарном сообществе наблюдается интерес к мировоззренчески-методологическим трансформациям, именуемым теологическим поворотом. На фоне ряда "поворотов" и "сдвигов" его суть остается наименее проясненной, что не уменьшает его значимости и перспективности. Этот процесс выступает в виде медленной, но упорной теологизации общего пространства знаний о мире, социуме и человеке, которая проявляется большей частью внешним образом - проведением религиовед-чески ориентированных конференций и семинаров, изданиями трудов религиозных мыслителей прошлого и исследований современных западных богословов. Но интерес к таким исследованиям пока редко сопровождается попытками концептуальных интериоризаций-контекстуализаций содержащихся в них идей. В российских интеллектуальных ландшафтах эти семена прорастают замедленно и почти неприметно. Если же говорить о социологии, то она на данном направлении, где никто особо не спешит, умудрилась отстать от других социогуманитарных дисциплин, проявляющих более артикулированный интерес к теологическому интеллектуальному наследию.

Впрочем, требовать какого-либо ускорения в таком сложном деле вряд ли правомерно. На всё есть свои времена и сроки. В данном случае приходится учитывать, что отечественным гуманитариям, получившим, в основном, сугубо секулярное воспитание и образование, живущим внутри секуляризованного общества и государства, нелегко осваивать теологические и религиозно-философские построениях интеллектуалов-христиан. Дают о себе знать отсутствие собственных религиозных воззрений и личного религиозного опыта. Сказывается расхолаживающее воздействие атмосферы общего духовного неблагополучия, в которой пребывает главная российская церковь, явно не справляющаяся с задачами духовного путеводительства.

Взаимоотчужденное сосуществование социологии и социальной теологии.

Желают того субъекты-носители социологического сознания или нет, но необходимость вписаться в теологический поворот существует и настойчиво заявляет о себе. Таков один из вызовов нашего постсекулярного времени. И упорствовать в его игнорировании вряд ли имеет смысл. К тому же профессиональное чутье социологов, всегда внимательных к детерминирующим началам социального существования людей, подсказывает, что здесь кроется немало интригующих познавательных проблем. А поскольку перспективная эвристическая составляющая налицо, то для неравнодушных исследователей этого достаточно, чтобы задуматься над тем, как и чем ответить на вызов времени.

Можно, вероятно, предложить немало направлений движения социологической мысли вдоль траектории теологического поворота. Но начинать стоит, скорее всего, с самого простого и наименее затратного. Таковым может быть, например, процесс сближения двух дискурсивных ресурсов - социологического и социально-теологического. На нём-то мы пока и остановимся.

Тема взаимоотношений социологии и социальной теологии является отнюдь не хрестоматийным, а, скорее, эксклюзивным, если не экзотическим, сюжетом современного социогуманитарного знания. Среди социологов не часто обнаруживаются желающие взглянуть на эти дисциплины как на носителей равновеликих аналитических стратегий, внутренне предрасположенных к диалогическому взаимодействию. Впрочем, тому есть свои оправдания. Необходимо учитывать сравнительно молодой возраст социологической науки, родившейся во времена, когда локомотив секуляризации мощно набирал скорость и практически вытеснил теологию с авансцены культурного мира на его периферию. Устойчивые, продуктивные отношения между социологией и теологией так и не успели сложиться ни в XIX, ни в ХХ вв. Те эпизодические контакты, которые время от времени возникали между ними в работах то М. Мосса, то С. Булгакова, то папы Иоанна Павла II, не изменили общей картины их взаимоотчужденного, параллельного сосуществования.

Социология, перехватившая у социальной теологии инициативу в исследованиях отношений между человеком и обществом, элиминировала трансцендентную реальность из своего дискурса, и в результате социум превратился из медиатора между Богом и человека в первичную данность. Это дало основание некоторым социологам (Р. Коллинз) заявить, что общество - это фактически и есть бог, правящий всеми людьми и имеющий над ними абсолютную и безраздельную власть1. Но подобный ход мысли, правомерный во времена "Левиафана" Т. Гоббса, сегодня выглядит как фигура qui pro quo, как наивная подмена, не имеющая ни малейшего эвристического ресурса.

Та реальность, с которой имеет дело социальная теология, значительно сложнее той, с которой работает социология, поскольку из поля зрения последней элиминированы абсолютные смыслы, ценности и нормы, генетически восходящие к трансцендентному миру. Из-за этой элиминации интеллектуальный ландшафт социологии оказался существенно беднее того мира, который дан человеку изначально. В том, что эта редуцированность выдаётся многими за преимущество науки над религией, за победу разума над предрассудками, за торжество прогресса над отсталостью, есть свой резон: ведь с упрощенными моделями социального мира гораздо легче иметь дело. Они, будучи целиком "от мира сего", удобнее в обращении и их легче приспособить к нуждам современного человека, чей религиозный дух почти угас.

Если же задаться вопросом о том, готова ли современная социология к выстраиванию творческих контактов с социальной теологией, то ответ на него не будет однозначным. С одной стороны, у социологии крайне мало конструктивного опыта подобных выстраиваний, а специальных методологических наработок в этой области, которые могли бы помочь делу, и вообще, что называется, кот наплакал. Социологи-

1 См. главу "Социология Бога" в [Коллинз, 2004].

ческое сознание не только не спешит двигаться навстречу неведомой ей трансцендентной реальности, но и всячески пытается избегать контактов с сопутствующими её бытию рефлексивными практиками. И неизвестно, как долго оно продолжало бы дичиться их, если б не внушительная совокупность внешних и внутренних факторов, исподволь побуждающих и прямо принуждающих социологическое сознание начать двигаться в новую для него сторону.

Возможность сближения социологии и социальной теологии. Социальная теология является составной частью общей христианской теологии и нацелена на изучение взаимодействий двух типов реальности, трансцендентной и социальной. Осуществляется это изучение в свете библейско-христианских мировоззренческих принципов2, при помощи собственных методологий, центральное место в которой занимает теологический метод3, сочетающий познавательный опыт христианского интеллектуализма с достижениями современных аналитических практик. В свете этих посылов социальная реальность предстает не как нечто автономное и самодостаточное, но как результат совместных усилий людей и трансцендентных сил.

Для социального теолога детерминирующая цепочка, причинно-следственная связь выглядит существенно длиннее, чем для секулярного социолога. Последний полагает, что она обрывается на границах социального мира и тем самым заставляет его объяснять социальное социальным, то есть находиться в замкнутом круге методологической тавтологии. Специалист же по социальной теологии легко минует эти границы, устремляясь силою умозрения в трансцендентный мир, где, по его глубокому убеждению, пребывают истинные детерминаторы и детерминанты того, что происходит в социальном мире. Познавательные цели, стоящие перед социальном теологом, сходятся для него в фокусе главенствующей сверхзадачи - "объяснить всю жизнь общества через Христа" (К. Барт).

Почти у каждого крупного христианского теолога можно найти либо солидные исследования, либо отдельные аналитические опыты, касающиеся реалий социальной жизни. В XX в. значительный вклад в развитие социальной теологии внесли К. Барт, П. Тиллих, братья Нибуры, Э. Жильсон, Г. Марсель, Р. Бультман, А. де Любак, Д. Бон-хёффер, М. Блондель, А. Мацейна, Д. Зелле, И. Метц, Г. Гутьеррес, Ю. Мольтман, К. Ранер, Х. Кокс, Х. Кюнг, Х. У. фон Бальтазар, Иоанн Павел II, Й. Ратцингер, А. Стор-ки и др. Благодаря их трудам социальная теология стала важным направлением развития мирового социогуманитарного знания. На сегодняшний день она представляет собой грандиозную совокупность идей и принципов, включающую две основных проблемных сферы. Во-первых, это область фундаментальных социально-богословских проблем, касающихся взаимодействий трансцендентного и антропосоциального миров. Во-вторых, сфера проблем практической социальной жизни человека в триедином контексте реалий трансцендентного, сакрального и профанного характера. Теологии Запада, Латинской Америки активно разрабатывают такие направления, как теология мира, войны, кризиса, революции, социальных перемен, освобождения, социальной надежды и т.д. Переводя смыслы социальных событий на язык богословия, препарируя, структурируя, интерпретируя социальный материал при помощи теологического инструментария, они показывают, как трансцендентные силы действуют в жизни человеческих сообществ, как происходит "творческое усмирения хаоса", как человеческий дух, руководимый трансцендентной силой, овладевает беспорядком и лишает его разрушительной силы.

Социальная теология исхо

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком