научная статья по теме «ЧУНЦИНСКАЯ МОДЕЛЬ»: ЧТО ЭТО БЫЛО? ЧАСТЬ 2 История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему ««ЧУНЦИНСКАЯ МОДЕЛЬ»: ЧТО ЭТО БЫЛО? ЧАСТЬ 2»

«Чунцинская модель»: что это было?*

Часть 2

© 2013 А. Карнеев

Во второй части статьи (первая опубликована в №3 ПДВ за 2013 г.) автор продолжает искать ответы на ряд вопросов, связанных с необходимостью объективной оценки т.н. «чунцинской модели».

Ключевые слова: «чунцинская модель», Бо Силай, «новые левые», коррупция, идейно-политическая борьба в КНР.

Разобраться в сущности «чунцинской модели» непросто без понимания той особой общественно-политической атмосферы, которая существовала в стране в эпоху четвертого поколения руководителей, или, как иногда говорят, в эпоху «Ху и Вэня» (20022012). Сейчас принято обсуждать, была ли эпоха Ху Цзинтао и Вэнь Цзябао «потерянным» десятилетием. У каждой из сторон, отстаивающих противоположные выводы, есть веские аргументы в свою пользу. Такой дискуссии нет за пределами Китая, где наблюдателей завораживает безостановочный ход китайского экономического локомотива, уже доставивший страну на «предпоследнею станцию» пути к глобальному доминированию. Пожалуй, наиболее интересным феноменом этого периода было растущее признание властью и обществом полифонии различных точек зрения на все основные проблемы социально-политического развития страны.

Надо сказать, что определенная степень плюрастичности существовала и в эпоху Цзян Цзэминя, однако рождение такого феномена, как доступная миллионам читателей открытая идейная полемика между представителями различных течений общественной мысли, критика тех или иных мероприятий правительства, полемические суждения по вопросам внутренней и внешней политики, обмен колкостями, а зачастую и прямыми оскорблениями между различными информационными изданиями и их ведущими авторами — это порождение начала нулевых годов, когда указание Дэн Сяопина бу чжэнлунь («не дискутировать») просто перестало соблюдаться явочным порядком.

Парадоксально, но факт: об ушедшем в прошлое достославном времени, когда в проведении «реформ и открытости» не дозволялось иметь никаких отклоняющихся мнений, жалеют в Китае люди, относящиеся к лагерю «либералов» и «западников». Например, в недавнем весьма откровенном интервью журналу «Китайский предприниматель» один из ведущих представителей лагеря либералов проф. У Цзинлянь (его журналисты называют «совестью» китайской экономической науки) отмечал: «раньше... такие вещи как рыночные реформы, власть закона, демократизация. считались главным направлением реформ.

Карнеев Андрей Ниязович, кандидат исторических наук, заместитель директора ИСАА при МГУ Тел.: 8 (916) 651-93-75.

* Окончание. Начало см. в ПДВ №3, 2013 г.

Однако уже в XXI веке появились люди, которые и раньше пытались где-то в дальнем углу подавать голос, писали какие-то петиции, [но никто на них не обращал внимания]; в этот же период они стали довольно заметной силой, оформив свои взгляды в выступления программного типа. Кроме того, появились яркие представители [во власти] типа Бо Силая, появилось течение сторонников «китайской модели». В сфере практических шагов переломным моментом после 2006 г. стало опубликование документа о Комитете по управлению государственным имуществом, и тут уже ситуация стала развиваться в другую сторону»1. Возможно, не все либералы занимают такую позицию, поэтому представлять их оппонентами свободы слова было бы совершенно неправильно. Да и психологически либеральный лагерь понять можно, так как в нулевые годы их положение усложнилось появлением нескольких других влиятельных течений общественной мысли, пытающихся громко заявить о себе и повлиять на процесс принятия решений руководством страны.

В рамки данной статьи не входит задача анализировать всю палитру современных идейных течений в КНР, поэтому ограничимся указанием на некоторые тенденции в лагере «левых», так как «чунцинскую модель» большинство наблюдателей связывают именно с этой частью идейно-политического спектра. Левые в китайской политике новейшего времени были всегда, более того, периодически левые взгляды и идеи выходили на первый план в качестве главной угрозы курсу реформ. Так было и на заре рыночных преобразований на рубеже 1970-х — 1980-х гг., и после трагедии 1989 г., и, видимо, сейчас. Но наиболее значимым явлением нулевых годов был подъем движения «новых левых» — новой интеллектуальной силы на идейно-политическом горизонте современного Китая. Как таковое это течение возникло в среде интеллектуалов, выступавших с критикой некоторых аспектов глобализации, и того влияния, которое она оказывает на Китай. Вероятно, одним из главных отправных пунктов течения была группа авторов, постоянно связанная с журналом Душу. Считается, что термин «новые левые» был придуман их оппонентами где-то в конце 1990-х гг. и отражал неодобрительное и отчасти презрительное отношение китайских либералов к новоявленным «противникам реформ»2. В то время как для 90-х гг. более характерными были споры в довольно узком кругу ученых и интеллектуалов, уже в новом веке, благодаря современным коммуникационным технологиям, а также появлению коммерческой прессы в КНР, полемика выходит на новый уровень. Особенность нынешнего этапа состоит в том, что идеи, отстаивавшиеся новыми левыми, сейчас накладываются на широко распространенные чувства беспокойства и социального недовольства в связи с экономической и социальной неопределенностью.

Если для так называемых левых радикалов можно сказать что («старые левые» — это синоним «маоистов» при очевидной многозначности этого термина) характерны взгляды, отрицающие «реформы и открытость» Дэн Сяопина и усматривающие общественный идеал в возвращении ко временам Мао Цзэдуна, то для «новых левых» рыночные реформы и либерализация общественной жизни не представляются неправильным направлением. Они критикуют современную ситуацию с позиции, напоминающей западных антиглобалистов. И это не случайно. Значительную часть ученых, принадлежащих к течению «новых левых», составляют люди, вернувшиеся в Китай после учебы или длительной работы в ведущих западных университетах. «Новые левые» состоят из нескольких групп интеллектуалов, и среди них тоже есть различные течения — от идей, близких европейской социал-демократии, к постмодернистам, антиглобалистам и, наконец, националистам. Среди «знаковых» фигур этого движения часто называют, например, таких интеллектуалов среднего и молодого поколения, как Цзо Дапэй (сотрудник АОН КНР), Цуй Чжиюань (профессор университета Цинхуа), Ван Шаогуан (профессор Китайского университета Гонконга), Гань Ян (Гонконгский университет), Лан Сяньпин (известный экономист и автор популярных телепередач по экономическим проблемам), Вэнь Тецзюнь (профессор Народного университета). Наиболее широко известным представителем течения считается философ и культуролог Ван Хуэй3. По мне-

нию ряда авторов, к «новым левым» можно причислить и целый ряд экономистов так называемого «неортодоксального направления», выступающих с позиций экономического национализма. Отметим, что разделение левого лагеря на «старых» и «новых левых» довольно условно. Так как в действительности разделение левого лагеря еще более дробное, ряд авторов выделяют также течение левых консерваторов, сторонников статус-кво и т.д. Да и термин «новые левые» вызывает сомнение у ряда сторонников этого течения. С ним, в частности, не согласен Ван Хуэй, по мнению ряда наблюдателей, наиболее влиятельная фигура этой группы.

Одновременно с развитием Интернета в Китае происходило становление совершенно особой цифровой политической культуры. Отражением политизации китайского виртуального пространства и поляризации идейных позиций стало появление массового обсуждения значимых проблем внутренней и внешней политики пользователями на разного рода форумах, дискуссионных площадках ведущих информационных порталов, в социальных сетях. Интернет и социальные сети позволили на порядок расширить пространство допустимого при обсуждении политически острых проблем, несмотря на многослойную систему фабрикации «направляемого» общественного мнения и контроля за комментариями по политически чувствительным вопросам. Беспрецедентное развитие сетевой информационной культуры заставило даже некоторых политологов предположить, что Интернет стал главным двигателем демократизации общественно-политической жизни в стране. Цифровая политическая культура породила особый способ публичной полемики, особый язык, особую стилистику. Все многочисленные современные жаргонизмы и интернет-мемы типа «так называемые элиты», «китайцы-предатели», «партия пяти гривенников», «общество речного краба», «патриодатели», и т.д. были порождением этой культуры. Виртуальное пространство еще больше запутало картину идейного соперничества и противоборства, новые технологии сделали доступными новые каналы выражения мнений и коммуникации, но, как жалуются некоторые эксперты, помимо очевидного плюса в виде доступности информации, с развитием цифровой культуры понимание сложных проблем общественного развития не всегда становится более глубоким.

Совершенно новым явлением для Китая стало появление достаточно мощных независимых информационных ресурсов, среди которых в качестве наиболее влиятельных флагманов левого и правого лагерей можно назвать порталы «Утопия» и «Выборы и управление в Китае». Конечно, помимо этих двух электронных СМИ, с той и с другой стороны существует много других достаточно влиятельных изданий и сайтов, включая, например, журнал «Яньхуан чуньцю» и издательскую группу «Наньфан», базирующуюся в Гуанчжоу. Но именно эти два портала (сайта), — «Утопия» и «Выборы в Китае», — появившиеся почти одновременно в эпоху Ху и Вэня, обращают на себя внимание как наиболее важные информационно-идеологические инструменты соответствующих лагерей.

«Утопия» была создана в 2003 г. Ею владела Пекинская компания по коммуни -кациям в сфере культуры, основателями которой выступили Фань Цзиньган, Хань Дэцян и др. Большинство описаний сходится на том, что в 2003 г. профессор Пекинского аэрокосмического университета Хань Дэцян вместе с группой студентов выступили инициаторами создания виртуального салона левопатриотической направленности. Активное участие приняли Ян Фань, Ц

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком