научная статья по теме ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ И ФЛОРЕНТИЙСКИЙ ЦЕХ ВРАЧЕЙ И АПТЕКАРЕЙ Науковедение

Текст научной статьи на тему «ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ И ФЛОРЕНТИЙСКИЙ ЦЕХ ВРАЧЕЙ И АПТЕКАРЕЙ»

Литература . . народов . . стран . . зарубежья

Карташов В. С., доктор фармацевтических наук, профессор Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова

ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ И ФЛОРЕНТИЙСКИЙ ЦЕХ ВРАЧЕЙ И АПТЕКАРЕЙ

В юности Данте Алигьери учился в Болонском университете, одном из самых престижных в средневековой Европе. Этот университет славился преподаванием юриспруденции, богословия, философии и медицины. Именно там Данте мог познакомиться с трудами Гале-на, Гиппократа, Авиценны и Диоскорида [1]. Эти врачи вместе с другими величайшими мыслителями древности помещены поэтом в первый круг Ада «Божественной комедии», Лимб: «Здесь Диоген, Фалес с Анаксагором, / Зенон, и Эмпедокл, и Гераклит; / Диоскорид, прославленный разбором / Целебных качеств; <...> / Там - геометр Эвклид, там - Птолемей, / Там - Гиппократ, Гален и Авиценна, / Аверроис, толковник новых дней». Они «не грешили», но жили «до христианского ученья», поэтому души этих «достойных мужей» - нехристиан вынуждены «вкушать в Лимбе горечь этой доли» [2].

Данте не удалось закончить обучение в университете и стать лиценциатом. После смерти отца ему, как старшему мужчине, пришлось позаботиться о семье. Поддержать семью Данте мог единственным путем - активно участвовать в политической, административной и хозяйственной жизни своего родного города Флоренции. Но для этого нужно было вступить в один из цехов города, которых во Флоренции насчитывалось более двадцати. Наиболее уважаемыми, «старшими» цехами, были 7: суконщиков Лана, суконщиков Калимала, шелковых мастеров Сета, судей и нотариусов, врачей и аптекарей, менял, меховщиков и скорняков. Данте вступил в цех врачей и аптекарей, хотя не мог считаться ни тем, ни другим [3].

Причины вступления Данте в цех врачей и аптекарей до сих пор не выяснены. Однако, можно предположить, что этот цех, имущество которого оценивалось третьим после имущества суконщиков Лана и шелковых мастеров Сета, пользовался и соответствующим влиянием в жизни города [4]. Кроме того, среда ученых докторов и фармацевтов больше всего способствовала его углубленным философским занятиям. Один из первых биографов Данте, Д. Боккаччо, автор «Декамерона» описал такой случай: «Данте зашел однажды в аптекарскую лавку, и ему принесли туда давно обещанную книжечку, весьма ценимую знатоками, а им еще не читанную; не имея возможности унести ее в другое, более удобное место, он тут же положил книжечку на прилавок, оперся на него грудью и начал жадно читать. <...> Он простоял, не меняя положения, с часу дня до вечера, пока не прочитал книги и не обдумал ее содержания» [5].

Благодаря записи в цех врачей и аптекарей Данте смог принять участие в управлении городом. Его избрали одним из старейшин той части города, где он жил, для совещания по случаю предстоящих выборов приоров, членов правительства города Флоренции. С мая до сентября 1296 года он состоял членом Совета Ста, ведавшего финансовыми делами Флорентийской республики. В следующем году его имя упоминается в актах совета подеста (градоначальника). В течение двух месяцев, с 15 июня по 15 августа 1300 года, Данте был одним из приоров Флоренции. Но этот приорат оказался «началом всех его бедствий». Во Флоренции победила партия «черных» гвельфов, и Данте, сторонник «белых» гвельфов, был приговорен сначала к уплате громадного по тем временам штрафа в пять тысяч флоринов, а потом - к изгнанию. Данте так и останется изгнанником до конца своей жизни в 1321 году в Равенне [3], поскольку в случае самовольного возвращения ему грозило «сожжение огнем, пока не умрет» [6].

В изгнании Данте написал «Божественную комедию» и философский трактат «Пир». В этих произведениях нашли отражение медицинские знания Данте. Вот как, например, описан приступ эпилепсии: «Как тот, кто падает, к земле влеком, / Он сам не знает - демонскою силой / Иль запруженьем, властным над умом, / И, встав, кругом обводит взгляд застылый, / Еще в себя от муки не придя, / И вздох, взирая, издает унылый». Это грешник, «возвратившийся в прежнее обличье», чувствует себя как после припадка падучей болезни, причиной которой, согласно представлениям средневековой медицины, было «запруженье жил», идущих от сердца к мозгу, тяжелыми парами.

В трактате «Пир» Данте пишет о природе зрения: «Но цвет и свет видимы в собственном смысле, ибо мы воспринимаем их только зрением и никаким другим чувством. Эти свойства <...> проникают внутрь глаза через прозрачную среду. <...> Это прохождение зрительной формы завершается в воде, находящейся в зрачке. <...> Зрительное ощущение, поступая из зрачка в переднюю часть мозга, где помещается ощущающая способность, мгновенно воспроизводит полученное изображение, и таким образом мы видим». Он упоминает «Афоризмы» Гиппократа и комментатора этого произведения - «Таддео Гиппократиста», или Таддео ди Альдеротто (1235-1295), известного флорентийского врача, профессора медицины Болон-ского университета. Он говорит об «Искусстве» Галена», то есть об «Искусстве медицины», произведении Галена. Несколько раз ссылается на Авиценну [2].

Данте не имел диплома ни врача, ни фармацевта. Он никогда не лечил людей, не выписывал и не готовил лекарства. Состоя в цехе врачей и аптекарей формально, фактически не был ни тем, ни другим. Однако был знаком с медицинскими представлениями своего времени, с трудами знаменитых врачей. Об этом красноречиво говорят его произведения.

Литература

1. Gutmann R.A. Dante et son temps. Paris, 1977. P. 165-168.

2. Данте Алигьери Божественная комедия. Новая жизнь. Стихотворения, написанные в изгнании. Пир. М., 1998. С. 39, 122-123, 577, 582, 620, 650, 662, 725, 732.

3. Голенищев-КутузовИ.Н. Данте. М., 1967. С. 81-91, 265-267.

4. Renouard Y. Les villes d'Italie de la fin du X siècle au début du XIV siècle. Vol. 2. Paris, 1969. P. 300-318.

5. Боккаччо Д. Малые произведения. Жизнь Данте. Л., 1975. С. 548.

6. Федерн К. Данте и его время. М., 1911. С. 273-279.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком