научная статья по теме DASGUPTA SUBRATA. THE BENGAL RENAISSANCE: IDENTITY AND CREATIVITY FROM RAMMOHUN ROY TO RABINDRANATH TAGORE. 2ND IMPRESSION. NEW DELHI: PERMANENT BLACK, 2012. 280 P Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «DASGUPTA SUBRATA. THE BENGAL RENAISSANCE: IDENTITY AND CREATIVITY FROM RAMMOHUN ROY TO RABINDRANATH TAGORE. 2ND IMPRESSION. NEW DELHI: PERMANENT BLACK, 2012. 280 P»

DASGUPTA SUBRATA. THE BENGAL RENAISSANCE: IDENTITY AND CREATIVITY FROM RAMMOHUN ROY TO RABINDRANATH TAGORE.

2nd IMPRESSION.

New Delhi: Permanent Black, 2012. 280 p.*

© 2014 Т. Г. СКОРОХОДОВА

Среди обширного массива исследований индийской модернизации особое место занимает анализ социокультурных процессов, происходивших в XIX - начале XX в. в Бенгалии - передовой провинции Британской Индии, своеобразном месте встречи традиционного общества с Западом. Терминологически весь комплекс этих процессов обозначался как "Бенгальский Ренессанс/Возрождение", что само по себе вызывало дискуссии между противниками и сторонниками использования этого термина в описании духовного, интеллектуального, социального, политического и культурного движения элит Калькутты и других бенгальских городов. И те, и другие при обосновании своих позиций нередко демонстрируют очевидную тенденцию придания онтологического статуса этому термину, тогда как он имеет эпистемологическое значение (даже если принимать во внимание факт осознания самими бенгальскими интеллектуалами своей эпохи как "ренессанса"). За термином "Бенгальский Ренессанс" скрыты "системы символического описания" (П.А. Флоренский), каждая из которых по-своему представляет и интерпретирует эпоху в зависимости от методологических позиций автора.

Большинство исследований Бенгальского Ренессанса в ХХ в. - исследования религиозно-и социально-реформаторской, политико-правовой, просветительской и культурной практики; книги и статьи о деятельности корифеев эпохи в историческом контексте явно преобладали над работами, посвященными истории мысли. Нельзя сказать, что это было связано с дефицитом методологических подходов к анализу эпохи, - скорее с желанием продолжать сложившиеся традиции ее изучения в испытанных парадигмах мышления.

В начале XXI столетия попытку исследования Бенгальского Ренессанса на принципиально иных методологических основаниях, благодаря которым эпоха предстает как история мысли, как творческий период в истории культуры, предпринял автор рецензируемого труда, индийский ученый, специалист в области философии науки, директор Института когнитивной науки Университета Луизианы (г. Лафайет, США), профессор Шуброто Дасгупта. Уже во Введении он дистанцируется от прежних подходов, заявляет об отличии своих позиций: "Я пришел к этой теме как ученый-когнитолог, чья область - жизнь и жизненная история творческого ума. Я надеюсь пролить новый свет на предмет Бенгальского Ренессанса, избрав когнитивную перспективу -перспективу, которую, насколько я знаю, никогда не использовали в обширных трудах о Бенгальском Ренессансе" (p. 2). Содержание (и сама структура) книги, равно как и положительные отклики на его работу в научных кругах и, по сути, уже третье ее переиздание, свидетельствует о том, что использование когнитивной перспективы как подхода привело к принципиально новому выводному знанию об эпохе.

Шуброто Дасгупта исследует эпоху Бенгальского Ренессанса через раскрытие когнитивной природы результатов (products) творчества "маленького, но замечательного сообщества индивидуальностей", развернувшегося в области истории, теологии, литературы, науки и религии. Исходя из идеи коллективной креативности бенгальских интеллектуалов, имеющих определенную "коллективную когнитивную идентичность", автор определяет феномен Бенгальского Ренессанса как "подлинную когнитивную революцию", которая составляет фундаментальное основание эпохи (p. 2), и анализирует ее в книге, построив собственную методологию исследования. И хотя во Введении подчеркивается, что когнитивная наука эмпирически исследует "интенциональное сознание", судя по структуре и содержанию книги, читателю представлено философское исследование, начинающееся с эксплицирования дедуктивной модели и развернутое далее как исследование сознания корифеев эпохи по заданным векторам с соблюдением принципа историзма в изложении, исследовании, которое демонстрирует продуктивность модели. Такая структура - от методологии к получению выводного знания - характеризует лучшие научные труды в любой

* Дасгупта Шуброто. Бенгальский Ренессанс: Идентичность и креативность от Раммохана Рая до Рабиндраната Тагора. Нью-Дели: Перманент блэк, 2012. 280 с.

области социогуманитарных наук и служит своеобразным учебно-методическим пособием для молодых ученых, где демонстрируется, как работает научная мысль.

В главе "Когнитивная идентичность и творческая ментальность в колониальной Бенгалии" Ш. Дасгупта излагает подходы и модели анализа когнитивной революции через оригинальную "модель творческого человека". Он начинает с определения двух связанных, но отличных по содержанию когнитивных особенностей творческой ментальности эпохи - кросскультурной ментальности, представляющей собою способность мыслить, постигать и творить, объединяя две не связанные друг с другом традиции (индийскую и западную), и универсализма как веры и восприятия фундаментального единства в многообразии и различиях. Творческая ментальность описанного содержания появляется в конкретный исторический период - только с приходом британцев в Индию - и характеризует сознание избранной группы. Впервые эти когнитивные особенности проявлены в идеях и трудах "отца современной Индии" Раммохана Рая (17721833). Эта метафора "отца", по мысли Ш. Дасгупты, адекватна и для предлагаемой им модели: "Рай начал когнитивную революцию в колониальной Индии" (p. 5).

Когнитивная революция, по определению автора книги, - "радикальная трансформация в образе мыслей, восприятии, аргументации и концептуализации, включающей и трансформацию когнитивной идентичности, которая, распространяясь на группы, общество, культуру, ведет к качественным изменениям в сознании людей" (p. 5-6). В этом плане Ш. Дасгупта оказывается оппонентом историков, доказывающих "нереволюционный характер" Бенгальского Ренессанса в его воздействии на индийское общество, политику, экономику и культуру. Автор утверждает, что когнитивная революция и не должна повлечь за собой социально-экономико-политические трансформации, так как вполне может ограничиться избранием немногих - в интеллектуальном и творческом авангарде в конкретное историческое время (p. 7). Поэтому всю эпоху Ш. Дасгупта описывает в терминах когнитивной революции, происходящей в сознании творческих существ (creative beings) - писателей, поэтов, драматургов, ученых, социальных мыслителей и религиозных реформаторов, просветителей и т.д.; они произвели в результате творческую ментальность эпохи. Эта трактовка входит в резонанс с размышлениями Н.А. Бердяева, считавшего, что настоящая революционность требует духовного изменения первооснов жизни.

Для эмпирического исследования содержания эпохи Ш. Дасгупта построил теоретическую модель креативной личности, описанную через структуру когнитивной идентичности. Последняя включает три компонента: 1) пространство веры/знания, где объединены три уровня -общий для всего социума, специфический для призвания/профессии личности и личностный; 2) эмоциональное пространство и 3) пространство потребностей/интересов, порождающих цели и поиск конкретных средств их достижения. Три пространства взаимодействуют друг с другом в когнитивном процессе и порождают комплекс ментальных действий, в числе которых - создание схем, или проектов, позволяющих так или иначе отвечать на ситуации и вопросы действительности (p. 8-18). Благодаря этому инструментальному знанию открывается возможность исследования когнитивного стиля творческой личности - образа действий, лежащего в основе когнитивных процессов. Ш. Дасгупта подчеркивает динамический и трансформирующийся характер когнитивной идентичности, неоднородность происходящих изменений в случае каждой творческой личности эпохи; соответственно требуется рассматривать историю идентичности - как индивидуальной, так и групповой, выяснять ее происхождение, источники, а также описывать сам феномен "разделенной идентичности" эпохи.

В следующих главах книги автор успешно применяет предложенную модель исследования. Главы 2-4 ("Ориенталистская когнитивная идентичность и ее ниспровержение", "Изобретение монотеистического движения" и "Конструирование кросскультурной ментальности") посвящены истокам когнитивной революции в Бенгалии, идентичности и креативности Раммохана Рая, коренным образом трансформировавшего идентичности своих единомышленников и новых поколений интеллектуалов, и формированию феномена кросскультурной ментальности бенгальских интеллигентов-творцов.

Ш. Дасгупта связал происхождение когнитивной идентичности Бенгальского Ренессанса с другой когнитивной идентичностью - "ориенталистской". Он показывает, как произошло "открытие Индии", прежде всего ее творческого прошлого (науки, литературы, культуры) ориенталистами, которые придерживались продиктованного европейским Просвещением универсалистского рационалистического подхода к неевропейским культурам. Полученное в ходе их научной работы новое эмпирическое знание и вера в превосходящие другие народы характер и качество

индийской культуры и науки от эры Вед до конца VII в. н.э. составили пространство веры/знания ориенталистов, сердцевиной которого стала концепция "золотой эпохи индийской истории" (p. 30). Схема эта была мотивирована конкретными потребностями и целями, начиная от желания выстроить правление Индии самым совершенным образом (и для этого знать ее культуру и историю и действовать "подобно азиату") (У. Хейстингс) до стремления раскрыть совершенство санскрита и литературы на нем (У. Джонс) и доказать древнее происхождение индийской математики и монотеизма Вед (Г.Т. Кольбрук).

Альтернативу ориенталистской позитивной идентичности представила негативная когнитивная идентичность, которую продемонстрировал в "Истории Британской Индии" (1817) Джеймс Милль - лондонский чиновник Ост-Индской компании, никогда не бывавший в колонии. Утилитаристская "контрсхема" Милля прямо противоположна "золотой эпохе индийской истории" - простое, "неотшлифованное", грубое и "некультурное" прошлое Индии, описанное в его книге, ниспровергало ориенталистскую идентичность. Эти два варианта идент

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком