научная статья по теме ДЕБАТЫ О ФЛАГЕ И ПОИСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (К 50-ЛЕТИЮ ВЕЛИКИХ ДЕБАТОВ О ФЛАГЕ В КАНАДЕ) История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ДЕБАТЫ О ФЛАГЕ И ПОИСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (К 50-ЛЕТИЮ ВЕЛИКИХ ДЕБАТОВ О ФЛАГЕ В КАНАДЕ)»

Сообщения

© 2015 г.

К.С. ЕРЕМЕНКО

ДЕБАТЫ О ФЛАГЕ И ПОИСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (к 50-летию великих дебатов о флаге в Канаде)

Вот нация, которая может придумать себя, но не может придумать простой и понятный образ себя1.

Брюс Хатчисон

Согласно теории социальной идентичности, люди обретают часть собственной идентичности из осознания своего членства в различных социальных группах, важное место среди которых занимает нация2. Благодаря сопричастности нации индивид приобщается к более масштабным смыслам и целям, удаляющим на второй план индивидуальное существование человека и его неизбежную конечность. Национальные символы особым образом служат усилению идентификации граждан как членов нации и формированию психологической привязанности к нации. Являясь осязаемой репрезентацией группы, они дают индивиду очевидный объект, с которым он может идентифицировать себя как члена нации, и потому пробуждают мощные эмоциональные выражения национальных чувств граждан3. Одним из таких символов, посредством которых независимая страна провозглашает свою идентичность и суверенитет, а ее граждане приобщаются к этой идентичности, является национальный флаг. В конце 1950-х - начале 1960-х годов изменение представлений о том, что значит быть канадцем, убеждало всё большее число людей в необходимости пересмотра старых символов и создания новых для воплощения новой идентичности.

После образования Канадской Конфедерации в качестве неофициального флага доминиона использовался английский торговый флаг - красное полотнище с изображением Юнион Джека в верхнем левом углу, в центре которого размещалась какая-либо эмблема Канады (в изначальном варианте это был щит, состоящий из четырех изображений, которые символизировали четыре провинции, образовавшие доминион). Внешний вид неофициального флага не был регламентирован и долгое время не имел определенного стандарта. Это выражалось, например, в том, что к центральной эмблеме в виде щита иногда добавляли венок из золотых кленовых листьев, корону, фон в виде белого круга и т.д. Кроме того, по мере присоединения к доминиону новых территорий увеличивалось и количество изображений на щите: к 1907 г. щит состоял уже из девяти частей, вследствие чего, по словам исследователя истории канадского

Еременко Ксения Сергеевна - кандидат исторических наук, старший преподаватель Школы гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета.

1 Hutchison B. Why Do Canadians Weasel out of National Flag? - Financial Post, 7.II.1959, p. 24.

2 Schatz R.T., Lavine H. Waving the Flag: National Symbolism, Social Identity, and Political Engagement. - Political Psychology, 2007, v. 28, no. 3, p. 332.

3 Ibid., p. 332-333.

флага А. Фрейзера, "Канада была представлена не как единый организм, но как нагромождение ее частей"4. Несмотря на свой неофициальный статус, флаг широко использовался на суше и на море, на войне и в мирное время.

21 ноября 1921 г. Георг V подписал королевскую прокламацию о даровании Канаде нового герба. Его щит состоял из пяти частей: четыре представляли символы народов, сыгравших значительную роль в формировании Канады (англичан, шотландцев, ирландцев и французов), на пятой изображались кленовые листья - уникальный канадский символ. Получение нового герба автоматически означало размещение его щита на флаге, в результате чего флаг обрел практически универсальный вид. Начиная с 1945 г. флаг было разрешено помещать на правительственных зданиях, однако официального национального флага Канада по-прежнему не имела.

После издания Вестминтерского статута 1931 г. и окончания Второй мировой войны независимость Канады и укрепившееся национальное самосознание требовали для своего выражения новых уникальных символов. 8 ноября 1945 г. У.Л.М. Кинг внес в парламент предложение о создании объединенного комитета сената и палаты общин для рассмотрения вопроса о подходящем дизайне национального флага Канады и подготовки доклада на эту тему. Предложение было одобрено, и комитет начал работу. После рассмотрения 2695 эскизов флага, полученных от граждан и различных объединений, комитет пришел к выводу, что наилучшим вариантом будет английский торговый флаг с размещением в его центре золотого кленового листа. Несмотря на то, что сам Кинг одобрял этот вариант, предложения комитета не были претворены в жизнь, а вопрос о флаге вскоре снят с официальной повестки дня. Отчасти это объясняется тем, что для Кинга было очевидным: предпочтения комитета не вполне совпадали с тем, как видели флаг граждане страны: кленовый лист фигурировал в 60% представленных эскизов, а вот Юнион Джек - лишь в 14%5.

Вопрос о том, каким должен быть национальный флаг, не был решен правительством Кинга, но потребность в принятии собственного флага в Канаде со временем не только не исчезала, но становилась все более ощутимой, особенно начиная с середины 1950-х годов. Многим казалось неестественным, что "эта обширная и богатая страна - фактически половина континента - еще не обладает некоторыми существенными признаками национального суверенитета"6, такими, как флаг. Опросы общественного мнения постоянно фиксировали то обстоятельство, что подавляющее большинство канадцев хочет, чтобы у их страны был собственный национальный флаг7.

Никто не спорил с тем, что стране нужен флаг. Споры вызывало другое: что будет изображено на нем? Этот вопрос, конечно, был лишь формой, в которую облекла себя более серьезная и глубокая проблема - проблема осознания канадцами себя как нации, проблема образа страны, в котором она должна предстать перед своими гражданами и остальным миром, проблема ценностей и смыслов, которые несет в себе этот образ. "Флаги и гимны - результат, а не причина наличия национальной идентичности, и по-прежнему вызывающая споры проблема флага в Канаде представляет собой внутренний, а не внешний аспект состояния нации"8, - отмечал в 1954 г. канадский историк Дж. М. Кэйрлэс.

Различные проекты флага, обсуждавшиеся в этот период в обществе, можно разделить на две группы, которые одновременно олицетворяли собой и два различных взгляда на решение вышеназванных проблем, два понимания сущности этой страны,

4 Fraser A.B. Canada's National Symbols. - The Flags of Canada [e-book] Available at: http:// fraser.cc/FlagsCan/Nation/NatSym.html

5 Fraser A.B. A Canadian flag for Canada. - The Flags of Canada [e-book] Available at: http:// fraser.cc/FlagsCan/Nation/CanFlag.html [Accessed 8 January]

6 Greening W.E. Canada's Slow Road to National Maturity. - Culture, 1956, v. 17, no. 3, p. 242.

7 Collins E.L. The Case for a Maple Leaf Flag. - Canadian Commentator, 1958, v. 2, no. 6, p. 2.

8 Careless J.M.S. Canadian Nationalism: Immature or Obsolete. - The Canadian Historical Association Report of the Annual Meeting held in Winnipeg, 2-5.VI.1954, p. 14.

два подхода к идее Канады. И ожесточенность споров, и широкий спектр эмоций, переживаемых участниками этих споров, - всё это кажется понятным и объяснимым только в связи со смысложизненным характером проблем, принявших форму вопроса о выборе флага.

Две группы проектов флага разделялись по принципу принятия Юнион Джека как определяющего элемента будущего национального флага Канады или полного отказа от него. Для последних Канада виделась в образе независимой нации, которая, следовательно, должна обладать собственным уникальным флагом. Английский торговый флаг с щитом канадского герба казался им утратившим свою привлекательность символом колониализма именно из-за наличия на нем миниатюры флага другой страны, пусть и сыгравшей значительную роль в канадской истории. "Флаг, включающий Юнион Джек, будет подавлять нашу индивидуальность, в то время как флаг с кленовым листом будет подчеркивать ее", - писал Ю. Коллинз9.

Для другой, довольно значительной части общества английский торговый флаг с канадским гербом по-прежнему символизировал сакральную связь со страной-матерью - связь, которая в этот период безвозвратно уходила в прошлое, а потому любые ее символы казались особенно дороги. Представители этой группы предлагали в качестве претендентов на роль национального флага различные вариации английского торгового флага с добавлением каких-либо эмблем, призванных символизировать Канаду и ее историческое наследие (кленовый лист, флер-де-лис и др.).

Эти предпочтения, наиболее часто встречавшиеся среди англоканадцев, отражали двойственность их представлений о Канаде: с одной стороны, они не могли избавиться от имперского самосознания, от осмысления своей страны прежде всего через ее причастность к чему-то большему, частью которого она является, - к британскому миру, с другой стороны, Канада виделась им достаточно независимой страной, достойной иметь свои уникальные символы. Еще во время дискуссий о флаге 1945-1946 гг. будущий лидер консерваторов Дж. Дифенбейкер сформулировал свое видение флага в духе этой двойственности: "Любой флаг, предназначенный для Канады, должен нести в себе две идеи: первая - идея Канады как нации с особенным флагом, вторая -идея Канады как части империи"10. Присутствие Юнион Джека на флаге, считали он, никак не связано с колониализмом и является всего лишь способом отдать дань своему наследию и своей истории.

Борьба сторонников вышеописанных подходов к символам, которые должны присутствовать на будущем флаге Канады, по справедливому замечанию современника, была борьбой "рождающегося канадского национализма с умирающим империализмом и его символами"11.

Дискуссии о внешнем виде флага и изображаемых на нем символах стали особенно активными в конце 1950-х - начале 1960-х годов. В прессе регулярно появлялись статьи с рассуждениями на эту тему, в редакции поступали многочисленные письма читателей с предложениями и мнениями на этот счет. Случалось, что журналисты и читающая публика предлагали самые неожиданные версии главного символа Канады, достойного изображения на ее флаге, среди которых была даже береза12. Но чаще других внимание канадцев привлекал кленовый лист. "Кленовый лист - это Канада навсегда, и он должен стоять в центре нашего флага", - писал П. Саймон13. В условиях динамичных

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком