научная статья по теме ДЕББАГИ-БАРАНОВА Т. ВОЙНЫ ПАСКВИЛЕЙ: ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ВО ВРЕМЕНА РЕЛИГИОЗНЫХ ВОЙН (1562-1598). ЖЕНЕВА: ДРОЗ, 2012. 519 С История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ДЕББАГИ-БАРАНОВА Т. ВОЙНЫ ПАСКВИЛЕЙ: ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ВО ВРЕМЕНА РЕЛИГИОЗНЫХ ВОЙН (1562-1598). ЖЕНЕВА: ДРОЗ, 2012. 519 С»

примыкает еще одна проблема: бросается в глаза, что в работе не рассматриваются отношения врачей с внешним миром и не звучат голоса больных, что является достаточно перспективным направлением современных историко-медицинских работ.

Безусловно, работа Ж. Вонс представляет большой интерес и для историков науки, и для специалистов по раннему Новому времени. В последние годы активно развиваются междисциплинарные исследования, и не последнее место занимает в них история медицины. Работа, выполненная профессиональным историком, с привлечением новых архивных материалов, показывающая социальную структуру парижского медицинского мира, заслуживает самого уважительного внимания.

Е.Е. Бергер

DEBBAGI BARANOVA T. A COUPS DE LIBELLES: UNE CULTURE POLITIQUE AU TEMPS DES GUERRES DE RILIGION (1562-1598), GENEVE: DROZ, 2012. 519 р.

ДЕББАГИ-БАРАНОВА Т. ВОЙНЫ ПАСКВИЛЕЙ: ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ВО ВРЕМЕНА РЕЛИГИОЗНЫХ ВОЙН (1562-1598). ЖЕНЕВА: ДРОЗ, 2012. 519 с.

Автор рецензируемой монографии - молодая исследовательница, в настоящее время работающая в университете Париж-Сорбонна, и уже опубликовавшая более десятка статей, посвященных различным аспектам политической борьбы и пропаганды в эпоху французских религиозных войн. Так, одна из ее работ раскрывает деятельность Теодора Беза, сподвижника и преемника Жана Кальвина и влиятельнейшего протестантского автора своего времени. Ее перу принадлежат несколько вышедших в 2000-е годы статей, посвященных изучению поэзии этой эпохи, уличных песенок и клеветнических пасквилей. Более позднее время исследовательница затрагивала в работе, связанной со спецификой политического памфлета эпохи Фронды. Рецензируемая монография систематизирует как работы других историков, посвященные этой стороне французских религиозных войн, так и собственные глубокие изыскания автора на эту тему.

Т. Деббаги-Баранова - ученица известного французского историка Дени Крузе, который является автором обширного предисловия к рецензируемой монографии. В нем он особо подчеркивает широкий набор всевозможных источников, на которых основана работа. Интерес автора к пасквилям (libelles) времен французских религиозных войн и их роли в политической жизни эпохи начался с ее знакомства с «Журналом» Пьера Л'Эстуаля и его знаменитой коллекцией политических стихов,

пасквилей и песенок времен Лиги. После этого Т. Деббаги-Баранова проанализировала огромное количество памятников такого рода - всевозможных прокламаций, песен, стихов, проповедей и т.д. В книге также приведено несколько иллюстраций, но они играют лишь небольшую иллюстративную роль, в фокусе внимания автора - тексты, письменные памятники.

Влияние научного руководителя на монографию чувствуется в выборе методики исследования. Подобно тому, как Дени Крузе анализировал некоторые аспекты насилия физического, так Татьяна Деббаги-Баранова анализирует насилие вербальное. В центре ее внимания слово письменное как способ нападения на политического противника.

Следует сразу отметить, что слово «пасквиль» в рамках рецензируемой работы, применяется не в оценочном, а в описательном смысле слова. Автор не называет явление, с которым имеет дело, более специфическим термином «памфлеты» - в отличие, например, от сходных творений времен Фронды. Термин «пасквиль» в рамках рецензируемой монографии охватывает более широкий круг явлений. В качестве такового рассматривается любой политический, содержащий нападки или обвинения текст, рассчитанный на широкую читательскую аудиторию. Это может быть и придворная поэзия, и уличная песенка, и печатный листок с обвинениями, и официальная декларация вельможи, и полемическая работа церковного автора.

Употребление термина «пасквиль» («libelle») не случайно. В предисловии к работе Дэни Крузе отмечает «лингвистическое чутье» Т. Деб-баги-Барановой, которая предлагает отказаться от более традиционного термина «памфлет» - который часто применяется для описания любого текста обвинительного характера, но является анахронизмом для XVI столетия. Термин пасквиль, как отмечают Дени Крузе и Т. Деббаги-Баранова, «позволяет сразу поместить соответствующие тексты в исторический контекст XVI столетия и передает тот «функционал», которым наделяли их современники» - очернить, испортить репутацию, доброе имя, добрую славу человека или группы лиц.

Рецензируемая работа охватывает все десятилетия французских религиозных войн - от Амбуазского заговора и резни в Васси (1562 г.) до Нантского эдикта. По мнению автора, именно во второй половине XVI столетия во Франции политический пасквиль приобретает невиданное доселе значение. Он становится оружием в руках противодействующих сторон и средством выражения мнений различных слоев населения. Именно ему потомки обязаны сложившимся мнением о тех или иных политических фигурах - характерна здесь «черная легенда» о Генрихе III, созданная в значительной мере стараниями авторов различных политических пасквилей, в первую очередь лигерских.

В начале книги автор показывает, как появились первые влиятельные обвинительные тексты и анализирует различные их виды. Началось все во время Итальянских войн Генриха II, когда появились

первые печатные нападки на Франциска де Гиза и его брата кардинала Лотарингского. Следующим важным этапом был разгром заговора в Амбуазе, после которого авторы многочисленных пасквилей, вероятно, принадлежавшие к сторонникам заговорщиков, обвинили «триумвират» (коннетабль де Монморанси, маршал де Сент-Андре и герцог де Гиз) в узурпации власти при юном короле Франциске II.

Третий важный этап расцвета для пасквилей - резня протестантов в Васси. Авторы многочисленных пасквилей, написанных в пользу протестантов, обвиняли герцога де Гиза и его свиту в нападении на протестантов и сожжении до нескольких сотен человек живьем в амбаре. Напротив, часть католической публики восхваляла этот поступок. А представители клиентелы герцога пытались писать опровержения. Дошло до рассмотрения ситуации в Парижском парламенте, где Франциск де Гиз представил свою версию событий в Васси. Этот случай разобран в книге чрезвычайно подробно, так как является одним из первых примеров активной политической роли пасквилей, призванных оказать влияние на официальную позицию власти и судопроизводство.

Специфической разновидностью пасквилей были творения церковных авторов. Так, автор рассматривает в качестве важного примера политического выступления такого рода оправдание Жаном Кальвином казни Мигеля Сервета. Очень известны были выступления преемника Кальвина, Теодора Беза, против французских монархов.

Далее автор анализирует различные приемы, используемые авторами пасквилей. Большое внимание уделяется собственно обвинению и его доказательствам: «Обвинение - это сердце пасквиля» - пишет Т. Деббаги-Баранова. В качестве примера разбирается, скажем, такой известный случай, как обвинение представителей Лотарингского дома в династических претензиях на трон, основанных на происхождении Гизов от Карла Великого. Первые пасквили такого рода появились еще во время Итальянских войн Генриха II. Впоследствии они расцвели во времена Франциска II, а потом уже во времена Лиги. Кроме того, автор рассматривает различные риторические и стилистические приемы, использовавшиеся в пасквилях для убеждения читателей - диалоги, определенные способы подачи аргументов и т.д.

Важный аспект - формирование образа врага. Так, распространенными были обвинения в безбожии - в ранних пасквилях против де Гизов авторы доказывали атеизм кардинала Лотарингского и его брата Франциска де Гиза. Еще один прием - обвинение врага в низком происхождении. Такое обвинение выдвигалось против коннетебля де Монморанси. Авторы пасквилей писали, что его предок был всего лишь нотариусом. Адмирала Колиньи называли «убийцей». Целая «черная легенда» была сформирована вокруг Генриха III - уличные песенки и всевозможные пасквили обвиняли его в безбожии и гомосексуализме.

Впоследствии Т. Деббаги-Баранова показывает, как менялись аргументы на протяжении религиозных войн, о чем писали в 1560-е годы,

после Варфоломеевской ночи или во времена Лиги. Так, и среди протестантов, и среди католиков популярен был отнюдь не только религиозный дискурс, но и политический. К примеру, и Карла IX, и Генриха III обвиняли в «тирании» и нарушении прав подданных. «Тираны» было их обычным обозначением в работах протестантских авторов.

Не обойден в книге и такой аспект, как взаимоотношения пасквилей с законом. Авторы пасквилей были чрезвычайно уязвимы - если их ловили и привлекали к суду, то наказание могло быть вплоть до смертной казни - если дело квалифицировали как «оскорбление величества». Тем не менее, популярность пасквилей росла и декларации с многочисленными обвинениями политических противников писали и принцы.

В целом, по мнению Т. Деббаги-Барановой, на протяжении французских религиозных войн наблюдается заметный рост уровня агрессии в пасквилях. Одним из толчков к эскалации послужила Варфоломеевская ночь, ставшая одной из важных тем пасквилей протестантов - они обвиняли во всем короля, считали погром его злым умыслом. Расцвет агрессивных высказываний наблюдается во времена Лиги, когда авторы множества прокатолических пасквилей выступали против вступления на престол «еретика» - Генриха Бурбона. После Нантского эдикта накал постепенно стихает и наблюдается большая толерантность высказываний.

Недооценивать роль «печатного слова» в истории французских религиозных войн невозможно. Благодаря пасквилям стороны формировали образ врага и себя, бросали обвинения и укрепляли сторонников в истинности их собственных убеждений. Их легко принять за «отражение общественного мнения» и довольно часто их считали таковыми, но, по мнению Т. Деббаги-Барановой, это далеко не так. Пасквиль скорее связан с формированием «общественного мнения» и является весьма агрессивным способом выражения позиции группировок, уже совершенно во всем убежденных. Не зря его расцвет приходится на момент наиболее острой и жесткой политической борьбы между различными группировками, а после Нантского эдикта политические пасквили постепенно сходят на нет. Это

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком