научная статья по теме ДЕКАБРИСТ А.Н. МУРАВЬЕВ - ПОСЛЕДОВАТЕЛЬ ШВЕДСКОГО ФИЛОСОФА Э. СВЕДЕНБОРГА (ПО МАТЕРИАЛАМ МОСКОВСКИХ АРХИВОВ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ДЕКАБРИСТ А.Н. МУРАВЬЕВ - ПОСЛЕДОВАТЕЛЬ ШВЕДСКОГО ФИЛОСОФА Э. СВЕДЕНБОРГА (ПО МАТЕРИАЛАМ МОСКОВСКИХ АРХИВОВ»

СВЕТЛАНА ВИКТОРОВНА ГЛИННИКОВА

кандидат исторических наук, и. о. главного библиографа научно-библиографического отдела

Государственной публичной исторической библиотеки (Москва) Тел.: (495) 949-16-16; E-mail: nestorklio@mail.ru

На основе изучения многочисленных архивных документов и историографии прослеживается деятельность инициатора создания Союза спасения и активного участника Союза благоденствия А.Н. Муравьева в 1820-1860-е гг., ставшего впоследствии городничим Иркутска и генерал-губернатором Нижнего Новгорода.

Ключевые слова: декабристы, А.Н. Муравьев, Э. Сведенборг, Союз спасения, Союз благоденствия, чиновники Иркутска, чиновники Нижнего Новгорода.

Декабрист А.Н. Муравьев - последователь шведского философа Э. Сведенборга (ПО МАТЕРИАЛАМ МОСКОВСКИХ АРХИВОВ

Человек - не ангел и не зверь, но, изживая в себе зверя, он может приблизиться к ангелу, иначе говоря, спасти лучшую часть своего «я» - душу живую - и приблизиться таким образом к

«глубочайшим безднам, таящимся в беспредельности».

А. Моруа. «Прометей, или Жизнь Бальзака» Александр Николаевич Муравьев (1792-1863), инициатор создания Союза спасения и активный участник Союза благоденствия, в конце 1818 г. отошел от движения, а в мае 1819-го, с соблюдением всех необходимых формальностей, покинул тайное общество. Он не изменил себе: его духовный поиск не прекратился, его увлекающаяся натура не зачерствела. Но к политической борьбе в русле тайных обществ он больше не вернулся.

С этих пор и до конца жизни Александр Николаевич с неослабным вниманием читал и изучал Библию и книги религиозно-мистического содержания. Его не остановило осуждение и некоторое отчуждение прежних товарищей, воспринявших перемену в нем как отступничество либо лицемерие.

На следствии по делу декабристов Муравьев настойчиво повторял, что прожил семь лет тихой семейной жизнью, изучая Священное Писание и стараясь следовать его заветам. В крепости он получил разрешение читать книги духовного содержания и просил жену прислать ему Библию и известное сочинение Фомы Кемпийского «О подражании Иисусу Христу». Раскаяние, мольбы о снисхождении, слезные письма государю в этот период можно воспринимать двояко: безусловно, во всем этом были искренние, неподдельные чувства (Муравьев в своем уничижении был отнюдь не одинок среди арестованных); с другой стороны, это можно расценить и как продуманную тактику поведения. У Муравьева имелось преимущество перед многими из товарищей: подтвержденная большинством из них его давняя удаленность от тайного общества (степень которой он, в глазах следствия, сознательно преувеличивал).

Сосланный в Сибирь без лишения дворянства и чинов, Муравьев в своих письмах к родным не уставал повторять о необходимости смирения и терпения, о бренных земных благах и нетленных радостях вечной жизни. Конечно, здесь можно сделать поправку на известную декабристам перлюстрацию их писем: Муравьев не желал и не мог ссориться с властью. Ему, прежде всего в силу сложного материального положения, необходима была хоть какая-то служба, место, жалованье. Он жил в Верхнеудинске с женой, маленькой дочерью Соней и свояченицами Варварой и Екатериной Шаховскими; все его хозяйственные предприятия терпели неудачу, и он настойчиво добивался хотя бы самой незначительной чиновничьей должности.

В 1828 г. отставной гвардии полковник Александр Муравьев был назначен городничим в Иркутск. В последующие 30 лет он прошел в чиновничьих дебрях длиннейший путь, причем проявил себя как человек энергичный, умный, гордый, зачастую неуживчивый. От полицмейстерской должности в Иркутске до поста нижегородского генерал-губернатора -

немалая дистанция. Нельзя было пройти такой долгой дорогой и при этом не понести потерь - пришлось изведать на себе все темные стороны российского чиновничьего мира. Но все-таки Муравьев остался самим собой, сохранил память о юношеских мечтах и декабристских планах и в Нижнем Новгороде, на седьмом десятке лет, боролся с крепостниками за крестьянскую реформу!.

В последнее десятилетие появился целый ряд статей, автор которых, Екатерина Николаевна Туманик, исследует различные стороны деятельности и духовных исканий А.Н. Муравьева. Ею, безусловно, внесен уже очень существенный вклад в дело изучения личности и судьбы декабриста. Следует особо отметить исследования Е.Н. Туманик, посвященные Муравьеву как последователю шведского философа Э. Сведенборга2.

На протяжении всей жизни Муравьева продолжался его духовный поиск. Надо сказать, что проходил он в стороне от традиционного православия, в котором был воспитан Александр Николаевич3. Детская вера, очевидно, не выдержала испытания юношеским вольномыслием, когда в послевоенные и преддекабристские годы (1812-1815) на первый план вышло увлечение Ж.-Ж. Руссо, Монтескье, Вольтером, Вольнеем, Локком, Макиавелли... Новая, зрелая религиозность была связана уже с иной, западной религиозной традицией. Муравьев внимательно и с увлечением читал Фому Кемпийского, Иоганна Арндта, Якоба Беме, Лоренцо Скуполи. В религиозно-философских трудах он находил призыв к духовной борьбе, которая ведет к победе над «ветхим человеком» внутри себя самого и к «новому рождению», дарованному людям Иисусом Христом. Эти книги содержали проповедь живого и действенного христианства, понимаемого как постоянный труд на благо людям. Декабрист стремился отыскать у богословов, проповедников и мистиков те идеи, которые смогли бы победить всеобщую рознь и несогласие и объединить людей в их лучших стремлениях.

Наиболее ярким и значимым стало для Муравьева увлечение идеями Э. Сведенборга, который предложил свой принцип единства в системе так называемой Новой Церкви. Александр Николаевич всерьез принялся за изучение латыни, чтобы читать труды Сведенборга в подлинниках, стал активно переводить и распространять его сочинения. Свои переводы он посылал родственникам и друзьям, поскольку был движим горячим стремлением обратить «в свою веру» близких ему людей.

В Отделе рукописей Российской государственной библиотеки4 сохранились многочисленные свидетельства его стараний в этой области: письма, переводные и оригинальные статьи, записки, составленные в духе учения Сведенборга. По фондам Отдела существует поистине бесценный путеводитель, составленный биографом Муравьева Юлией Ивановной Герасимовой5. Значительная часть этих материалов находится в фонде родственников Александра Николаевича со стороны жены, Прасковьи Михайловны, урожденной княжны Шаховской. Она была старшей дочерью в большой семье, где выросли еще семь дочерей и сын, Валентин Михайлович Шаховской. С последним Александр Николаевич был особенно близок.

Часть писем Муравьева Валентину Шаховскому сохранилась в Государственном архиве Российской Федерации6. (Фонды ГАРФ содержат также все официальные документы, касающиеся «государственного преступника» А. Н. Муравьева, начиная со дня его ареста в 1826 г.)

Был еще один человек, мнением которого Муравьев особенно дорожил, с которым был близок всю жизнь, несмотря на невзгоды и расстояния, письма которому писал более полувека. Это его брат Николай Николаевич Муравьев (Карский). Неприятие Николаем Николаевичем идей Сведенборга не разобщило братьев, но и не помешало Александру еще некоторое время продолжать свои увещевания. Эти письма хранятся в Отделе письменных источников Государственного исторического музея7.

На основе этого комплекса документов можно реконструировать ту картину мира, ту систему идей, которую воспринял Муравьев у Сведенборга. А также попытаться понять,

что же привлекло декабриста в учении шведского философа, писавшего на латыни и умершего двумя десятилетиями прежде рождения Александра Николаевича.

Эмануэль Сведенборг (1688-1772) - известный шведский ученый и теософ-мистик. В первый период своего творчества он создал значительное число научных работ по горному делу, математике, астрономии, стал автором ряда технических проектов; с 1734 г. являлся почетным членом Петербургской Академии наук. Занимался он также проблемами анатомии, физиологии и психологии. Он был энциклопедически образованным человеком с весьма разнообразными научными интересами, жившим «в конце эпохи, когда один человек все еще был способен знать практически все, что было известно в его время о мире»8.

В 1743-1745 гг. Сведенборг пережил религиозный кризис; позднее он утверждал, что стал Божьим избранником и получил доступ в мир духов и ангелов. Поведать людям об этих духовных видениях он считал своим долгом. Так появились его богословские описательные сочинения. Он составил систему «соответствий» небесных явлений земным и на ее основе создал свое толкование Библии, или, вернее, значительной ее части, которую называл Словом. Этому толкованию он посвятил многотомное сочинение «Небесные тайны» (Arcana Coelestia, 1748-1756). Он был убежден, что в дарованном ему Богом откровении духовного смысла Слова выражено второе пришествие Христа, и связывал с этим учреждение Новой Церкви (или Церкви Нового Иерусалима). Эта система была изложена им в его догматических трудах, главное из которых - «Истинная христианская религия» (1769-1771).

Особенно подробно, ярко и убедительно выглядела тщательно разработанная Сведенборгом нравственная составляющая его учения, которая может представлять отдельный, самостоятельный интерес, - в том числе в наши дни, и даже для тех, кто не принадлежит к числу его безусловных сторонников или учеников (каких и сейчас немало). Религиозно-философским работам были отданы последние почти 30 лет жизни Сведенборга9.

В январе 1835 г., когда Муравьев служил в Вятке (первое для него, после ссылки, место службы не за Уралом, а в Европейской России), его постигло тяжкое, почти непереносимое горе: скончалась от туберкулеза его горячо любимая жена. Этому предшествовала смерть ребенка: в декабре 1833 г. в Тобольске умерла шестилетняя дочь Муравьевых, Пашенька, родившаяся в ссылке, в Верхнеудинске. От этого потрясения Прасковья Михайловна так и не оправилась.

Муравьев был в отчаянии; все его мольбы о переводе в более теплый климат ради поправления здоровья жены оказались напрасными. Последнее пр

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком