научная статья по теме Декалог этики бизнеса в свободном рынке Философия

Текст научной статьи на тему «Декалог этики бизнеса в свободном рынке»

В.И. Сперанский доктор философских наук, профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ*

Декалог этики бизнеса в свободном рынке

В недавние времена у нас было популярно высказывание К. Маркса, что нет такого ухищрения, нарушения и даже преступления, на которое не пойдет капиталист ради прибыли. Жизнь показала, что этот вывод справедлив только для начального этапа рыночного общества, когда капитализм, как сейчас в России и других постсоциалистических странах, имеет дикий, разбойничий характер. В условиях свободного рынка утвердилось мнение, что целью цивилизованного бизнеса должны быть всеобщее благополучие и польза. Компании и корпорации, добившиеся экономического успеха, в своих взаимоотношениях руководствуются этическими и морально-нравственными нормами.

В развитом рынке всегда был и сегодня идет поиск путей совершенствования этики бизнеса. Работа в этом направлении началась и в России. Появились статьи, книги, этические кодексы компаний, широко распространяются методические рекомендации, как добиться соответствия бизнес-процессов этическим нормам. Можно сказать, что здесь имеются определенные достижения, но только с оговорками. Большинство публикаций по этике, а также социальной ответственности бизнеса банально, наполнено пустопорожними призывами, нелепыми советами. Западные рекомендации не только даются без учета российской ментально-сти, но и нередко трактуются весьма произвольно, что демонстрирует непонимание, а то и попросту незнание источников. И все это переходит от одного автора к другому.

Передо мной четыре статьи, в которых рассказывается о разработке Джоном Уортоном на основе десяти библейских заповедей концепции

* Сперанский Владимир Игоревич, е-таП: mailmis@mail.ru

нравственности в современном бизнесе. Отдельные места этих статей повторяются слово в слово. О Дж. Уортоне сообщается, что это «американский предприниматель, разрабатывающий на досуге проблемы нравственности в бизнесе». Кроме этого в статьях приводятся одинаковые фрагменты работы французского бизнесмена А. Московича. Все это предваряется примитивным своим текстом, очевидно, входящим в проблематику, разрабатывая которую наши «исследователи» собираются внести вклад в науку. Все авторы приводят только четыре «заповеди Уортона», его идеи изложены непонятно. Авторы явно поленились посмотреть, как даны заповеди в Библии, что, впрочем, объяснимо в нашей стране.

Здесь не ставится задача восстановить справедливость и раскрыть содержание концепции Дж. Уортона, работы которые у нас не переведены. В 2005 г. издана книга Дж. Стивена «Уортон о принятии решений», но там говорится об идеях Уортонской школы бизнеса при Пенсильванском университете, основанной в 1881 г. бизнесменом-меценатом Джозефом Уортоном. Очень надеюсь, что какое-нибудь издательство переведет труды Джона Уортона и представит его концепцию российскому читателю. В этой статье я хочу изложить свое понимание, как можно приложить библейские заповеди к разработке современных положений этики бизнеса. Представленные положения прошли определенную апробацию при чтении спецкурсов «Деловая этика» в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, Московском педагогическом государственном университете, Академии труда и социальных отношений и в Высшей школе информатики и экономики в Ольштыне (Польша).

Идеи Дж. Уортона несомненно плодотворны. В разных странах бизнес ведется по различным правилам, основанным на национальных традициях и культуре. Целевая задача бизнеса в XXI в. может и должна быть одна, общая: всеобщее благополучие, польза для человечества, отсутствие вреда для населения. Библейские заповеди составляют базу

этики, аккумулирующей вечные ценности, одинаковые, общие для всех. Не случайно представленный в программе КПСС моральный кодекс строителя коммунизма по сути представлял интерпретацию заповедей из Пятикнижия Моисея.

Рассмотрим последовательно, как преломляются десять заповедей в этике бизнеса в условиях свободного рынка. Для соблюдения научного подхода при определении сущности заповедей будем использовать не только их обыденное изложение и толкование в популярной литературе (в том числе и атеистической), а и - притом прежде всего - канонические книги Священного писания Ветхого и Нового завета. Это даст возможность более полно представить сущность 10 заповедей, написаных на двух каменных скрижалях, а также позволит соблюсти требование Моисея из «Второзакония»: «Не прибавляйте к тому, что я заповедаю вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам заповедую».

Первую заповедь в обыденности трактуют как «чти бога своего». В Библии написано так: «Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим». Вряд ли можно согласиться с утверждением, что «в деловом смысле это означает: уважай свою администрацию». Безусловно, служащий должен выполнять указания своего начальника. Это соответствует трактовке Макса Вебера: «Интересы Бога и работодателя сливал

ются»1. Вместе с тем в рамках этики следует говорить, что главное для бизнесмена - его дело, ориентирующееся на соображение общечеловеческой пользы.

Значимым для первой заповеди является, как писал М. Вебер, «толкование работы как призвания», которое «стало столь же характерным для современного рабочего, как соответствующий взгляд на приобрета-

1 Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994, с. 623.

тельство для предпринимателя»1. Нельзя не упомянуть разработанную Жаном Кальвином теорию предопределения, согласно которой Бог является вдохновителем и творцом как добра, так и зла. Здесь Кальвин пошел дальше этики Аристотеля, который полагал, что добрые дела следует относить на счет воли божьей, а грехи - на счет самих людей. «Вера в предопределение исключает всеблагость Бога; Бог становится суровым, преисполненным величия правителем. Доктрину предопределения объединяет с верой в непреклонную судьбу убежденности в необходимость воспитывать в людях суровость и ощущение избранности, несмотря на то, или, вернее, именно потому, что перед лицом Бога предпосылкой спасения из чистого милосердия может быть только полное пренебрежение человека собственными силами»2.

Сказанное не значит, что люди не должны что-то обдумывать, поскольку уже все решено, могут не трудиться, поскольку результат предопределен. Концепция предопределения, как отмечал Б. Данэм, отнюдь не препятствовала «деятельности самого Кальвина или любого когда-либо жившего на земле кальвиниста. Как раз наоборот, доктрина о предопределении лишь усиливала их воинственный пыл и остроту

о

борьбы...»3. Доктрина предопределения внушала ее последователям уверенность, что вся мощь Вселенной на стороне избранных. Как полагал Ф. Энгельс, коммерсанты XVI в. считали доктрину о предопределении своего рода основой для торгового предприятия: «.в мире торговли и конкуренции удача или банкротство зависят не от деятельности или искусства отдельных лиц, а от обстоятельств, от них независящих. Определяют не воля или действие какого-либо отдельного человека, а милосердие могущественных, но неведомых экономических сил»4.

1

Там же.

2 Там же, с. 228.

3

Данэм Б. Герои и еретики. Политическая история западной мысли. М., 1967, с. 325.

4 Энгельс Ф. Введение к английскому изданию «Развития социализма от утопии к науке» // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 22, с. 308.

Подчеркнем, что ведущей силой, можно сказать, Богом для современного бизнеса является общечеловеческая польза. Во имя этой пользы возможны и разногласия с непосредственным бизнес-руководством, свою точку зрения необходимо отстаивать.

Вторая заповедь обыденно формулируется так: «Не сотвори себе кумира». В библейском тексте она дается более широко: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им...». Ясно, что речь идет практически о том же, что и в первой заповеди: Бог один и не надо поклоняться другим. В деловом смысле сегодня это означает ориентацию всех работников бизнес-структуры на одну, достойную цель, которой является благополучие людей.

По сути во второй заповеди речь идет об ориентации на одного Бога, в бизнесе, следовательно, надо говорить о неуклонном следовании одной цели. Об этом подробно говорится в четвертой главе пятой книги Моисея: «Дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира. И дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды и все воинство небесное, не прельстился и не поклонялся им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом».

Получение прибыли, наживание денег являются, несомненно, целью бизнеса. Мало того, протестантская этика утвердила значимую для развития капитализма идею, что нажива денег может быть самоцелью. При капитализме, человек существует для приобретательства, которое является целью его жизни, а не приобретательство служит человеку как средство удовлетворения его материальных потребностей. Приобретение денег, подчеркивал М. Вебер, поскольку оно протекает в легальной форме, при современном хозяйственном строе является результатом и

л

выражением деловитости человека в своем призвании.»1. В развитом

А

1 Вебер М. Указ. соч., с. 607.

капитализме, в условиях свободного рынка эффективной становится та компания, в которой работники объединены общей целью, в том числе и получением прибыли.

Третья заповедь Библии гласит: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказаний того, кто произносит имя его напрасно». В широком понимании эта заповедь трактуется как «Не упоминай имя Господа всуе». По мнению Дж. Уортона, применительно к этике бизнеса эту заповедь надо понимать как необходимость совершенствовать умение эффективно и уважительно общаться со своими деловыми партнерами. Безусловно, достичь успеха бизнесмен сможет тогда, когда и сам научится эффективно общаться с различными людьми и будет способен регулировать общение других. Без высоко

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком