научная статья по теме ДЕМОКРАТИЯ ПО-МОНГОЛЬСКИ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ДЕМОКРАТИЯ ПО-МОНГОЛЬСКИ»

ДЕМОКРАТИЯ ПО-МОНГОЛЬСКИ

Р.Т. САБИРОВ

Кандидат исторических наук Институт стран Азии и Африки МГУ, Институт востоковедения РАН

Ключевые слова: Монголия, демократия, демократизация, история, политика

Распад социалистического блока на рубеже 1990-х гг. положил начало драматическим преобразованиям на всем постсоветском пространстве. Перед государствами, как новыми, так и уже существовавшими, встали схожие проблемы, связанные с переходом к новым политическим и социально-экономическим основам функционирования государства. Представители социальных и гуманитарных наук, в свою очередь, столкнулись с проблемой - как осмыслить случившееся, в каких терминах и понятиях описывать те изменения, которые происходили на просторах Евразии. Монголия в этом смысле представляет особый интерес.

В XX в., меньше, чем за сто лет, эта страна прошла стремительный путь от кочевой периферии Цинской империи до государства, которое называют единственным примером успешной демократизации в Азии. За это время Монголия успела побывать теократической монархией (1911-1924); строила социализм, «минуя капитализм» (19241992); обрела фактическую и юридическую независимость (1945) и, наконец, встала на путь демократического развития.

В конце XX в., когда в Европе и Азии один за другим стали рушиться авторитарные системы, как среди самих исследователей, так и у жителей постсоветских стран возникло ощущение, что наступила эпоха всеобщей демократизации. Первые заговорили о «конце истории» и торжестве демократии, вторые надеялись, что еще чуть-чуть, и они достигнут того же уровня жизни, что в Западной Европе и Северной Америке - достаточно внедрить демократические институты, провести рыночные реформы и следовать советам МВФ. В основе этих представлений и ожиданий, по сути, лежала та же линейная модель, что и прежде, только вместо коммунизма целью стала демократия.

Однако реальность очень быстро внесла свои коррективы. Оказалось, что траектории эволюции постсоциалистических обществ

разные, и на выходе далеко не всегда получается демократия западного типа. Конечно, прослеживаются определенные тенденции. Например, среди новых государств Восточной Европы процессы демократизации оказались более успешными, чем в азиатской части материка. Но и здесь есть любопытные исключения -Монголия.

Очевидно, что осмысление феномена монгольской демократии требует серьезного пересмотра существующих теорий и нового научного языка описания. Эта масштабная задача вряд ли может быть решена в рамках одной статьи. Представляется, что первым шагом на этом пути могут стать анализ фактической стороны произошедших в стране изменений, формулировка сути феномена демократии в Монголии и рассмотрение того, что под демократией понимают сами монголы.

РЕВОЛЮЦИЯ 1990 года

К середине 1980-х стало очевидно, что дальнейшее развитие социалистических стран невозможно без изменений - прежде всего в экономике. В СССР была провозглашена перестройка. В Монголии в августе 1984 г. закончилась «эпоха Цеденбала» - генеральный секретарь ЦК Монгольской народно-революционной партии (МНРП) и Председатель

Президиума Великого Народного Хурала МНР Ю.Цеденоал был отправлен в отставку. Появилась надежда на перемены. В стране начали появляться люди, выступавшие за преобразования, аналогичные советской перестройке.

Интересно, что первоначальный толчок формированию демократических сил в Монголии дала Всеобщая декларация прав человека. Как пишет в своих воспоминаниях журналист С.Амарсана, один из тех, кто стоял у истоков монгольской демократии, прочтение Декларации повергло его и его друзей в шок. Они с большим удивлением осознали, что у них есть права, в т.ч. на свободу мысли, выражения убеждений, мирных собраний1. Когда в МНРП заговорили о необходимости изменений, была надежда, что ситуация в стране начнет меняться. Однако вскоре стало очевидно, что дальше слов дело не идет: по старой привычке монгольские партийцы повторяют слова КПСС, ратуют за изменения, но все так и остается без изменений.

Тогда С.Амарсана, его единомышленники и сторонники (среди которых был и нынешний президент Монголии Ц.Элбэгдорж) решили действовать самостоятельно. Сначала они расклеивали листовки с требованиями изменений, потом начали проводить митинги, на которых требовали свобод и реформ. Вскоре был образован Монгольский демократический союз (МДС), на базе которого чуть позже была создана Монгольская демократическая партия (МДП).

Примечательно, что и партийные структуры, и органы безопасности не принимали серьезных мер против монгольских демократов. Их вызывали на беседы, не давали разрешений на митинги на центральных площадях и улицах, но не более того. А один следователь как-то даже сказал

С.Амарсане, чтобы они расклеивали свои листовки не тайно, а открыто2. То есть, как минимум, среди монгольской партийной и государственной элиты не было единства и неколебимой приверженности социалистическому пути. Если раньше подобные попытки изменений могли быть пресечены под влиянием СССР, то теперь в самом Советском Союзе шли преобразования. Как сказал на одном из заседаний МДС писатель С.Эрдэнэ: «Я здесь самый старший. Очень рад происходящему. В конце 50-х такие же, как вы, молодые люди появились, но им быстро рты заткнули. Сегодня положение изменилось. Все знают, что происходит в мире»3.

У истоков демократических реформ в Монголии стояли, в основном, представители интеллигенции: журналисты, экономисты, архитекторы, художники, преподаватели, юристы, буддийские ламы. Большинство из них учились в СССР и социалистических странах Восточной Европы, где они и прониклись впервые идеей о необходимости реформирования существующего строя. Их главные требования сводились к следующему: отмена гегемонии МНРП и введение многопартийной системы; обеспечение демократических свобод и прав человека; формирование гражданского общества; плюрализм, свобода печати и отсутствие идеологического давления; восстановление исторической правды, национального наследия, традиций и обычаев монголов; ориентация на рыночную экономику; введение многообразия форм собственности, частной собственности на скот; решение социальных проблем; свобода вероисповедания и др.4

Нужно отметить, что отказ от идей социализма у монгольских реформаторов произошел не сразу. Поначалу они обращались к монгольскому руководству с требованиями изменений, но не призывали к радикальной смене существующего строя, не думали идти во власть. Но постепенно стало ясно, что существующая власть не желает проводить реформы, а оппозиционные силы становились многочисленнее и организованнее.

На первом митинге МДС 10 декабря 1989 г. (Международный день прав человека) в своем выступлении Ц.Элбэгдорж озвучил требования демократических сил

и объявил о начале демократической революции в Монголии5.

С самого начала митинги носили мирный характер: за этим следили сами организаторы и выделяли отдельную группу, которая обеспечивала безопасность. В это же время проходил VII Пленум ЦК МНРП, который, в общем, проигнорировал требования демократических сил. 28 декабря

1989 г. было образовано Социал-демократическое движение, на основе которого в марте 1990 г. была создана Монгольская социал-демократическая партия. В начале 1990 г. МДС продолжал проводить митинги, образовывались новые партии и движения демократического толка.

Руководство МНРП не принимало жестких мер по подавлению демократического движения. По словам Ж.Батмунха, генерального секретаря ЦК МНРП в те годы, Политбюро ЦК МНРП не настаивало на запрещении митингов и демонстраций, признавая, что такие действия противоречили бы конституции6. В то же время партийное руководство не шло и на удовлетворение требований демократов. В результате, к политической активности подключились сотрудники крупных предприятий; митинги проходили не только на площадях, но и в других местах. К началу марта

1990 г. ситуация обострилась: 10 членов МДС объявили голодовку, их поддержали тысячи людей в столице - Улан-Баторе, а также жители других городов и районов Монголии. 9 марта Ж.Батмунх объявил, что Политбюро ЦК МНРП уходит в отставку в полном составе. В Монголии победила демократическая революция, которая положила начало новому этапу в истории страны.

МОНГОЛЬСКИЕ ДЕМОКРАТЫ. КТО ОНИ?

Как уже отмечалось выше, главными инициаторами преобразований стали представители молодой монгольской интеллигенции. Они были хорошо образованны, владели иностранными языками. Один из лидеров оппозиции С.Зориг, прозванный «Золотой ласточкой демократии», закончил философский факультет МГУ, работал инструктором Монгольского революционного союза молодежи (аналог ВЛКСМ), преподавал научный коммунизм в Монгольском государственном университете. Дру-

гой - нынешний президент Монголии (второй срок начался в 2013 г.) Ц.Элбэгдорж окончил Львовское высшее военно-политическое училище по специальности «военная журналистика», работал журналистом в газете «Улаан Од» («Красная звезда»).

Оба, по сути, были порождением советской системы, частью тогдашней монгольской элиты, но принадлежали другому поколению. Одним из безусловных положительных достижений социалистического строительства в Монголии стала ликвидация безграмотности и налаживание системы образования. И вот теперь молодые монголы, в большинстве своем получившие образование в Советском Союзе в середине 1980-х гг., привезли с собой идеи, которые положили конец социалистическому периоду в истории страны. Так же, как в Советском Союзе, начавший перестройку М.С.Горбачев представлял более молодое поколение, по сравнению с прежними руководителями КПСС, так и в МНР оппозиция прежнему составу партийно-государственного руководства была сформирована поколением 20-30-летних.

Группа единомышленников, созданная С.Зоригом, так и называлась - «Новое поколение» («Шинэ Уе»). Им удалось начать настоящую перестройку монгольского общества. Правда, далеко не сразу монгольские демократы смогли сформировать действительно сильную и хорошо организованную оппозицию МНРП.

28 июля 1990 г. прошли первые выборы в Великий народный хурал в новых условиях. Большинство мест заняли чле

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком