научная статья по теме ДЭН СЯОПИН В МОСКВЕ (1926-1927): ИДЕЙНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ РЕВОЛЮЦИОНЕРА И БУДУЩЕГО РЕФОРМАТОРА История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ДЭН СЯОПИН В МОСКВЕ (1926-1927): ИДЕЙНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ РЕВОЛЮЦИОНЕРА И БУДУЩЕГО РЕФОРМАТОРА»

История

Дэн Сяопин в Москве (1926-1927): идейное становление революционера и будущего реформатора

© 2011 А. Панцов, Д. Спичак

В статье на основе ставших доступными документов, хранящихся в Российском архиве социально-политической истории (РГАСПИ), прежде всего материалов из личных дел Дэн Сяопина и его соучеников, подробно рассказывается об истории обучения в Москве в 1926-1927 гг. будущего великого реформатора Китая. Всесторонне анализируются вопросы, связанные с идейно-теоретической и партийно-политической подготовкой Дэн Сяопина в одном из ведущих коминтер-новских вузов - Университете трудящихся Китая им. Сунь Ятсена. Авторы приходят к выводу, что все, что Дэн Сяопин постиг за время этой учебы, оказало решающее влияние на формирование его марксистских взглядов. И то, что рожденный в КНР «социализм с китайской спецификой» во многом напоминает советский нэп, в немалой степени объясняется полученным Дэном советским образованием.

Ключевые слова: Дэн Сяопин, Коминтерн, Университет трудяшихся Китая им. Сунь Ятсена (УТК).

85 лет назад, в самом начале 1926 г., будущий великий реформатор Китая Дэн Сяопин (1904-1997) впервые вступил на российскую землю. Он приехал в Москву из Франции по решению Европейского отделения КПК, страстно стремясь изучить большевистский опыт. Оставался он в СССР целый год. Какие же знания получил Дэн Сяопин на родине Октября? Что воспринял из прочитанного и увиденного? Как пребывание в революционной России повлияло на его идейное становление?

Документы, хранящиеся в Российском архиве социально-политической истории (РГАСПИ), прежде всего материалы из личных дел Дэн Сяопина и его соучеников, а также фондов университетов, в которых они учились, позволяют ответить на эти вопросы. Из этих документов становится ясным, что Дэн вместе с 17 товарищами, членами Европейских бюро КПК и китайского комсомола (КСМК) прибыл в Москву через Германию и Польшу в воскресенье 17 января 1926 г. На Белорусско-Балтийском (бывшем

Панцов Александр Вадимович, доктор исторических наук, профессор Капитолийского университета (США). E-mail: apantsov@capital.edu.

Спичак Дарья Александровна, кандидат исторических наук, доцент Государственного университета — Высшая школа экономики. E-mail: dspichak@rambler.ru.

Александровском) железнодорожном вокзале их встретили представители Московского отделения КПК, которые отвезли их на Страстную площадь, в здание бывшего женского монастыря, где располагался Коммунистический университет трудящихся Востока (КУТВ). Там, несмотря на воскресный день, всем выдали студенческие билеты и дали псевдонимы. Дэн получил фамилию Крезов1. Почему, сказать трудно. Возможно, при регистрации кто-то обратил внимание, что он некоторое время работал во Франции в городе Ле Крезо. Хотя, скорее всего, псевдоним был выбран произвольно: работники отделов кадров коминтерновских вузов обычно недолго думали, прежде чем дать псевдоним студенту. Главное было соблюсти конспирацию. Друг Дэна и глава Европейского отделения КСМК Фу Чжун стал Алексеем Георгиевичем Диваковым, а дядя Дэна, член КПК Дэн Шаошэн, также приехавший на учебу, — Владимиром Юрьевичем Данилиным2. После этого всех разместили в общежитии, которое находилось тут же, в бывших кельях монастыря, закрытого большевиками еще 30 марта 1919 г.

Монастырь тогда передали наркомату по военным и морским делам, превратившему его в казарму. Через два года, однако, солдат Троцкого сменили студенты КУТВ, а само здание приписали к Наркомату по делам национальностей, в ведении которого тогда находился университет. В 1923 г. в связи с ликвидацией Наркомнаца здание и сам КУТВ отошли Восточному отделу Коминтерна, но самому университету было присвоено имя И.В. Сталина, бывшего наркома по делам национальностей (к тому времени Сталин был Генеральным секретарем ЦК большевистской партии, одним из главных ее вождей.)3.

В то время, когда Дэн приехал учиться, сталинский комвуз считался одним из крупнейших в Советской России. В нем насчитывалось 1664 студента почти всех национальностей Востока. Среди них китайцев — более 100 человек, причем большинство из Европы4.

В Москве Дэн встретил много знакомых по Франции5, в том числе бывшего вождя Европейских отделений КПК и КСМК Жэнь Чжосюаня (псевдоним — Рафаил). Под его руководством он работал несколько месяцев в Париже и Лионе. Жэнь находился в Москве два месяца, но не столько учился, сколько занимался общественной деятельностью. За несколько дней до приезда Дэна его избрали секретарем Московского отделения КПК, и 19 января он оформил всех вновь прибывших в члены этой организации6, к удивлению многих, обязав подчиняться военной дисциплине.

Дело в том, что члены местных ячеек КПК и КСМК жили практически на казарменном положении. Так было всегда, начиная с создания этих организаций в декабре 1921 г. Этот порядок установили сами китайцы-руководители ячеек, считавшие своим долгом выжигать каленым железом из сознания подчиненных якобы унаследованные ими от «отсталого патриархального общества» старые идеи и представления. Вот что вспоминает по этому поводу Чжэн Чаолинь (псевдоним — Марлотов), приехавший в Москву на три года раньше Дэна, весной 1923 г. «Они [члены Московского отделения КПК] были разделены на вождей и массы. Вожди отдавали приказы, а массы их выполняли. Вожди вели себя так, как будто не являлись такими же студентами, как другие, а их учителями... Во Франции у нас тоже были вожди, но они завоевывали положение естественным путем, благодаря политической активности... Мы искренне принимали их как наших вождей, но считали товарищами, может быть, более способными, но тем не менее такими же, как мы... Представление же о вождях московских студентов коренным образом отличалось от нашего... Они не только раболепствовали перед ними публично, но не смели даже высказывать свое недовольство в частной беседе... Мы были разделены на несколько ячеек, по четыре или пять человек в каждой... Ячейка собиралась на заседания раз или два в неделю. Кроме того, было бесчисленное количество других собраний и митингов, каждый из которых длился по два, три, а то и четыре часа. Атмосфера была горячей, взвинченной и напряженной. Что мы делали? Ничего. Какие теоретические иссле-

дования проводили? Никаких. Большую часть времени занимала "критика индивидуализма"... Те, кого критиковали, бросали потом те же обвинения в адрес своих критиков. А в результате все заканчивалось тем, что люди краснели, и семена ненависти взрастали в их сердцах»7.

Хотя Жэнь тоже приехал из Франции, он быстро воспринял стиль «москвичей», и став секретарем, продолжал насаждать его. Оправдывая свою политику, он позже писал: «Нашим методом был ленинский принцип партийной самокритики.. Ведь все студенты являлись интеллигентами, выходцами из мелкобуржуазных классов, поэтому, принимая во внимание, что компартия является политической партией пролетариата, мы считали необходимым заставить их трансформировать свое мелкобуржуазное сознание и сменить свой буржуазный окрас. Это означало, что студенты должны были перестраивать себя во всем — в мыслях, словах, делах, поведении, но, если они этого не делали, мы их критиковали, причем сурово, до тех пор, пока они не перестраивались»8.

Несмотря на знакомство с Дэном, Жэнь тут же стал «перестраивать» и его. Уже через неделю после прибытия Дэн должен был выступить с самокритикой. И он, как послушный член партии, представил письменное заявление: «Хотя я и приехал сюда недавно, организация уже подвергла меня совершенно справедливой критике для того, чтобы я знал свои недостатки и продвигался вперед по пути самосовершенствования и успешного превращения в настоящего коммуниста. Я уже преисполнился решимости исправить ошибки, чтобы достичь позитивных результатов»9.

Штаб-квартира Московского отделения КПК находилась не в КУТВ, а в другом коминтерновском вузе, открытом за два месяца до приезда Дэна, — в Университете трудящихся Китая им. Сунь Ятсена (УТК) по адресу Волхонка 16. Раньше здесь располагалась 1-я Московская губернская гимназия, одна из старейших в столице. В отличие от КУТВ Университет им. Сунь Ятсена предназначался исключительно для китайцев, причем не только членов КПК и КСМК, но и Гоминьдана. Таким образом, он был учебным центром единого антиимпериалистического фронта, созданного в Китае по инициативе большевиков в январе 1924 г. путем вступления КПК в ГМД при сохранении политической и организационной самостоятельности компартии в Гоминьдане.

Долго не задержавшись в КУТВ, Дэн, его дядя и Фу Чжун через 12 дней после приезда перебрались в этот университет: кто-то в Исполкоме Коминтерна посчитал целесообразным направить подававших надежды коммунистов в главный «китайский» вуз СССР. В Коммунистическом университете трудящихся Востока молодые люди даже не успели освоиться, а его ректор Григорий Исаакович Бройдо уже направил их личные дела своему коллеге, ректору УТК Карлу Бенгардовичу Радеку.

29 января 1926 г. Дэн получил студенческий билет Университета им. Сунь Ятсена за № 233 на имя Ивана Сергеевича Дозорова. Тогда же ему выдали и полагавшийся каждому вновь прибывшему набор повседневных вещей: костюм, пальто, ботинки, сапожную щетку, рубашку, полотенце, мочалку, носовые платки, расческу, мыло, зубную щетку и зубной порошок10. После этого распределили в общежитие, и на следующий день, в субботу 30 января, он наконец сел за парту.

Учебный план УТК был крайне насыщенным. Дэн принялся изучать русский язык, историю развития общественных форм (исторический материализм), историю китайского революционного движения и революционных движений на Западе и Востоке, историю ВКП(б), экономическую географию, политическую экономию (по книге немецкого социалиста Карла Каутского «Экономическое учение Карла Маркса»), партийное строительство, военное дело и журналистику (в учебном плане последняя дисциплина обозначалась словом «Газета»)11. Срок обучения составлял два года, студенты проводили в аудиториях по восемь часов шесть дней в неделю12.

Практически все, что штудировал Дэн, было для него новым, и он впитывал материал как губка. Ведь, по его собств

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком