научная статья по теме ДЕОНТОЛОГИЯ ПРАВА: НАУЧНО-ПРАВОВОЙ И ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ГЕНЕЗИСА ЕВРОПЕЙСКОЙ МОРАЛЬНО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ (ЧАСТЬ I) Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «ДЕОНТОЛОГИЯ ПРАВА: НАУЧНО-ПРАВОВОЙ И ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ГЕНЕЗИСА ЕВРОПЕЙСКОЙ МОРАЛЬНО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ (ЧАСТЬ I)»

мжтмтяшгттутммшштммммшт

Нечевин Д. К., Кирдяшова Е. В., Колодкин Л. М.

ДЕОНТОЛОГИЯ ПРАВА: НАУЧНО-ПРАВОВОЙ И ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ГЕНЕЗИСА ЕВРОПЕЙСКОЙ МОРАЛЬНО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ (ЧАСТЬ I)

В научной статье деонтология права рассматривается в научно-правовом и историческом аспекте генезиса европейской морально-правовой мысли: правовая деонтология, этика права, исторические корни этики правовых норм.

Ключевые слова: юридическая деятельность, этика права, генезис европейской морально-правовой мысли.

Nechevin D. K., Kirdyashova E. V., Kolodkin L. M.

DEONTOLOGY OF LAW: SCIENTIFIC AND LEGAL AND HISTORICAL ANALYSIS OF GENESIS OF THE EUROPEAN ETHICAL AND LEGAL THOUGHT (PART I)

The scientific article considers the deontology of law in the scientific and legal and historical aspects of genesis of the European ethical and legal thought: deontology of law, ethics of law, historical roots of the ethics of rules of law.

Keywords: legal activity, ethics of law, genesis of the European ethical and legal thought.

Нечевин Д. К.

Сформулировать проблему часто бывает важнее, чем найти ее решение. Умение ставить новые вопросы, видеть новые возможности, рассматривать старые проблемы под новым углом зрения требует творческого воображения и приводит к подлинным успехам в науке.

А. Эйнштейн Nihit est duleius veritatis luc*

Деонтология (термин происходит от греческого слова «де-онтас» — долг, обязанность, должное) — раздел этики, учение о моральных обязанностях в связи с исполнением профессиональных функций (медицинская, педагогическая и правоприменения). Термин ввел в научный оборот Иеремия Бентам (1748-1832 гг.) для обозначения специального направления научных знаний о нравственности. Дальнейшее развитие деонтология получила в трудах французского философа А. П. Д'Энтрев (1902-1985 гг.). Нравственные аспекты правоприменения и реализации властных полномочий имеют свою историю. Еще Платон (427-347 гг. до н. э.) считал главным качеством правителя мудрость и нравственную безупречность. Аристотель (384-322 гг. до н. э.) полагал, что здравый смысл, справедливость и добродетель являются качествами, необходимыми каждому государственному мужу. Античные философы интуитивно сознавали необходимость нравственных начал в сфере государственного управления.

Что касается правоприменительной деятельности, то А. Ф. Кони писал: «Ни в одной другой деятельности не приходится так часто тревожить свою совесть, призывая ее в судьи, то требуя от нее указаний, то отыскивая в ней одной поддержки»1. Это требование в полной мере относится к науке права.

В условиях падения уровня культуры и обострения разнообразных социальных конфликтов возрастает интерес к духовным началам общества. Традиционно осмысление этих вопросов осуществлялось и осуществляется в рамках теологии или светской философии. На протяжении всего своего развития они регулярно обращались к проблематике соотношения права и нравственности, права и морали, рассматривая их в качестве средства «облагораживания» человека государством.

В. Ф. Гегель (1770-1831 гг.) считал, что «мировой дух» воплощается как в нравственности, так и в праве и религии, что справедливость составляет нечто великое в гражданском обще-

Кирдяшова Е. В.

Нет ничего приятнее света истины (лат.).

Кони А. Ф. Собр. соч.: В 8-и томах. — М.: Юрид. лит., 1967. — Т. 4.— С. 212.

стве: хорошие законы ведут к процветанию государства, а свобода и собственность есть основные условия его блеска.

Действительно, в любой научной деятельности есть два взаимосвязанных направления: фундаментальные инновационные исследования и прикладные разработки по практической реализации фундаментальных достижений. Между ними нет «китайской стены», они взаимосвязаны и взаимно проникают друг в друга. Результаты фундаментальных исследований могут иметь прикладное применение, а прикладные разработки — дать толчок новым фундаментальным изысканиям и их уточнениям.

Естественно, проблематика этичности или неэтичности права и правовой практики в целом не оставляет в стороне и представителей юридической науки. Связь права и нравственности, вопросы правосознания и правовой культуры общества и соотношение последних с другими формами общественного сознания или компонентами культуры, права и обязанности человека изучаются в рамках теории юриспруденции. Специфические отраслевые исследования касаются профессиональной этики субъектов юридической деятельности как прикладного направления правоведения. Причем, несмотря на специфику отраслевой регламентации, для обеспечения целостности системы правового регулирования важна выработка единых начал и критериев соответ-

Колодкин Л. М.

V

1

Нечевин Д. К., Кирдяшова Е. В., Колодкин Л. М.

ствующей нравственной оценки. Это означает, что вопрос этичности права, в первую очередь, является предметом теоретико-правового исследования и должен рассматриваться в философии права, в частности, при определении категорий «сущего и должного», «равенства и справедливости, разумности и обоснованности»2.

Однако если не разделять позиции юридического позитивизма (нормативизма) в их самом «чистом» виде, то проблематика этичности или неэтичности актуальна для анализа всех этапов правового регулирования — от формирования норм права до их отмены. Легитимность установленного закона, так или иначе, обусловлена положительной нравственной оценкой лиц, его инициирующих, а также порядка принятия и содержания нормативных правил. Признание вынесенного судьей решения справедливым зависит не только от его легитимности, но и от моральной оценки его действий. При этом служители закона вряд ли в состоянии проявлять образцы этичности при безнравственности закона.

Кстати, и сама юридическая наука (равно как и другие науки) также может являться объектом нравственной оценки.

Известный дореволюционный правовед Б. Н. Чичерин (1828-1904 гг.) в «Посвящении русскому юношеству» в качестве предисловия к монографии «Собственность и государство» писал: «В погоне за новизной легко принять за высокую идею обманчивый призрак и за последнее слово науки одностороннее увлечение легкомыслия. История учит нас, что нередко то, что вчера возвеличивалось до небес, сегодня отвергается с презрением, а завтра, может быть, опять получит власть над умами.

Те, которые не поддаются всякому дуновению ветра и зарево пожара не принимают за сияние солнца, знают, что так называемое ныне новое слово ничто иное как старый бред... Чтобы отличить истину от лжи и прочное от преходящего, надобно в себе самом носить мерило истины. Оно должно стоять выше борьбы, страстей и односторонних увлечений, озаряя ровным светом всякое жизненное явление и тем самым давая нам возможность уразуметь его смысл»3.

Право и правоприменение должны отвечать требованиям морали и нравственным нормам, принятым в обществе.

Именно этичность права как основа нравственности юридической практики остается одним из наиболее древних и важных вопросов правоведения. Причем этот вопрос не является чисто теоретическим, интересным исключительно ученым-правоведам. Наличие или отсутствие связи права, морали и нравственности представляется важным как для понимания права, его социальной ценности, так и для определения потенциала правового нормирования в системе социального регулирования общественных отношений, общественного правосознания и правопослушности.

Следует определить содержание понятий «мораль» и «нравственность», их нельзя рассматривать как тождественные понятия. Под «моралью» понимается один из элементов единой системы социального регулирования общественных отношений, действующий наряду с правом, религией, обычаями и другими социальными регуляторами, тогда как «нравственность» представляет собой «все виды стандартизированного поведения, нормативную сторону созданного и поддерживаемого на базе единых идеологических, социально-ценностных принципов порядка деятельности общества»4, как определяет ее профессор Г. В. Мальцев. Под этикой понимается наука о нравственности.

Такое разграничение значимо, поскольку позволяет показать универсальность нравственности по отношению к раз-

2 Иконникова Г. И., Ляшенко В. П. Философия права. — М.: Юрист, 2012. — С. 217-229, 258-282; Власенко Н. А. Разумность и определенность в правовом регулировании. — М.: ИНФРА-М, 2015.

3 Чичерин Б.Н. Собственность и государство. — М.: Российская политическая энциклопедия, 2010. — С. 37-38.

4 Мальцев Г. В. Нравственные основания права. — М., 2009. — С. 47.

личного рода социально-нормативным регуляторам и ее непосредственную связь с системой ценностей, поддерживаемых в рамках соответствующей культуры5.

Модель, при которой нравственность рассматривается в качестве выбора между добром и злом через систему ценностей соответствующей властной группы, является критерием этической оценки действующих в обществе социальных нормативных регуляторов, дает возможность объяснить динамику нравственной оценки, являющейся следствием трансформации системы ценностей. При этом мораль как социально-нормативная система может состоять из морали отдельных групп или страт.

С другой стороны, обусловленность нравственности системой ценностей, выработанной в рамках той или иной культуры, позволяет отказаться от метафизического восприятия духовного начала социально-нормативного регулирования в целом и правового в частности. Даже трансформация религиозных представлений (например, появление протестантской этики) вполне может быть объяснено при помощи рациональных аргументов, не выходящих за пределы жизнедеятельности человека и общества. Тогда ни воля Бога, ни высший разум и его законы не являются источниками обоснования нравственности общественного явления или института. Применительно же к интеллектуальной истории изменения в нравственном выборе могут быть рассмотрены в качестве связующего звена, обеспечивающего динамику исторического процесса.

Итальянский историк Ф. Г. Казула писал: «История, вероятно, самый главный предмет для человека, для всего живущего, для отдельного народа. Человек опирается на историю для того, чтобы узнать о развитии науки, искусства, всего человечества»6.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком