ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО (THE HISTORY OF ART. MUSICAL ART)
УДК 008:316.722
ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ КОНЦА ХГС - НАЧАЛА ХХ ВЕКА
Нестеров С.А.
Цель. В статье исследуется деревянное зодчество и художественная обработка дерева Среднего Поволжья конца XIX - начала ХХ века, описываются основные принципы строительства и убранства жилища провинциального города. Анализ этих процессов позволяет выявить культурные ресурсы для модернизации социокультурной среды современного индустриального города.
Методология проведения работы. Теоретическую базу статьи составили работы отечественных культурологов, историков, философов, социологов, этнографов, а эмпирическую - архивный и полевой материал, собранный автором в провинциальных городах Среднего Поволжья. Цель и логика проведенного исследования определили выбор методологических приемов: принцип историзма, срав-
нительно-исторический, логический, ретроспективный, проблемно-хронологический и синхронный методы.
Результаты. Дана структурно-функциональная характеристика деревянного зодчества и процессов художественной обработки дерева, определено их место в повседневной культуре Среднего Поволжья в конце XIX- начале XX века. Показана взаимосвязь деревянного зодчества и процессов развития художественной обработки дерева с формированием основ миропонимания окружающей среды в убранстве жилых домов. На основе эмпирического материала автором доказывается тезис: деревянное зодчество Среднего Поволжья конца XIX - начала XX века и его убранство являются устойчивыми хранителями традиционных ценностей народов региона и служат алгоритмом этнического самосохранения.
Область применения результатов. Полученные результаты исследования могут стать основой для разработки отдельных аспектов по сохранению национально-культурного наследия народов Среднего Поволжья. Материал статьи может быть полезным для преподавателей и студентов вузов гуманитарных направлений, а также в практической деятельности специалистов, работающих в сфере искусства, архитектуры и художественной обработки дерева.
Ключевые слова: самобытность; народное искусство; художественная обработка дерева; повседневная культура; народное творчество; деревянное зодчество; декоративно-прикладное искусство.
WOODEN ARCHITECTURE OF THE MIDDLE VOLGA REGION OF LATE 19-TH AND EARLY 20-TH CENTURY
Nesterov S.A.
Purpose. The article investigates the wooden architecture and artistic processing of wood of the Middle Volga region of the late-19th and early-20th century. The main principles of construction and decoration of the house of a provincial town are described. Analysis of these developmental processes reveals cultural resources for modernization of sociocultural environment of a modern industrial town.
Methodology. The theoretical base of the article was made by the works of Russian culturologists, historians, philosophers, sociologists, ethnographers, and the empirical base was made by the archival and field material collected by the author in provincial towns of the Middle Volga region. The purpose and the logic ofthis research have defined a choice ofmethodological procedures: a principle of historicism, comparative-historical, logical, retrospective, problem-chronological and synchronous methods.
Results. The paper presents the structural and functional characteristics of wooden architecture and processes of art processing of wood; their place has been defined in everyday culture of the Middle Volga region in the end of the 19th and beginning of the 20th century. Article shows the interrelation of wooden architecture and artistic treatment of wood with
formation of the foundations of world-view of the environment in the decoration of houses. On the basis of empirical data the author proves the thesis that wooden architecture of the Middle Volga in the end of the 19th and beginning of the 20th century and its decoration are stable keepers of the traditional values of the peoples of the region and ethnic self-preservation algorithm.
Practical implications. The obtained results may serve as a basis for the development of certain aspects of the preservation of national cultural heritage of the peoples of the Middle Volga region. The material can be useful for teachers and students humanities, as well as in the practice of professionals working in the field of art, architecture and artistic treatment of wood.
Keywords: identity; folk art; artistic treatment of wood; everyday culture; folk art; wooden architecture; arts and crafts.
Идеи самобытности в социальном развитии общества предопределили вызревание самостоятельности народного искусства, которые во второй половине ХК веке совпали с экономическими интересами государства: необходимости изучения условий жизни, специфики ремесел, труда крестьян, составлявших в то время большинство населения России. Определяющую роль в формировании новых представлений о ценностях народной культуры сыграла наука о народности, тесным образом связанная с именем Ф.И. Буслаева. Именно им были обозначены важнейшие принципы народного творчества: коллективность, традиционность, вариативность [8, с.86]. Эти принципы стали основными критериями народного творчества и могут быть актуальны в настоящее время.
Первый опыт систематического изучения крестьянских промыслов относится к началу 50-х годов ХК века, когда Министерство государственных имуществ Российской империи поставило целью собрать точные сведения о крестьянских промыслах и о кустарной промышленности.
В 1871 году Центральный статистический комитет стал собирать сведения о кустарных промыслах, обратившись с этой просьбой к Губернским статистическим комитетам. Итогом всей компании по изучению промыслов было опубликование трудов в шестнадцати томах под названием «Труды Комиссии по изучению кустарной промышленности России», выпускавшихся с 1879 по 1886 года.
Одним из первых в середине 50-х годов ХК века обращается к истории художественного народного творчества В.В. Стасов. Он проанализировал народно-бытовые памятники: лубок, детали архитектурного убранства, орнамент и впервые разделил их на храмовые и бытовые крестьянские.
Исследователями народной культуры в художественной обработке дерева Самарского края являются И.В. Маковецкий, Г.С. Маслов, С.В. Рождественская, А.И. Скворцов, Е.А. Чаликова, Н А. Ковальчук [9,10,12,14,19,7] .
Художественная обработка дерева в Среднем Поволжье, богатом лесными районами, известна с глубокой древности и имеет глубокие культурные традиции. Дерево издревле являлось главным, а иногда и единственным доступным для человека материалом, из которого он строил жилище и изготавливал необходимую в быту утварь. Интенсивное использование лесного богатства
Жигулей началось с 1768 г. [20, с.63] при князьях Орловых, которые имели здесь обширные имения.
Как любое народное искусство, русская резьба берёт свои истоки из крестьянских хозяйств. Вся работа крестьянина-резчика протекала в тесном общении с лесом. Сельским жителям приходилось не только вырубать и выжигать мешавшие земледелию лесные угодья, но и постепенно вводить лес в свой хозяйственный обиход. Для бытовых нужд человека древесина оказалась удобным, а иногда и единственным доступным прочным и дешёвым материалом. Его успешно использовали для изготовления необходимой утвари и постройки жилища. Деревянные дома строились быстро, в зимний период отлично держали тепло, а летом сохраняли прохладу. Ко всему этому, тот же материал использовался для отопления и освещения (лучиной) жилища, а зола, оставшаяся после сжигания древесины, использовалась как удобрение для освоенной пашни.
Введение в хозяйственный оборот лесных угодий способствовало усовершенствованию технических приёмов и способов обработки древесины, переросших впоследствии в более сложные кустарные производства (столярное, резное и токарное).
Однако единого мнения о времени их возникновения пока нет. Так художник и искусствовед Н.Н. Соболев считает, что токарное дело появилось в России не ранее конца XVI или начала XVII века [15, с.11]. Другие источники констатируют: уже в Х в. встречаются изделия, выполненные на токарном станке [11, с.48]. Разногласия существенны, но, так или иначе, мы видим, что лес стал колыбелью всех промыслов по обработке дерева. Именно в этом промысле человек приобрёл первый опыт в отображении
окружающей его природы языком графических знаков и символов на предметах быта и в декорировании своего жилища.
Видимо с Х столетия нашим предкам открылась своеобразная красочная культура с необыкновенным изобилием резных украшений. Являясь памятниками искусства, предметы крестьянского быта и элементы декора жилища, искусно покрытые резьбой, и сегодня поражают нас оригинальностью и глубиной своего замысла, смелостью, непосредственностью решений и техническими приёмами.
Накопленный долгими годами опыт и приобретенные навыки ремесленники передавали из поколения в поколение, создавая, таким образом, искусных мастеров в различных отраслях обработки дерева: плотников, столяров, токарей и резчиков. Главными инструментами в обработке дерева были незаменимые топор и нож. Благодаря этим инструментам прародители графического языка оставили лесные затёсы и зарубы, составившие впоследствии целую систему идеографических изображений, своеобразных прообразов геральдических знаков, которые представляли собой комбинации нескольких основных элементов с определённым наименованием и определённым символическим значением.
Бортные знаки и подобные им зарубы более раннего периода имеют непосредственное отношение к основам резного искусства в повседневной культуре. Именно они составили отдельные фрагменты ранних элементов резных декоров в украшении бытовых предметов и жилища. Можно предположить также, что к созданию резного декора человека подтолкнуло желание отметить определённым, личным знаком свою вещь. Знак хозяина-собственника, на той или иной вещи мог обозначать принадлежность
к определённому лицу или роду. А повторяющийся знак многократно, один около другого, образовывал основу узора. Таки
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.