научная статья по теме ДЭВИД ГАРРИК В ПАРИЖЕ И “ПАРАДОКС ОБ АКТЕРЕ” ДИДРО Языкознание

Текст научной статьи на тему «ДЭВИД ГАРРИК В ПАРИЖЕ И “ПАРАДОКС ОБ АКТЕРЕ” ДИДРО»

ИЗВЕСТИЯ РАН. СЕРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ И ЯЗЫКА, 2014, том 73, № 2, с. 54-59

_ МАТЕРИАЛЫ _

И СООБЩЕНИЯ

ДЭВИД ГАРРИК В ПАРИЖЕ И "ПАРАДОКС ОБ АКТЕРЕ" ДИДРО

© 2014 г. Е. П. Зыкова

В статье охарактеризовано творчество известного английского актера Дэвида Гаррика, который ввел новую манеру игры на английской сцене, история его пребывания в Париже и знакомства с французскими литераторами, в том числе Дидро, который неоднократно ссылался на игру Гаррика в своем "Парадоксе об актере".

The article is devoted to the famous English actor David Garrick, his new manner of acting, his stay in Paris and his acquaintance with the French authors, especially Diderot, who cited his example many times in his "Paradoxe sur le comédien".

Ключевые слова: актерское мастерство, естественность, правдоподобие, чувствительность, перевоплощение, страсть.

Key words: manner of acting, naturalness, verisimilitude, sensibility, impersonation, passion.

Первая редакция "Парадокса об актере" Дидро 1769 г. представляла собой рецензию под названием «Замечания о брошюре, озаглавленной "Гаррик, или Английские актеры"» [1, с. 660], написанную по просьбе Мельхиора Гримма для его рукописной "Корреспонданс Литтерер". В ней Дидро не согласился с анонимным английским автором в том, что главное для актера - искреннее переживание чувств, обуревающих его героя, напротив, он требовал от актера "проницательности, но никак не чувствительности" [1, с. 539], спокойной наблюдательности, холодного расчета, воображения, памяти, "изучения человеческой природы", "неустанного подражания идеальному образцу" [1, с. 540].

Уточняя и формулируя свои мысли об актерской игре в последующих четырех редакциях, Дидро по-прежнему приводил в пример игру наиболее известного английского актера того времени Дэвида Гаррика. При этом следует учесть, что Дидро видел его игру не на сцене, а в салонном исполнении, экспромтом, тем не менее, она произвела на него сильнейшее впечатление. Наряду с Гарриком, пожалуй, столь же часто, ссылался он лишь на игру трагической актрисы мадемуазель Клерон1, с которой Гаррик познакомился в Париже и даже стал дружен. Это любопытный и достаточно необычный факт истории англо-французских литературных отношений, когда французский литератор, рассуждая об актерском мастерстве,

1 Клер Жозеф Клери (1723-1803), выступавшая под именем мадемуазель Клерон, французская трагическая актриса.

опирается на опыт иностранного актера. Поэтому имеет смысл остановиться на деталях пребывания Гаррика в Париже, на его манере игры, его репутации среди французских литераторов, его знакомстве и отношениях с Дидро.

Дэвид Гаррик (1717-1779) вступил на лондонскую сцену в 1741 г. и сразу же произвел фуррор. В то время в Лондоне было два театра, имевших патенты и лицензии на постановку пьес, Друри-Лейн и Ковент-Гарден: никому не известный молодой актер обратился в тот и другой и в обоих театрах получил отказ. Летом 1741 г. он опробовал свой талант в театре провинциального города Ипсуича, а осенью первый раз вышел на лондонскую сцену в полулегальном (не имевшем лицензии на постановку драматических произведений) театре Гудменз-Филдс в роли Ричарда III в шекспировской хронике, переделанной, в традиции XVIII в., второстепенным драматургом Колли Сиббером. Мгновенный успех Гаррика стал легендой английской театральной истории [2, р. 218-222]. "Всеобщее одобрение, которое сопровождало нашего молодого актера, было таким, что более известные театры Друри-Лейн и Ковент-Гарден оказались покинутыми, - замечает мемуарист, - мистер Гаррик привлек к себе обитателей самой светской части города. Гудменз-Филдз наполнились блеском площадей Сент-Джеймс и Гросвенор, кареты знати стояли между Темпл-баром и Уайтчепелом" [3, р. 42].

Естественно, владельцы Друри-Лейн и Ко-вент-Гарден позаботились о том, чтобы Гудменз-Филдс был закрыт за нарушение лицензионной

политики. Но Гаррик не остался без работы: его пригласили в Королевский театр на Друри-Лейн, с которым и была связана практически вся его дальнейшая творческая деятельность актера и автора комедий, а с 1747 г. и совладельца патента этого театра. Летом следующего года Гаррик играл в Дублине, и там впервые в комплиментарных стихах был назван "английским Росцием" [4, р. 26], награжден именем прославленного римского актера, ставшим символом актерского мастерства. Этот почетный титул сохранялся за ним до конца жизни и был подхвачен также французскими литераторами.

Что же так поразило лондонскую публику в игре Гаррика? В то время общепринятой была в трагедии манера звучной декламации, застывших величественных поз, в комедии же - утрированного гротеска, граничившего с гримасничаньем. "Мистер Гаррик, - замечает актер Томас Дэвис, написавший свои воспоминания о Гаррике по просьбе С. Джонсона, - воссиял, как театральный Ньютон: он бросил новый свет на красноречие и действие, он исключил напыщенность, помпезность и гримасничанье и восстановил природу, легкость, простоту и настоящий юмор" [3, р. 43]. Дэвис называет старую манеру декламации "французской", а игру Гаррика "новой философией театра".

Воспитанник известного критика, литератора и лексикографа С. Джонсона, Гаррик и сам написал несколько сатир, комедий, пантомим и фарсов, которые с успехом шли на лондонской сцене. Первые две вещи: фарс "Слуга-лжец" и драматическую сатиру "Лета" он написал еще до своего появления на актерском поприще. Кроме того, он в духе XVIII в. переделывал для своих постановок пьесы Шекспира, причем, по наблюдениям критиков, иногда восстанавливал важную часть оригинального текста, измененного его предшественниками ([см. 5]). Сочетание ролей автора и актера способствовало тому, что Гаррик глубже вдумывался в характеры, часто по-новому и более психологически тонко интерпретировал известные роли. "Великое мастерство Гаррика в Гамлете, да и в любой другой роли, которую он исполнял, состояло в том, что он сохранял единство и цельность характера", - замечал Дэвис [3, р. 57].

Актер Бут, один из лидеров старой школы игры, увидев Гаррика в роли Ричарда III, которую он и сам исполнял, сказал, что "если этот парень прав, то я и все другие актеры ошибаемся" [3, р. 44]. Бут назвал всеобщее увлечение Гарриком "новой религией", на что Гаррик ответил стихотворной

эпиграммой, где утверждал, что если игру его так одобряют зрители, то это уже "не ересь, а реформация".

В 1746 г. лондонская публика с интересом наблюдала за актерской дуэлью Квина и Гаррика, исполнявших роли соперников в пьесе "Кающаяся грешница" Николаса Роу. Ричард Камберленд, будущий драматург, отразил впечатления об этом спектакле в своих "Мемуарах". Квин, представитель старой школы, декламировал, "почти не варьируя интонацию, глубоким насыщенным голосом, сопровождавшимся монотонными движениями, которые более подходили для сената, чем для сцены, он раскатывал свои героические стихи с видом достоинства и безразличия" [6, vol. 1, p. 158]; Гаррик же не декламировал, а играл - голос, жесты, выражение лица, движения были такими, словно он перевоплотился в своего героя. Публика отдала предпочтение "новой" манере игры Гаррика.

Первый раз Гаррик побывал в Париже в июне-июле 1751 г., к тому времени он был знаком с Жаном Монне, директором Опера-Комик, который в 1749 г. приезжал со своей труппой на гастроли в Лондон, однако анти-французские бунты провалили эти гастроли, и если бы не помощь Гаррика, Монне ожидало бы банкротство. В Париже Мон-не познакомил Гаррика со своими друзьями из Комеди Франсез, но вскоре английскому актеру пришлось покинуть Париж под угрозой ареста, так как он попытался ангажировать французских танцовщиков, а они, работая в театре, считались госслужащими, так что его попытка была квалифицирована как политическое преступление.

Основной, надолго запомнившийся визит Гаррика в Париж состоялся в 1763-1765 гг.: направляясь с женой для лечения в Италию, он в 1763 г. провел около двух недель в Париже, а на обратном пути в 1765 г. задержался там на полгода. И в Италии, и во Франции, когда Гаррик бывал в гостях, его часто просили показать свое искусство. "Такие просьбы он охотно исполнял, -пишет мемуарист, - потому что, на самом деле, согласие ему ничего не стоило. Он мог без малейшей подготовки перевоплотиться в любой характер, трагический или комический и изобразить мгновенно любую страсть человеческой души. Он мог внезапно перейти от яростного гнева и даже безумия к крайнему легкомыслию и юмору и обойти весь круг театральных превращений с поразительной быстротой" [3, p. 79].

В Париже Гаррик был принят во многих известных салонах, прежде всего в салоне барона Гольбаха, где, видимо и познакомился с Дидро, а

также с Гриммом, Гельвецием, аббатом Морелле и другими авторами. Он был принят также в салонах мадам Неккер и мадам Жоффрен. Гаррик, естественно, постоянно посещал театр, в основном Комеди Франсез, но также итальянский театр, и его присутствие всегда бывало замечено, публика разглядывала его как знаменитость, а актеры Комеди Франсез в первое же посещение приветствовали его со сцены.

Еще в первое пребывание в Париже Гаррик познакомился с молодой актрисой Клерон, и хотя в то время примадонной была Мари-Франсуаз Дюмениль (1711-1803), он предсказал, что вскоре у Клерон не будет соперниц. Во время второго визита в Париж Гаррик имел возможность убедиться, что его предсказание в целом сбылось. Восхищаясь игрой Клерон, Гаррик решил напечатать гравюру в ее честь и пригласил известного художника Гравело, который изобразил актрису в виде музы Трагедии, опирающейся на стопку книг французских авторов. Это изображение под названием La Profetie Accomplie, к которому были сочинены и стихи, пользовалось популярностью в обществе, причем известно, что Кребийон-млад-ший обиделся за своего отца, чьи трагедии оказались в стопке, на которую опиралась Клерон, в самом низу; выше их были помещены трагедии Корнеля, Расина и Вольтера [8, p. 47].

Вольтер своими "Письмами об Англии" способствовавший распространению интереса к английской литературе и даже моде на английских авторов, в то же время, как известно, покусился на репутацию Шекспира. Гаррик ж

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком