научная статья по теме Девон мазолим в исламской правовой системе Биология

Текст научной статьи на тему «Девон мазолим в исламской правовой системе»

ДЕВОН МАЗОЛИМ В ИСЛАМСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ

Ноуканда Азиз

Институт философии, политологии и права им. А.М. Баховаддинова Академии наук Республики Таджикистан, г. Душанбе, Республика Таджикистан

В статье рассматривается функция Девон мазолима. Автор подчеркивает, что Девон мазолим - это своего рода судебная инстанция, в которую обращались лица, чьи права были нарушены, за охраной и защитой своих ущемленных прав, с тем, чтобы несправедливость по отношению к ним была восстановлена наказанием правонарушителя. Ключевые слова: Девон мазолим; право; правонарушение.

DEVON MAZOLIM IN THE ISLAMIC LEGAL SYSTEM

Noukanda Aziz

Institute of philosophy, political science and law named after A.M. Bagaudinov of Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan, Dushanbe, Republic of Tajikistan

The article discusses the function of Devon mazolim. The author emphasizes that Devon mazolim is a sort of court, which addressed a person whose rights have been violated, for the protection and defense of their previous limited rights, so that the injustice done to them was restored by the punishment of the offender.

Keywords: Devon mazolim; law; an offense.

В Девон мазолим прокурор в качестве общественного представителя исполняет свои обязанности для обеспечения безопасности, обще-

182

1п Ше World of Scientific Discoveries, 9(69), 2015

ственного порядка, охраны и защиты всеобщего права. Девон мазолим по своим функциям был близок к обязанностями сегодняшнего прокурора, то есть он выполнял часть функций современного прокурора. Оно отличается от обычного расследования, которое по срокам более продолжительно.

М. Джуброн относительно слова Мазолим пишет, что оно произошло от арабского слова «зулм», т.е. насилие, угнетение, притеснение [1, с. 1623]. М.М. Манзур о термине мазолим отмечает: «Зулм это название, которое употребляется вместо инфинитивной формы и обозначает что-либо с недостатком, увеличение недостатка и уменьшения достоинства, неправильный и кривой путь, то, что отнимается, востребуется и взимается у насильника» [2, с. 475]. Исходя из этого можно сказать, что мазолим интерпретируется как лицо, чьи права были ущемлены другим лицом, или же недовольство пострадавшего от лица, нарушившего его права, и первым обратившееся за восстановлением своих нарушенных прав к соответствующим должностным лицам и требующее от них возмездия. Девон мазолим - это своего рода судебная инстанция, в которую обращались лица, чьи права были нарушены, за охраной и защитой своих ущемленных прав, с тем, чтобы несправедливость по отношению к ним была восстановлена наказанием правонарушителя.

А. Маварди пишет об этом следующее: «Осуществление мазолим-ской деятельности, которая реализуется с особым величием и могуществом, предполагает принуждение лиц предстать перед судом за содеянное злодеяние в отношение другого лица, под угрозой и намерением восстановить несправедливость и нарушенные права» [4, с. 77].

Деятельность девона мазолима состояла из оказания помощи пострадавшим и устранения угрозы насилия. Судья девона мазолима по сравнению с другими судьями обладал более широким кругом полномочий. Когда обычный судья издавал постановления или приговор в отношении какого-либо из высокопоставленных лиц, и не мог исполнить их, в подобных ситуациях судья мазолима, как правило, воспользовавшись своим могуществом, приводил их в исполнения. Мазолим в

действительности был звеном, в котором жалобы и заявления пострадавших людей рассматривались безотлагательно.

Девон мазолим во времена правления Аббасидов имел хорошую организованность, со временем совершенствовался и развивался как судебный орган. Исторические документы и источники свидетельствуют, что в эпоху Рашидских халифов, и даже в период правления династии Омейядов, в их государстве не существовало структуры под названием «Девона мазолима». Пророк Али (р.а.) или другие лица иногда выделяли время на рассмотрение исков и жалоб народа. Однако это не обозначало, что Девон мазолим вообще не существовал, этот орган был простым видом прокуратуры. Хотя ибн Халдун в своих трудах отмечал, что судопроизводство ГУ-м мусульманским Халифом осуществлялось мазолимским способом: «Али (р.а.) организовывал мазолимское разбирательство, а зачастую осуществление этого возлагал своему судье Абу Идрису Хулони» [3, с. 426]. Али был первым среди Рашидских халифов, кто возложил данную обязанность на одного человека.

Девон мазолим получил более широкие полномочия и стал пользоваться большими привилегиями в период правления Омейядов в силу потребности в усилении строгости из-за активизации несправедливости и насилия. А. Маварди относительно мазолимского способа рассмотрения дел в период Омейядов отмечает: «Абдулмалик Марвон был первым из тех, кто стал практиковать мазолимский способ рассмотрения дел. В назначенном им дне с помощью судьи Абуидриса Эзиди рассматривал жалобы, прошения и заявления людей. После него Умар ибн Абдулазиз таким же способом рассматривал дела, он даже преследовал своих близких и родственников. Последующие халифы, от Мехди до Мухтади также самостоятельно рассматривали тяжбы и старались подобно персидским шахам возвращать незаконно присвоенное имущество их истинным владельцам» [4, с. 34]. Источники безусловно указывают, что девон мазолим как орган, осуществляющий правосудие, сформировался и получил наиболее полное развитие в эпоху правления Аббасидов.

184

In the World of Scientific Discoveries, 9(69), 2015

В исламской юриспруденции компетенции судов охватывали все сферы жизнедеятельности, то есть наряду с гражданскими делами судья рассматривал также уголовные и административные дела. В Девон мазолим рассматривались, в частности, преступления, совершаемые государственными должностными лицами. Например, предметом рассмотрения Девон мазолим становились случаи взяточничества чиновников или взыскания ими излишних платежей, которые они прибирали в свои карманы. В основном предметом рассмотрения Девон мазолим были преступления, совершаемые управляющими должностными лицами, которые, обладая влиянием и могуществом, злоупотребляли своей должностью. Девон мазолим имел большой вес, поэтому мог попросту возбудить уголовное дело и подвергнуть уголовному преследованию высокопоставленных должностных лиц.

Девон мазолим обладал весьма широкими и неограниченными компетенциями. На его заседаниях участвовали министры (визири) и эмиры, которые относились не к судебной, а к исполнительной власти. Можно констатировать, что орган, обладающий компетенцией рассмотрения в Девон мазолим, состоял из смешанной власти - судебной и исполнительной. Конечно, часть компетенций Девон мазолим была связана с жалобами на государственных чиновников.

Список литературы

1. Джуброн Масъуд. Толковый алфавитный словарь аль-Сароид: пер. Ризо

Анзоби Нажод. Т. 2. с. 1623.

2. Ибн Манзур Мухаммад ибн Мукаррам. Лисон-ул-Араб. Бейрут: Издатель-

ство «Дор-ул-Бейрут», 1956. Т. 12. с. 820.

3. Ибн Халдун. Введение (ал-Мукаддима) / Сост., пер. с араб. и прим.

А.В. Смирнова. Бейрут: Дар-ал-фикр, [б.г.]. с. 691.

4. Маварди Алимухаммад. Указ. соч. С.34.с.559.

5. Рогиби Исфахони Хусейн Ибн Мухаммад. Мучам-муридот алфози Куръ-

он: пер. Хусейна Худопараст. Гум: Издательство «Навиди ислом», 2011. с. 863.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком