научная статья по теме Диалектика сознания: в поисках методологии исследования Философия

Текст научной статьи на тему «Диалектика сознания: в поисках методологии исследования»

Дискуссионная трибуна

А.И. ЯКОВЛЕВ доктор философских наук, профессор*

Диалектика сознания: в поисках методологии исследования

На протяжении 2,5 тысячелетий не утихают философские дискуссии о природе сознания. Нынче большинство российских философов придерживается взгляда, что сознание идеально. Меньшинство, - что оно материально. Первые отстаивают свою позицию на основе того, что сознание, по их мнению, лишь умопостигаемо. А вторые доказывают истинность своей точки зрения данными естествознания, полученными человечеством на протяжении всей его истории, особенно за последние полтора столетия. Выяснение истины по этому вопросу имеет принципиальное значение для обоснования диалектики и методологии исследования сознания. Если сознание идеально, то и познание его должно совершаться идеальными средствами. А если сознание материально, то и его гносеология должна быть материальной. «Подобное познается подобным», - учил еще Демокрит1.

Существует много методов познания: индуктивный, дедуктивный, метафизический, философский, социологический, математический, методы анализа, синтеза и др. С их помощью изучаются отдельные стороны, отдельные процессы и явления в объектах. Под диалектикой понимается универсальный метод познания, объединяющий в единое целое все остальные гносеологические методы. Он позволяет исследователям познавать сущность предметов, их структуры, внешние и внутренние связи, переходы тел из одного состояния в

* ЯКОВЛЕВ АЛЕКСАНДР ИЛЬИЧ, E-MAIL: 660510@RAMBLER.RU

1 Философская афористика. Заповеди, притчи, наставления. М., 1996, с. 103.

другое, превращения веществ, энергий, возвращения их на новом уровне в исходное состояние, - одним словом, с его помощью тела природного и социального, косного и живого мира изучаются в постоянном движении.

Диалектика как всеобщий метод познания действительности касается гносеологии не только природного мира, но также и социального. Философы, естествоиспытатели на протяжении многих тысячелетий существования человеческой цивилизации обращали пристальное внимание и на вопросы природного развития, и на социальные движения, убедительно распространяя методы изучения природы на способы исследования общественной жизни, сохраняя вместе с тем специфику методологии изучения этих двух взаимосвязанных миров.

Диалектика сознания предполагает его исследование как целостной саморазвивающейся и самонастраивающейся системы. В науке существует подразделение всех предметов на материальные и идеальные, а методов их изучения - на материалистические и идеалистические, которые на протяжении тысячелетий рассматриваются как противоположные.

Идеалистическая диалектика оперирует лишь понятиями, которые, по мнению идеалистов, возникают в уме и существуют только в умственной форме. Никакого реального бытия за ними нет. Материалистическая диалектика, напротив, выводит понятия из материального мира и изучение сознания строит на материальной основе. В течение последних полутора столетий материалисты проделали большую работу по исследованию физиологии сознания, справедливо полагая, что его материальность наиболее наглядно проявляется именно в физиологических процессах. Они не ошиблись. Действительно, полученные ими данные неопровержимо доказывают, что сознание материально.

Материалистическая диалектика сознания также выводится ими из предметно-чувственного бытия. Любая методология познания всегда определяется предметом познания, его природой. Исследуя диалектику природного и общественного бытия, материалисты проецируют его на сознание и получают относительно полное совпадение содержания сознания и материальных предметов. Иначе и быть не может: человек познает диалектику природного и социального мира в формулах и фигурах сознания. Это, конечно, не ведет к выводу о том, будто бы материальный мир и сознание полностью тождественны. Их совпадение всегда неполно, относительно. Противоположность материи и сознания во всех гносеологических случаях сохраняется.

Материалистически мыслящие философы и естествоиспытатели с древнейших времен и до наших дней рассматривали сознание как единственный аппарат, с помощью которого только и можно познать окружающий мир и само сознание. Материалисты поставили и в целом успешно решают проблему диалектики материи и сознания. Сознание проявляет себя в языке, в практических действиях. Это конечный критерий познания и сознания. Им проверяется истинность всех промежуточных критериев (общественного мнения, теоретических доказательств и т.д.). К. Маркс и Ф. Энгельс в свое время писали, что на «духе» с самого начала тяготело проклятие -быть «отягощенным» материей в виде языка.

Идеалисты тоже немало сделали для познания природы сознания. Аристотель всесторонне раскрыл логические приемы построения сознания, наиболее адекватные действительным соотношениям материального мира и сознания; средневековые философы, особенно арабские - аль-Фараби, аль-Кинди, ибн-Сина (Авиценна), ибн-Рушд (Аверроэс), много сделали для сохранения и дальнейшего развития учения Аристотеля о сознании, предприняли плодотворные попытки

классификации сознания на чувственное и разумное, на естественное и божественное, отдавая предпочтение естественному. В Новое время Гегель, ничего не зная о диалектическом учении древнекитайского мыслителя Лао-цзы, на основе новой гносеологической базы разработал теорию диалектики как универсального метода познания действительности, сформулировал и продемонстрировал действие основных законов диалектики применительно к анализу категорий духа, что, однако, не помешало ему глубоко проникнуть в диалектику естественной природы, общества и человека.

Но противоречия между материалистическим и идеалистическим подходами к сущности сознания и его диалектики сохранились. А в последние десятилетия наблюдается своеобразный ренессанс религиозного сознания, являющегося наиболее ярким выражением идеалистического подхода к пониманию материального мира, сознания, духовной сферы. Настойчиво внедряется в сознание мысль, что понятие духовности связано только с религией.

Противоположность позиций относительно природы сознания возникла не сегодня. Она сложилась в древней Греции, в У-!У вв. до н.э. (а в древнем Китае веком раньше), когда Платон разработал учение о первичности и вечности идеального и вторичности, конечности материального. Тогда в европейской философии возникло течение идеализма. Материалисты в эти же годы выдвинули свое понимание природы вещей, заявив, что в основе бытия лежат невидимые, далее неделимые атомы (Демокрит, Левкипп, позже -Эпикур, Лукреций Кар). Они высказали положение о том, что и сознание (мнение, душа - в их формулах) также состоит из материальных частиц. Из учения Демокрита непреложно вытекает вывод, что мнение тоже атомистично. Эпикур высказывался по этому вопросу с непререкаемой категоричностью: «Те, кто объявляет душу

бестелесной, - бредят»1. Такую же формулировку души дал и Лукреций Кар. В своей глубоко философской поэме «О природе вещей» он писал: «...материи плотные тельца//В вечном движении находятся, непобедимые годами». Вслед за Эпикуром он повторяет: «Природа души должна быть телесна»2.

Сам Платон тоже не был ортодоксальным идеалистом. О душе он говорил, что она воспринимает внешний мир с помощью чувств. Своих учеников учил, с одной стороны, что сфера обитания идей бесцветна,

о

без очертаний, неосязаема, зрима лишь кормчему души - уму3, а с другой - подчеркивал, что никто не ищет блага только во мнении, но ищет конкретное благо в действительности4. Благо проявляет себя в конкретных действиях (материальных по своей природе). Платон саркастически отзывается о тех мудрецах, которые не имеют понятия об этом, но называют справедливым и прекрасным то, что необходимо, а насколько по существу различна природа необходимого и благого, такой мыслитель не видит и не способен показать это другому человеку5.

Все крупнейшие теологи разных конфессий и религиозные философы (А. Августин, И.С. Эриугена, Ф. Аквинский, Н. Кузанский, А.С. Хомяков, В.С. Соловьев, П.А. Флоренский и др.) признают, что познание мира начинается с чувственного восприятия, сознание выводят из естественной эволюции природы. Эту точку зрения в ХХ в. капитально обосновали русские космисты К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский и А.Л. Чижевский.

Как видно, различия между идеализмом и материализмом в толковании природы сознания не представляют собой чего-то непреодолимого, перемешиваются между собой в сознании одного и

Философская афористика, с. 154.

2 Там же, с. 185

3 См.: Платон. Федр//Соч. В 3 т. М., 1971, т.2, 247 с.

4 См.: Платон. Государство//Соч. В 3 т. М., 1968, т.3, ч.1, кн.6, 505 а, b, c, d, e.

5 См. там же, 493 b, c.

того же человека. В этом смешении теорий и учений наблюдается одно из многочисленных проявлений диалектики. Философы-идеалисты даже не замечают, как в их сознании совершаются превращения идеалистических воззрений в материалистические. А материалисты вполне сознательно переносят идеалистические постулаты на свои представления о материи (гегелевский объективный идеализм - один из основополагающих источников марксизма), добиваясь значительных успехов в трактовке материальной природы сознания и его материалистической диалектики.

Такое смешение противоположных начал в толковании природы сознания наблюдается и в сочинениях нынешних философов и некоторых естествоиспытателей. Все признают физиологические, электромагнитные, структурные состояния и механизмы1 возникновения в мозге сознания, но при этом утверждают, что у сознания нет самостоятельной онтологии, в сознании нет ни одного грана вещества, слово - первоначало, человек внеисторичен, мысль идеальна, образ огня не жжется, а образ камня не давит2.

Философы признают вывод естествоиспытателей о единой вещественной структуре Вселенной, косной и живой природы. Вселенная состоит из тех же элементов, что и весь земной мир. Американские межпланетные аппараты обнаружили, что в кометах содержится до 80% элементов из таблицы Менделеева. По данным биохимиков, мозг человека на 99% состоит из четырех основных химических элементов природы: ки

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком