научная статья по теме ДИНАМИКА ГОРОДСКОГО ПОГРЕБАЛЬНОГО ОБРЯДА: ГЛОБАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ И ЛОКАЛЬНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ КОНТЕКСТЫ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ДИНАМИКА ГОРОДСКОГО ПОГРЕБАЛЬНОГО ОБРЯДА: ГЛОБАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ И ЛОКАЛЬНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ КОНТЕКСТЫ»

ЭО, 2014 г., № 2 © И.А. Разумова

ДИНАМИКА ГОРОДСКОГО ПОГРЕБАЛЬНОГО ОБРЯДА: ГЛОБАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ И ЛОКАЛЬНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ КОНТЕКСТЫ*

Ключевые слова: участники погребения, коллективная смерть, малый город

Статья посвящена проблеме соотношения глобальных и локальных социокультурных факторов, определяющих структуру и семантику современного городского погребального обряда. Вариативность погребения связана с историко-культурной, демографической спецификой регионов и городов различного типа. Особенности ритуальных сценариев опосредованы типом смерти, прижизненным статусом и социальными связями умершего и, как следствие, составом и характером взаимодействия участников погребения. Эмпирическую базу составили конкретные социально-антропологические исследования, которые проводились в 2011-2013 гг. в Апатитах и Киров-ске - городах Мурманской обл. Подробно рассматриваются два случая погребения в ситуациях коллективной гибели людей.

Социальное пространство погребения. Представляется ясным, что внутренняя логика развития погребальных ритуалов опосредована социальными, технологическими, когнитивными, пространственными и прочими модификациями. Современные изменения погребальной культуры связаны, прежде всего, с коммерциализацией похоронного дела, распространением кремации в крупных городах, плюрализацией обрядовых форм и развитием атипичных способов обращения с прахом умерших и т.п. В этом отношении трансформации российских ритуальных практик до известной степени соответствуют общемировым тенденциям (Howarth 2007, Kellehear 2007, Walter 2008, Kawano 2010 etc.). Различные подходы к изучению динамики похоронных ритуалов на широком сравнительном материале обобщены и проанализированы Т. Уолтером (Walter 2012). К основным "глобальным" факторам, определяющим исторические трансформации практик и ритуалов погребения, он относит разделение труда и рынок, состояние институтов, динамику статусных иерархий, миграции, информационные технологии, рациональность, индивидуализм, стратегии минимизации рисков и развитие паллиативной помощи и ряд других. Вместе с тем, как справедливо отмечают Т. Уолтер и другие исследователи, действие этих факторов зависит от местных условий. К сожалению, русские и - шире - российские погребально-обрядовые традиции занимают в кросскультурных исследованиях и их обзорах самое скромное место.

В России новейшего времени в условиях постоянных социально-экономических и политико-идеологических сдвигов история погребального обряда обрела выраженную специфику. В первую очередь, это касается формирования в предреволюционный и советский периоды гражданской похоронной обрядности, которая была призвана

Ирина Алексеевна Разумова - д.и.н., главный научный сотрудник Центра гуманитарных проблем Баренц-региона Кольского научного центра РАН; e-mail: irinarazumova@yandex.ru.

* Статья выполнена по материалам исследований, проведенных при финансовой поддержке Программы фундаментальных исследований Президиума РАН "Традиции и инновации в истории и культуре" по проекту «Погребально-мемориальная культура "советских" городов в XX - начале XXI в.».

составить альтернативу церковному погребению. Она утверждалась вначале в городах, а затем и в сельских местностях (Полищук 1991; Соколова 2011). С конца ХХ в., в период новых реформ, к проблемам, связанным с государственным регулированием погребения, добавились новые. К ним относятся проблемы функционирования ритуальной отрасли в условиях российского рынка, включающие неравномерное развитие данной сферы, ее криминализацию (Елютина, Филиппова 2010), а также острые экологические, нравственные и прочие противоречия.

Важную роль в развитии погребальной культуры играют политические факторы: социальная политика, состояние законодательной базы, статус различных типов смерти (естественной, добровольной и насильственной), отношение к ним политических институтов, а также государственная и оппозиционная идеологии и определяемые ими значения тех или иных мемориалов и ритуалов памяти. Хозяйственно-экономические факторы включают материально-финансовые аспекты, технологии погребения, возможности и ограничения использования пространства, динамику системы городского (поселенческого) хозяйства и другие. Локальные факторы связаны с этноконфессио-нальной и историко-демографической ситуацией в том или ином регионе, городе, их историей, с типом и административно-территориальной принадлежностью поселения, природно-географическими условиями и многим другим. В настоящее время разделять обряд на "сельский" и "городской" или на "церковный", "гражданский" и "полугражданский" (Устинова 1980: 145; Носова 1993: 129 и др.) недостаточно. Городские и сельские поселения типологически разнообразны, дифференцированы по инфраструктуре, демографическому составу, социальным и культурным характеристикам. Погребальные сценарии значительно различаются в случаях наличия или отсутствия в данном или близлежащем крупном городе крематория. Они зависят от степени развития сферы ритуальных услуг, размещения церковных учреждений, места расположения кладбищ и многого другого.

Особого внимания требует динамика религиозных и идеологических контекстов смерти и погребения. Распространение гражданского ритуала, его взаимодействие с традиционными народными и церковно-каноническими сценариями породило различные смешанные формы. Знание о том, как "правильно" хоронить, распределяется неравномерно и доверено экспертам - специальным службам и священникам. Структура ритуала значительно варьирует не только в зависимости от обстоятельств смерти и статуса умершего - объекта погребения: ритуальные правила по-разному осмысливаются, мотивируются и в разной степени соблюдаются организаторами и участниками погребения - субъектами, которые его осуществляют.

Состав и способы взаимодействия участников определяют структурные и функционально-смысловые особенности погребальных сценариев. В традиционном погребальном ритуале участники разделяются на условные группы "своих" и "чужих" в зависимости от степени их причастности к основному объекту ритуала. В "группу умершего" входят родственники, ритуальные специалисты, а также те, кого можно отнести к особым социальным категориям: старики, нищие и т.п. (Байбурин 1993: 196, Седакова 2004: 97-104). Семья и ближайшие родственники занимают в ней основные позиции. По мнению исследовавшего погребальную обрядность карелов на рубеже Х1Х-ХХ вв., Ю.Ю. Сурхаско, "несмотря на многочисленность участников похорон и поминок, социальная подструктура представлена в погребальном ритуале довольно неопределенно - даже ближайшие родственники усопшего не имели обрядовых ролей. Основными исполнителями обрядов выступали чаще всего односельчане, поскольку родственникам умершего по обычаю не полагалось заниматься погребальными делами" (Сурхаско 1985: 53). Фактически речь идет именно о ритуальной роли родственников, которым предписывается пассивное поведение в силу их близости к покойному и потому - ситуативной причастности к сфере смерти. По этнографическим материалам, в том числе схематизированным Ю.Ю. Сурхаско, участники похорон - родные, одно-

сельчане, плачеи, служители церкви, - выполняли совершенно определенные роли на разных этапах обряда (Сурхаско 1985: 55).

В отношении того, какую роль близких родственников на похоронах следует считать "традиционной", мнения этнографов расходятся. Исключение родных из числа действующих лиц погребального сценария может рассматриваться как свидетельство редукции обряда и нарушения традиции: "Похоронные обряды в городе по сравнению с селом соблюдаются в значительно меньшей степени, так как здесь сужена сфера их бытования: обмывают и одевают умершего в морге посторонние люди; в копании могилы родственники тоже не принимают участия, так как на кладбище есть рабочие-могильщики. Не приходится выбирать и место для погребения на кладбище, его отводит администрация кладбища" (Христолюбова 1984: 93). Очевидно, что в процессе трансформации процедур погребения меняется структура посреднического социального пространства, которое существовало в традиционном ритуале и включало односельчан, плакальщиц, представителей религиозных институтов. Нормативное, или "достойное", проведение обряда предполагает определенное общественное представительство. "Похороны в наше время не считаются делом только семейным и родственным, как это было в прошлом. В организации похорон, как правило, участвуют трудовые коллективы. Предприятия выделяют транспорт, оказывают материальную помощь, заказывают памятник" (Там же: 99). Следует уточнить, что если под "прошлым" понимать традиционную крестьянскую культуру, то похороны были, скорее, общинным, чем семейным делом. Утверждение этнографа полностью соответствует текстам методических рекомендаций советского времени по проведению гражданских похорон. Фактически трудовые коллективы, государственные и общественные организации заняли место сельского, соседского общества и церковных служб. Их действия осуществляются уже в иных идеологических контекстах с акцентом на гражданской солидарности и заботе общества о людях: "Все заботы о подготовке и проведении этого обряда <...> берет на себя комиссия по организации и проведению похорон трудового коллектива, в которую входят представители администрации, партийной, профсоюзной и других общественных организаций или организатор ритуала - агент ритуальной службы" (Советские традиции... 1986: 156); "Оказываемая государственными службами, трудовыми коллективами и общественными организациями помощь способствует внедрению новых похоронных обрядов. К этому можно с уверенностью добавить, что разделение горя людей, как ничто иное, в значительной степени укрепляет взаимосвязь общества, коллектива и личности" (Браим 1988: 21); "Советский похоронный ритуал становится своего рода коллективным актом взаимного соболезнования, средством, помогающим заглушить скорбь, смягчить горечь утраты" (Угринович 1985: 143) и т.п. В этой связи показателен записанный нами диалог молодых людей, которые беседовали по поводу похорон: "Когда весь ритуал этот проходит, он же

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком