научная статья по теме ДИНАМИКА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ КУБАНИ О “ВОДЕ” СКОТА КАК СВИДЕТЕЛЬСТВО ТРАНСФОРМАЦИИ КУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ Общие и комплексные проблемы естественных и точных наук

Текст научной статьи на тему «ДИНАМИКА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ КУБАНИ О “ВОДЕ” СКОТА КАК СВИДЕТЕЛЬСТВО ТРАНСФОРМАЦИИ КУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ»

== ИСТОРИЯ И АРХЕОЛОГИЯ

УДК 391/395

ДИНАМИКА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ КУБАНИ О "ВОДЕ" СКОТА КАК СВИДЕТЕЛЬСТВО ТРАНСФОРМАЦИИ КУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ

© 2013 г. А.И. Зудин1

Статья посвящена исследованию народных обычаев и представлений восточнославянского населения Кубани, связанных с обеспечением благополучия и плодовитости ("вода") домашнего скота, в динамическом, сравнительном и типологическом аспектах.

Ключевые слова: трансформация, традиция, культурная память, животноводство, скот.

Культурная память этноса является обязательным условием формирования, передачи и устойчивости его идентичности. В этом смысле понятию "культурная память" в сфере фольклора и народного быта синонимичен термин "традиция", которым обозначается механизм "аккумуляции, передачи (трансмиссии) и актуализации (реализации) человеческого опыта" [1, с. 108], обусловливающий сохранение базовых доминант культуры и групповой идентичности в ходе исторической эволюции. Формирование же новых сообществ с иным этническим или социальным статусом сопровождается такими явлениями, как «селекция и редукция - отбор из метропольных традиций тех элементов, которые функциональны в новых условиях, и выпадение, отказ от тех, которые оказываются "избыточными"» [2, с. 313]. Различные по происхождению элементы, укоренявшиеся в культуре группы на всем протяжении ее истории, могут сосуществовать в пространстве культурной памяти, тем более что их значимость способна изменяться в русле актуальной идеологии [3].

Трансформационные процессы изначально сопутствовали формированию и последующему развитию кубанской традиции. О факторах, определивших основные направления изменений, позволяют судить дореволюционные публикации, а также современные фольклорно-этнографические материалы2.

1 Научно-исследовательский центр традиционной культуры ГБНТУ "Кубанский казачий хор", 350063, Краснодар, ул. Красная, 5, тел.: 8 (861) 255-75-03; e-mail: antivanich@rambler.ru

2 В статье использованы полевые материалы Кубанских фольклорно-этнографических экспедиций 1975-2012 гг. по 19 районам Краснодарского края (Апшеронский, Белоглинский, Белореченский, Брюховецкий, Выселковский, Горячеключев-ской, Калининский, Кореновский, Красноармейский, Курга-нинский, Лабинский, Мостовской, Отрадненский, Павловский,

1. Важнейшим из факторов следует признать исторически сложившееся взаимодействие локальных и региональных восточнославянских традиций в поле культурогенеза кубанского казачества. С конца XVIII в. территория Кубани становится объектом непрерывной казачье-крестьянской колонизации. Столкновение здесь миграционных потоков, преимущественно происходивших из восточноукраин-ских и южнорусских губерний, порождало новые локальные варианты с различным сочетанием черт, присущих украинской и великорусской культурам. Основанные запорожцами станицы пополнялись переселенцами из Полтавской, Черниговской и Харьковской губерний. Изначально заселенные донцами линейные станицы и бывшие однодворческие села также испытывали малороссийское влияние. Основывали малороссы и новые станицы. Этнокультурная чересполосица была характерна для Закубанья, что прослеживается даже в ходе современных экспедиций, как на уровне районов, так и на уровне отдельных населенных пунктов. Существенным образом повлияли на облик Кубани и поздние массовые переселения из Воронежской области, Урала и других регионов, компенсировавшие демографические потери вследствие голодо-мора 1932-1933 гг., Великой Отечественной войны. В ходе этого взаимодействия возникали новые гибридные образования с сочетанием различных региональных особенностей.

2. Еще одним важным фактором трансформации традиции на Кубани следует признать иные, нежели в метрополиях, природно-климатические условия,

Северский, Славянский, Тбилисский, Тихорецкий, Успенский) и 2 районам Карачаево-Черкесской Республики (Зеленчукский и Урупский). Архив полевых материалов хранится в Научно-исследовательском центре традиционной культуры ГБНТУ "Кубанский казачий хор".

которые вносили коррективы в систему хозяйствования, а следовательно, влияли на сопровождавший его обрядовый комплекс.

3. Наконец, третьим из ключевых факторов, оказавших воздействие на современный облик кубанской народной культуры, следует считать универсальное для советского периода господство новой идеологической системы, направленной на унификацию и секуляризацию. Системные изменения затронули все сферы традиционной культуры.

Цель данной статьи - показать влияние перечисленных трансформирующих факторов (контактно-генетического, природно-климатического и идеологического) на примере такой духовной составляющей традиционного животноводства, как представления о "воде" скота на исторической территории Кубанской области.

Идеи жизни, благополучия, плодородия, богатства принято считать основными ценностями коллектива [4, с. 69]. Правда, для традиционного общества подобное утверждение, скорее, относится к идеальному плану, реализуемому, в частности, в ритуально-мифологической сфере, нежели в повседневной практической жизни.

Ритуальная практика и соответствующие представления, связанные с обеспечением благополучия и плодовитости домашнего скота, в восточнославянской традиции характеризуются значительной разработанностью. Корпус этих явлений составляет мифологическую категорию "вод", которая была описана в некоторых обобщающих и посвященных отдельным регионам работах: А.Ф. Журавлева [5], А.А. Плотниковой [6], Т.Ю. Власкиной [7]. Несмотря на вариативность форм, позволяющую использовать локальные отличия в качестве контактно-генетических маркеров, развитые метропольные традиции характеризуются структурным единообразием комплекса явлений, связанных с "водом", а также глубиной передачи различных оттенков смысла данной мифологемы. Именно это позволяет рассматривать "вод" как нечто более сложное и целостное, чем произвольная выборка магических практик, - как особую мировоззренческую позицию, основанную на убеждении в онтологическом единстве культурного, "человеческого" мира и конечности благ, которые не увеличиваются, а перераспределяются между всеми его обитателями. "Вод" скота соотносится с другими важными для народного миросозерцания сакральными аналогами жизненной силы - долей, удачей и др. Поэтому данное понятие имеет непосредственное отношение не только к плодовитости домашней птицы, огородов и пашен, но и к благополучию людей - хозяев подворий, что подчеркивается параллелизмом обрядовых форм и представлений. Структура ком-

плекса включает календарные и окказиональные меры по провоцированию плодовитости; нейтрализацию частных и катастрофических вредоносных влияний, ритуальной скверны; регламент взаимодействия между продавцом и покупателем. Каждый из содержательных блоков обеспечен специальной лексикой и фразеологией.

Материалы фольклорно-этнографических экспедиций 1970-2000-х гг. показывают, что даже с переходом на рациональные методы хозяйствования эти представления сохраняли актуальность в культурной памяти восточнославянского населения Кубани, преимущественно среди поколения 1910-1930-х гг. рождения. В основном мифологическая категория "вода" реализуется в контексте: 1) календарной обрядности (календарно приуроченные действия, связанные с обеспечением "вода" домашних животных: гадания на масть, ритуальное кормление, окропление скота, а также обрядовые предписания, приметы, запреты); 2) мифологических представлений (поверья о существах, влияющих на выбор масти и "вод" скота); 3) окказиональной профессионально-хозяйственной обрядности (ритуальные действия в контексте строительства жилых и хозяйственных помещений, направленные на обеспечение "вода"; представления о приобретении или утрате "вода" в ходе купли-продажи скота).

Термин "вод", имея локальное бытование, сам по себе отсутствует в лексическом составе говоров Кубани. Чаще всего он выражается через глагольные формы "водиться", "вестись" или словосочетания "идти в руку", "прийтись ко двору".

I. КАЛЕНДАРНЫЕ РИТУАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ, ПОВЕРЬЯ И ЗАПРЕТЫ

1. Относящиеся к святочному циклу. Пожалуй, большая часть календарных обрядов и поверий, связанных с "водом" скота и птицы, приурочена к этому периоду. К повсеместным и наиболее широко распространенным ритуальным действиям, имеющим продуцирующую или охранительно-продуцирующую направленность, относятся следующие: а) ритуальное кормление домашней птицы и скота: зерном после посевания на Новый год, кутьей, рождественским хлебом, сеном на Крещение; б) окропление домашней живности крещенской водой; в) имитативные магические действия: при переносе рождественской кутьи в святой угол (квохтанье -"шоб наши куры неслись " [8, с. 18]); во время рождественской трапезы, когда детей заставляли лезть под стол и подражать голосам домашних животных ("чтобы всё в хозяйстве водилось" [8, с. 19]); во время посевания, когда посевальщиков сажали на пороге или в хате с просьбой "поквохтать",

чтобы "квочки садились ", "шоб худоба водилась " [8, с. 48]; г) предупредительные действия: ритуал приглашения ( "гуканье " / "кликанье") Мороза во время рождественской, новогодней или крещенской трапезы, чтобы он не поморозил домашнюю живность [8, с. 20]. Из прогнозирующих действий, осуществляемых на Крещение или Голодную кутью (день накануне Крещения), следует отметить широко распространенное в черноморских и заку-банских станицах с украинским субстратом гадание на масть скота по рождественскому сену, на котором стояла кутья, или по сору, который выметался из дома на Новый год. В этом сене (соре) искали коровью шерстинку. Какого цвета она оказывалась, такой масти скотину следовало заводить (станицы Ирклиевская, Старонижестеблиевская, Староле-ушковская, Зеленчукская, Бакинская, Исправная). Бытование данного обычая широко известно на Украине [9, с. 200].

2. Относящиеся к весенне-летнему циклу. Вербную ветку затыкали под потолочную балку или в коровьи ясли, ею хлестали скот, выгоняли первый раз скотину в стадо. Помимо апотропейной, этот предмет мог выполнять и продуцирующую функцию: "чтоб худоба плодилась". Подобное значение придавалось и троиц

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком