научная статья по теме DIODORUS SICULUS ON ONE INDIAN RITE История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «DIODORUS SICULUS ON ONE INDIAN RITE»

© 2007 г.

Г. М. Бонгард-Левин, Г. А. Кошеленко

ДИОДОР СИЦИЛИЙСКИЙ ОБ ОДНОМ ИЗ ИНДИЙСКИХ ОБЫЧАЕВ*

Среди античных источников, содержащих информацию о начальном периоде эллинистической истории, особое место принадлежит труду Диодора Сицилийского «Историческая библиотека», который дает связный и достаточно детализированный рассказ о первых конфликтах среди преемников Александра Македонского. Одна из особенностей труда Диодора состоит в том, что изложение военных и политических событий нередко прерывается «вставными новеллами», не связанными непосредственно с главной темой сочинения, но которые, по его мнению, будут интересны его читателям.

Одним из самых ярких примеров таких новелл является рассказ о самосожжении вдовы индийского воина во время его похорон1. Это событие произошло в 317 г. до н.э. в Сузиане, когда здесь развертывался один из важнейших эпизодов борьбы диадохов2. Под давлением войск Антигона Одноглазого, на стороне которого сражались также сатрап Мидии Пифон и сатрап Вавилонии Селевк, в Сузиану отступил из Киликии и Финикии бывший секретарь Александра Македонского Эвмен. Ядро его армии составляли прославленные ветераны армии Александра - аргираспиды. По призыву Эвмена к его войскам присоединились практически все правители восточных сатрапий бывшего государства Александра со своими контингентами3. Среди них были Певкест, сатрап Персиды, Тлеполем, правитель Кармании, правитель Арахосии Сибиртий, Ста-

* Статья выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 05-01-01116а.

1 Текст и перевод см. Diodorus of Sicily in Twelve Volumes. IX. With English Translation by R.M. Geer. L.-Cambr. (Mass.), 1969.

2 Об основных событиях политической истории этого периода существует огромная литература. Укажем только на самые важные: Cloché P. La dislocation d'un empire. Les premiers successeurs d'Alexandre le Grand (323-281/280 avant J.-C.). P., 1959; Will Ed. Histoire politique du monde hellénistique (323-30 av. J.-C.). T. I. De la mort d'Alexandre aux avènements d'Antiochos III et de Philippe V. 2 éd. Nancy, 1979; Шофман A.C. Распад империи Александра Македонского. Казань, 1984. Более подробно о событиях в интересующем нас регионе см. Schober L. Untersuchungen zur Geschichte Babyloniens und der oberen Satrapien von 323-303 v. Chr. (Publications Universitaires Européennes III/147). Frankfurt am Main-Bern, 1981; Will Ed. The Succesion to Alexander // CAH. 2nd ed. VII. Pt 1. Cambr., 1984. P. 23-61.

3 Такое единодушие, редкое в то время, стало результатом политики Антигона, который собирался расплатиться восточными сатрапиями со своими сторонниками. Наглядное подтверждение этому уже было дано действиями Пифона. Антигон пообещал ему пост правителя «верхних сатрапий», т.е. передать ему под начало все среднеазиатские области. Опираясь на это решение Антигона, Пифон вторгся в Пар-фию, убил ее сатрапа и поставил на его место своего брата. Однако эти действия Пифона вызвали резкий отпор со стороны остальных восточных сатрапов, которые, объединив свои силы, полностью разгромили войска Пифона (Diod. XIX. 14. 2).

сандр, руководивший Ареей и Дрангианой. Кроме того, тесть Александра Ок-сиарт, управлявший Парапомисадами, хотя лично не принимал участия в походе, но прислал своего представителя Андробаза; в войсках Стасандра находился отряд из Бактрии, которой в это время управлял Стасанор (Diod. XIX. 14. 6). Из Индии пришел Эвдам. Ранее он был оставлен Александром в качестве «наблюдателя» при царе Таксиле (Arr. VI. 27. 2), сейчас же он выступал в новом качестве: он привел с собой слонов, полученных им после предательского убийства царя Пора (Diod. XIX. 14. 8).

Из всех полководцев, присутствовавших в Сузиане, наше особое внимание привлекает фигура Эвдама4. Его войско состояло из 500 всадников, 300 пехотинцев и 120 слонов (Diod. XIX. 14. 5-8). Со слонами в Сузиану пришли и те индийцы, которые обслуживали этих животных и вели их в бой. Естественно, что основная часть индийских воинов были кшатриями. В одном из сражений, которое окончилось победой Эвмена и его союзников, героически погибает Кетеус (Knxeuç), Диодор называет его стратегом (axpaxnyoç) воинов, пришедших из Индии (Diod. XIX. 33. 1). Дальнейший рассказ состоит из нескольких сюжетов, объединенных в два «блока». Один посвящен погребению стратега. Цель второго - объяснить своеобразные, странные для греков черты этого погребения.

Согласно Диодору, Кетеуса в походе сопровождали две жены (8i)0 yuvaÎKaç), одна из них недавно вышла за Кетеуса замуж (veoya^ov), другая же жила с ним уже несколько лет (8e 0Àiyoïç exeat rcpoxepov auvoiKnaaaav). Они обе любили своего мужа. Затем у Диодора следует «этнографическая» часть его рассказа. Она начинается с сообщения о древнем обычае среди индийцев (8e rcaÀaioû vo-^ou пара xofç 'Iv8oîç): юноши, желающие жениться, и девушки, желающие выйти замуж, делают это не по воле их родителей, а по взаимной склонности, сговариваясь друг с другом (xoùç ya^oùvxaç Kai xàç ya^ou^èvaç rcapôévvouç цг| 8ia хг( ç xâ>v yovéœv Kpiaeœç rcoieîaôai xov ya^ov, àÀÀà neiaavxaç àÀÀf| Àouç). Однако у таких браков имеется недостаток: так как часто женятся люди слишком молодые, то нередко случалось, что выбор оказывался неудачным и обе стороны быстро начинали об этом сожалеть. В результате этого многие жены оказывались соблазненными и распутным образом давали свою любовь другим (rcoÀÀàç x&v yuaiK&v 8гафбет,реааб1 Kai 8i' aKpaaiav фlÀoaxoрyeîv èxépoç). В конце концов, не имея возможности без позора оставить своих супругов, которых они первоначально выбрали, они их убивали с помощью яда (xéÀoç 8e 8Uva^évaç eua%nMovœç arco^ircelv xoùç è£, архп ç rcpoKpiôevxaç 8ia фар^^ом avaipeiv xoùç auvoiKoûvxaç). Сама страна способствует этому, поскольку в ней имеется не малое количество различных смертельных ядов, которые легко можно было добавить в пищу или в вино, что приводит к смерти.

Когда такой способ широко распространился и многие мужчины в результате этого погибли, индийцы, хотя они строго наказывали тех, кто был виновен в подобном преступлении, поняли, что они не могут безошибочно определить преступниц, установили закон (vo ^ov eöeaav), согласно которому жены, за исключением беременных и имеющих детей, должны обязательно сжигаться

4 Об обстоятельствах, приведших к уходу Эвдама из Индии, см. Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. М., 1985. С. 207. Специально Эвдаму посвящено исследование П. Бернара - Bernard P. Le monnayage d'Eudamos, satrape grec du Panjab et «maitre des elephante» // Orientalia Josephi Tucci Memoriae dicata. I / Ed. G. Gnoli, L. Lan-cioti. Roma, 1985 (Serie orientale Roma. LVI, 1). P. 65-94.

(оиукатакшюутш,) вместе со своим умершим супругом (той; тетекешпкоату 6су5р6са1у). Те же, кто не хотят следовать закону (5Е Рои^оц^пц тф Зоуцатг ГСЕ1бар%Ету), не только должны оставаться вдовами в течение всей жизни, но также не должны были участвовать в жертвоприношениях и других религиозных действиях, как нечистые (5ш ят'то; ф; ааЕРои аау).

После этого Диодор обрисовывает ситуацию, связанную с функционированием этих законов в то время, когда происходили описываемые события. С того момента, как эти законы были установлены, ранее беззаконное поведение женщин полностью изменилось (тоитфу 5Е уоцо6етп6Ефу е!; тоиуаушоу т^ парауоц1ау тфу уиуа1ка>у ЦЕтаРа^Е™ ат>ЕРп). Поэтому из-за страха нечестия (тп ; ат1ц(а;) каждая из женщин готова была добровольно встретить смерть. Они не только следили за безопасностью своих супругов, как за своей собственной (ои цоуоу проуоЕшбаг тп; тфу оиуо1ког)утфу аафа^Ега; ф; копп оЬап;), но они даже соперничали друг с другом [по поводу добровольной смерти], считая это великим почетом (аЛЯа ка1 про ; а^п^а; ацг^аабаг кабапЕр шЕр тп;

цЕу(атп; Еи 5о^1а;).

Наконец Диодор возвращается к конкретному описанию происходивших событий. Подобное соперничество развернулось и в данном случае. Хотя, согласно закону (тог) уар \ю цои), только одна из жен Кетеуса могла быть сожжена вместе с ним, обе они появились на похоронах, оспаривая друг у друга право умереть вместе с ним, считая это высочайшей честью (ф; ЪпЕ р арштюи аиц-фтАотгцоЪцяуаг). Для решения вопроса собрались стратеги. Более молодая из жен указывала на то, что старшая беременна, и поэтому ее смерть будет не соответствовать закону (цп 5т"ааба1 %рп ааабаг тф уо цф). Старшая же ставила вопрос по-другому: больше прав на почет имеет та, у которой преимущество в возрасте, следовательно, именно она должна получить эту честь. Стратеги же, справившись у повивальных бабок, убедились, что старшая из жен действительно беременна, и поэтому решили, что право [умереть вместе с мужем] принадлежит младшей. Старшая жена удалилась в горе, как будто она потерпела поражение, она сняла диадему (5га5пца) с головы и распустила волосы.

После этого следует описание самих похорон и смерти младшей из жен. Она, радуясь своей победе, отправилась к пирею (про ; тг(У пирау), ее голова была украшена повязкой (атЕфауоицЕуп ЦЕУ ц1тра;), возложенной ей на голову ее служанками (тфу о!ке!фу ушагкфу), она была прекрасно одета, как будто бы для свадьбы. Ее сопровождали родственники, певшие гимн в честь ее доблести (ицуоу е(<; тг(У арЕтпV аитпф. Когда она оказалась возле огня, она сняла свои украшения и отдала их своим домашним и друзьям (той; о1кеюц ка! фтАог;), оставив, если так можно сказать, памятные подарки тем, кто ее любил.

Диодор дает достаточно подробное описание этих украшений: на руках у нее было несколько браслетов с драгоценными камнями разного цвета, вокруг головы - ряд золотых звезд, перемежающихся с камнями различного вида, а на шее несколько ожерелий, одни из них были маленькими, другие же - крупнее. После того как домочадцы (тои; ог-кЕшиф остановились, ее брат помог ей подняться к пирею (елд, т^ rc'uраv). Масса людей, собравшаяся посмотреть на это зрелище, следила за ним с огромным изумлением. Так она окончила свою жизнь героическим (п рфгкф;) образом. Вся армия в полном вооружении (5и-vaцц Еv тог; огс^ог;) три раза обошла вокруг пирея, прежде чем он был зажжен. Она, лежащая рядом со своим супругом, не

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком