научная статья по теме ДИСКУРСИВНАЯ ЭКОНОМИКА И ЕЕ ВОЗМОЖНОСТИ Комплексные проблемы общественных наук

Текст научной статьи на тему «ДИСКУРСИВНАЯ ЭКОНОМИКА И ЕЕ ВОЗМОЖНОСТИ»

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

2014 • № 1

МЕТОДОЛОГИЯ

Е.В. БАЛАЦКИЙ

Дискурсивная экономика и ее возможности

В статье рассматриваются принципы и основные идеи нового научного направления - дискурсивной экономики. Показаны наиболее плодотворные приложения дискурсивного анализа в экономике и политике. Раскрывается соотношение между дискурсивным и традиционным экономическим анализом.

Ключевые слова: дискурсивный анализ, социальная эволюция, качественные методы в экономике.

This article describes the principles and main ideas of a new scientific direction. The author shows the most fruitful applications of discursive analysis in economy and politics. The ratio between the discursive and traditional economic analysis is elaborated.

Keywords: discourse analysis, social evolution, qualitative methods in economy.

К настоящему моменту экономическая наука сложилась как наука сугубо количественная. Сегодня ее арсенал - бесконечная вереница формул, калейдоскоп моделей, груда теорем и тонны цифр. Все это разбросано по сотням и тысячам научных журналов и книг. Между тем всем уже стало совершенно ясно, что накопленный инструментарий количественных, математических методов экономики не позволяет решать даже самые насущные и простые проблемы. Например, в практике управленческих решений современные методы экономической науки практически не используются, а все экономические прогнозы, как правило, либо банальны, либо ошибочны. Что же можно сделать в создавшейся кризисной ситуации? Есть ли в недрах экономической науки какие-либо иные, альтернативные и более эффективные подходы к изучению социальных явлений?

Альтернатива действительно есть, однако у нее до сих пор еще нет общепринятого названия. Речь идет о науке, которая изучает все социальные процессы через призму языка и посредством смысловых концептов, заложенных в устной речи и письменных текстах. О. Розеншток-Хюсси предлагал называть ее метаномикой общества [Ро-зеншток-Хюсси, 2008, с. 43], понимая под таковой некое сверхзнание, заложенное в человеческом языке. Следуя более современной традиции, я буду называть это новое научное направление дискурсивной экономикой, или дискурсивным анализом1.

1 Здесь и далее под дискурсом понимается процесс речевой деятельности людей в самом широком смысле слова.

Б а л ацкий Евгений Всеволодович - доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Центрального экономико-математического института РАН, заведующий кафедрой Государственного университета управления.

6* 163

Сразу оговорюсь, что данное научное течение еще до конца не оформилось и представляет собой некий неявный методологический тренд, который пока находится на обочине "большой науки". В то же время многое говорит о том, что у этого направления большое будущее. В данной статье рассматриваются истоки, сущность и проблемы новой социальной дисциплины2.

Сущность и особенности дискурсивной экономики

Сегодня трудно однозначно определить родоначальника дискурсивной экономики. На мой взгляд, одним из наиболее тонких и системных идеологов этого направления следует признать Розенштока-Хюсси, который как провидец уже в 1960-х гг. писал работы, поражающие читателя и по сей день. Опираясь на так называемый грамматический метод, он отвел языку место фундамента всех социальных процессов. Он полагал, что язык срастается с социальной жизнью, а потому через него мы можем познать и все социальные движения. Согласно его классической формуле, социальные опасности понуждают нас выговаривать свое сознание: "то, что мы осознаем, мы проговариваем" [Розеншток-Хюсси, 2008, с. 31].

Различные формы общественной дезинтеграции заставляют нас думать, говорить, писать и изучать. Согласно Розенштоку-Хюсси, разные виды энергии общественной жизни сконцентрированы в словах. Циркуляция осмысленной речи несет обществу жизненные силы; в отсутствие артикулированной речи общество теряет ориентацию во времени и пространстве и погибает. Говоря, мы как бы сбрасываем накопившееся социальное напряжение. Если бы мы не высвобождали таким образом нашу энергию, нас просто разорвало бы на части либо от чрезмерного внутреннего и невыраженного желания, либо от обилия внешних впечатлений, либо от гипертрофированной любознательности относительно будущего. Тем самым грамматика оказывается своего рода самосознанием языка, точно так же, как логика - самосознанием мышления. Соответственно, знание грамматики в широком смысле слова наделяет человека способностью противостоять искушениям примитивной логики и ее необдуманному применению [Розеншток-Хюсси, 2008, с. 17, 24, 26].

Такая, на первый взгляд, преувеличенная роль языка для социального познания определяется следующими фактами [Розеншток-Хюсси, 2008, с. 69]:

1. Когда мы говорим, мы сквозь тысячелетия вступаем в контакт с зарей человечества, ибо пытаемся употреблять подлинные слова.

2. Произнося слова, мы фактически стремимся завершить их эволюцию, ибо создаем из наследия веков ответственные и, следовательно, новые комбинации.

3. Говоря, мы выражаем внутренние интенции и эмоции, тем самым завершая их и таким образом освобождаясь от них.

4. Говоря, мы регистрируем внешние процессы, которые затрагивают наши органы чувств, и не успокаиваемся до тех пор, пока наши ощущения не прояснятся с помощью языка.

Исходя из основополагающей роли языка, можно утверждать, что все социальные дисфункции или, по терминологии Розенштока-Хюсси, бедствия, во-первых, проявляются в дискурсивных проблемах, а во-вторых, порождаются несовершенством текущего дискурса, неумением вести адекватный диалог. При этом, как оказывается, существующие социальные дисфункции не так уж разнообразны и могут быть агрегированы в четыре группы: война, кризис (упадок), анархия и революция3. При этом

2 Прекрасное описание становления дискурсивного анализа осуществлено в [Ефимов, 2011а, 2011б]. Данная статья может рассматриваться в качестве дополнения к этим работам.

3 Заметим, что данные понятия Розеншток-Хюсси использует не в традиционном смысле и не придерживается логической строгости. Особенно это касается рассмотрения категорий-антиподов. Чтобы понять логику Розеншток-Хюсси, надо "погрузиться" в пропагандируемый им дискурсивный контекст, тогда его трактовки классических понятий становятся понятными.

Вовне

Рис. 1. Пространственно-временной крест социальной динамики.

данная классификация пронизана пространственно-временной логикой (см. рис. 1). Рассмотрим ее более подробно.

Четыре расходящиеся стрелки указывают четыре направления - два в пространстве (внутрь и наружу) и два - во времени (вперед и назад). Такой пространственно-временной крест определяет характер возможных социальных дисфункций. Например, анархия возникает при доминировании центробежной силы (отталкивания), когда индивидуумы (классы) не стремятся прийти к какому-либо соглашению; единодушие исчезает, сплоченность разрушается, эффективная кооперация становится невозможной. В этом случае социум раскалывается на автономные части, каждый преследует свои цели, социальная система распадается с вытекающей отсюда потерей своей функциональности. Иными словами, анархия разрушает внутреннее единство. Соответственно, благо, действующее в противоположном направлении и способное восстановить нарушенное равновесие, - это единодушие (см. рис. 1).

Война является антиподом анархии в том смысле, что она порождает доминирование центростремительной силы (притяжения), когда страна пытается включить в свой состав территорию, лежащую вовне, за пределами ее границ4. В этом случае игнорируется факт экстерриториальности, осуществляются повышенные затраты и усилия на укрепление дееспособности власти для присоединения внешнего социума. Иными словами, война разрушает единство внешнего мира, или внешнее единство. Как правило, завоевательные войны начинаются, когда у правительства нет сил (власти, энергии) поддерживать жизнь общества в нормальном состоянии. Войны обнаруживают слабость системы мирного времени, когда ей не хватает сил в организации пространства. Одновременно с этим страна, начинающая войну, расписывается в том, что она не в состоянии мирным путем подчинить чужую территорию своей воле. Создание армии как способа искусственного объединения людей и придания им общего вектора движения позволяет компенсировать слабость гражданских и государственных институтов. Благо, способствующее победить войну, это сила, то есть власть в форме эффективной организации пространства (см. рис. 1).

4 Розеншток-Хюсси рассматривает только внешние завоевательные войны, делая акцент на их инициаторе.

Еще одной социальной дисфункцией выступает упадок, или кризис, который возникает в результате неспособности видеть собственное будущее, ставить долгосрочные цели и задачи. По мнению Розенштока-Хюсси, вера сама по себе никогда не бывает убеждением по поводу бывших вещей; она всегда относится к будущему [Розеншток-Хюсси, 2008, с. 19]. Тем самым упадок уничтожает правую половину временной шкалы социума. Благо, способствующее преодолению кризиса, это вера, то есть ясное представление общественного будущего (см. рис. 1).

Антипод кризиса - революция, возникающая в результате насилия над прошлым. Революция, как правило, отрицает прежние достижения, отвергает ранее сформированный миропорядок, игнорирует и "ликвидирует" людей, обладающих заслугами в прошлом. Почти всегда революция перечеркивает историю собственного народа, пытаясь строить новый мир. Иначе говоря, феномен революции - это отсутствие уважения к прошлому5. Следовательно, революция уничтожает левую половину временной шкалы социума. Благо, противостоящее революции, это лояльность или уважение прошлого (см. рис. 1).

В основе всех перечисленных дисфункций лежат дискурсивные проблемы6. Основа революции - нежелание слушать представителей старших поколений, в основе кризиса - неумение найти общий язык с представителями младших поколений, в основе анархии - нежелание понимать соплеменников, в основе войны - неумение вести диалог с представителями других народов.

Любопытно, что облегчение при названных четырех социальных забо

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком