научная статья по теме ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА И НОВЫЙ СПОСОБ ПРОЕКТНОЙ КОММУНИКАЦИИ - ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ VR 360° Общественные науки в целом

Текст научной статьи на тему «ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА И НОВЫЙ СПОСОБ ПРОЕКТНОЙ КОММУНИКАЦИИ - ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ VR 360°»

Искусствоведение

Техническая эстетика и дизайн

Кашуба В.В., генеральный директор Международного бюро интерьера и архитектуры «KASHUBA DESIGN».

ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА И НОВЫЙ СПОСОБ ПРОЕКТНОЙ КОММУНИКАЦИИ -

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ VR 360°

Дизайнеры интерьера и архитекторы работают, создают, организуют и украшают гуманную, удобную жизненную среду человека. Выбирают рациональность того или иного приема, ищут внутренние связи и способы взаимодействия человека со средой, пытаясь в совокупном результате, в своем послании, образно выразить человека в интерьере. Умение чувствовать время позволяет им творить интерьеры настоящие, реальные и живые, где собственники жилища в обыденном существовании смотрятся и чувствуют себя вполне естественно. У многих из них есть свои решения, ноу-хау, объекты, которые ранее не представлялись, а большинство работ вряд ли будут экспонировать, публиковать. Такое не миновало и Международное бюро интерьера и архитектуры «KASHUBA DESIGN». Однако, есть инновации, которых раньше просто не было, не существовало, они связаны с новейшими технологиями и аппаратурой. Мы давно сосредоточены на проектах интерьеров, основанных на технологических новациях, экологической, энергетической и экономической устойчивости. Традиционно считаем нужным делиться новшествами с коллегами. С партнерами, за последние годы, благодаря своей многолетней системной исследовательской работе, впервые в мире разработали и представили новые интегрированные системы демонстрации и оценки проектов интерьеров помещений (1). Стараемся публично экспонировать в РФ и за рубежом новые технические системы и технологии, креативные и эстетические решения, которые бюро применяет в своей практике (1,3-5). Например, макеты 3D интерьеров аутентичных квартир, впервые в мире в 2014 году напечатанные на 3D принтере, превращают будущие интерьеры в осязаемую реальность (1, 4, 5). В данной статье речь об иной новации, именуемой виртуальная реальность - VR, непривычной для восприятия человеком. О виртуальных мирах говорят давно. После того, как прочувствовали в 2014 году реальный потенциал технологии- VR, хотя до идеала пока далеко, мы подключились к проблеме. Важны новые сферы её приложения, художественное, дизайнерское понимание (исследовательский и образовательный проект № 23/ 13 Международного бюро интерьера и архитектуры «KASHUBADESIGN»). Нынче, с фирмами MMSCO, Fibrum и другими, созданы версии операционных программ, приложения, обладающие своей спецификой, которые позволяют пользователю шлема - VR виртуально погрузиться в мир реальных и проектируемых интерьеров от Международного бюро интерьера и архитектуры «KASHUBA DESIGN, со всесторонним охватом в 360 градусов (1). В многотрудной ручной работе дизайнера участвует компьютерный рендер. Проекты запущены, есть результаты и уже многие именуют нас кратко: Hi-tech бюро «KASHUBA DESIGN».

Погружение в иное происходит при чтении увлекательных книг. Всевозможные шлемы и очки виртуальной реальности - VR пока имеют не много применений, позволяют играть в компьютерные игры или смотреть любимые фильмы с «полным погружением», будто находясь перед огромным экраном мониторов. Имеются системы для смартфонов, в том числе, созданные фирмами Ервои, Oculus- Rift VR, Sony -Рго]ей Morpheus, Samsung - GearVR с дополнительными аксессуарами, в том числе обособленными. Уже демонстрируют изогнутые

дисплеи (матрицы), т.к. изгиб значительно улучшает вид картинки, делая более естественным восприятие изображения с помощью периферийного зрения. Создают дисплей, который позволит формировать объемные изображения на смартфоне (не псевдо 3D), динамически отслеживая направление взгляда, и, соответственно, меняя ракурс. Для погружения в виртуальную реальность, кроме очков и шлемов, существуют перчатки, жилет, беговая дорожка, позволяющие взаимодействовать с виртуальным пространством, получать тактильные ощущения, перемещаться в нем. Имеются устройства, отслеживающие движение всего тела пользователя, наблюдающие за руками. Игры, для людей не чуждых высоких технологий, это лишь преддверие новых серьезных креативных проектов и технологий погружения в виртуальную и добавленную реальность. На практике используем разработки лидеров виртуальных технологий. Виртуальная реальность -VR 360°, новый способ проектной коммуникации без слов, передающий ощущения.

Видео-очки (пульт управления, наушники с микрофоном) с операционной системой Android, шлемы со смартфонами, позволяют просматривать панорамные 3D изображения иллюстрирующие здания, различные архитектурные объекты, накладывающиеся на реальный ландшафт. При этом, преодолевается языковый барьер, легко работать людям с нарушением слуха. Пока не начали продавать российские очки виртуальной реальности. Конструкция шлема - VR беспроводная, что легко позволяет пользователю быть вовлеченным в виртуальный мир (без компьютера). Мобильный телефон вставляется в специальную маску, скачивается приложение и - вот, у Вас уже готовый шлем для пребывания в виртуальном мире. Устройство имеет сенсорную панель, «кнопки назад» и регулирования громкости, учитывает близорукость / дальнозоркость, доступны функции приема, вызова и просмотра сообщений, чтобы каждый раз не снимать смартфон при входящем звонке или SMS, и пр. Надев шлем, пользователь сразу полностью погружается в виртуальную реальность, обеспечивающую обзор в 360° и видео с 3D эффектом, т.е. видит объект со всех сторон, под ногами и над головой. При этом, дисплей c виртуальностью остаётся перед глазами пользователя при повороте на все 360°.

Мозг человека осознаёт границы другого мира, отделяет их от реальности. В тоже время, с готовностью принимает на веру происходящее в цифровой реальности, где имеет место полная подмена настоящих границ осознаваемого комфорта реального мира на мониторах высокого и сверх высокого разрешения. Мыслительный анализ заданного и представленного с разной степенью точности, может ли сказаться на интерпретации виденного? Пользователь шлема имеет визуальные координаты внутри своего проектируемого, упорядоченного объекта, сам обозначает и меняет ракурс, своё положение в пространстве и во времени (кратковременное событие), подробно исследует все его закоулки с разных ракурсов в системе координат, взаимодействует с зоной комфорта несуществующего (реального) интерьера, окружающим миром (1,6). Благодаря экрану можно объёмно, полноценно взглянуть на красивый виртуальный мир высокохудожественного дизайна интерьера от Валерия Кашуба, увидеть «новыми» глазами и быстро погрузиться в него, почувствовать и ощутить, исследовать и оценить. Обычная ЗD визуализация интерьера не выдерживает сравнения с его иным, виртуальным аналогом-VR, ибо нахождение зрителя внутри произведения искусства, безусловно, придаёт всему происходящему особое измерение.

Очень высокая емкость информации VR показывает красоту и комфорт, безопасность интерьеров, отражает преемственность идей и закономерность их свершения, подталкивает пользователя и ненавязчиво учит рассуждать иначе, выделять и разбирать прежде всего те аспекты, которые иллюстрируют личные потребности и авторские идеи. Благодаря необыч-

ности и эмоциональности, высокому уровню эстетического и психо-эмоционального воздействия у человека остается индивидуальным его взгляд на изображение, отсутствует эффект отстранения и нейтральности высокохудожественного интерьера. Заказчики используют новые шансы, дополнительные позитивные возможности выбора нужного интерьера, удовлетворения своих потребностей, оперативно оценивают реальную работу дизайнеров. В удивительной виртуальной форме подачи интерьера, т.е. среды для реального жизнепребывания людей, в новой фактуре познавательно - оценочной деятельности, до конца неясно, насколько междисциплинарный инструмент анализа каждый раз объективен и предсказуем, насколько заметны полезные показатели и значимо проявление субъективизма? Дизайн интерьера - один из самых эмоциональных и психологичных видов искусства. Скажу прямо, адекватно ли отражение в виртуальной реальности явлений объективной действительности? В этом отношении, ценно увидеть новыми глазами в VR коллекции имеющихся интерьеров, например, представленных в портфолио нашего бюро, однако сие пока невозможно (1). Для этих целей впервые в мире нами создавалось новое портфолио VR 360°, новая система его публичной демонстрации не в интернете. Столь инновационное искусство дизайна интерьера будет отражать свое время, эпоху. Имея чувство времени (отличное от его экономии) мне хочется создавать не контуры, не грани явления, а интерьеры на период длиннее, чем жизнь человека. По биообратной связи, субъективным рассказам и откликам людей о виртуальной реальности, ищем общие черты, совпадения и различия в восприятии и оценке интерьеров, создаваемых бюро «KASHUBA DESIGN». У каждого человека своя физиология, психика, зрение, всё индивидуально.

Технологии погружения в виртуальную и добавленную реальность бытия имеют высокий потенциал для реализации различных творческих и коммерческих замыслов, хотя поиск ряда преимуществ технологии нами не завершен, процесс в динамике. Для дизайнеров интерьера важна новация - свободное перемещение человека в созданной 3D модели проектируемого интерьера помещения. Как создать возможность массовости таких визитов, как привыкнуть самим к системе и шлемам виртуальной реальности? Как приучить широкую публику, заказчиков, покупателей, интерактивно применять варианты отбора мебели, аксессуаров, натурального и искусственного камня и пр., для использования в интерьерах и экстерьерах, т.е. осознанно перемещаться в непривычной для восприятия виртуальной реальности среди предметного мира, меняющегося силуэта и функциональности проекта нового интерьера комнаты, квартиры, дома? Можно ли отнести виртуальную реальность дизайна авторского высокохудожественного интерьера к области современного визуального искусства? Очень высокая емкость информации в виртуальной реальности включает воображение и сознание, а может, достигает подсознания. Сфера подсознательного живет своей жизнью вне времени и пространств

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком

Пoхожие научные работыпо теме «Общественные науки в целом»