научная статья по теме ДНЕВНИК К.И. ЧУКОВСКОГО КАК ИСТОЧНИК ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ ПЕТРОГРАДА-ЛЕНИНГРАДА 1920-Х ГГ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ДНЕВНИК К.И. ЧУКОВСКОГО КАК ИСТОЧНИК ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ ПЕТРОГРАДА-ЛЕНИНГРАДА 1920-Х ГГ»

ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ

ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА ЕРОШКИНА

кандидат исторических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург) Тел.: 8 (911) 944-20-39; Е-mail: o.eroshkina@mail.ru

Объектом исследования является необычный исторический документ - дневник писателя К.И. Чуковского. Профессиональное знание советской истории 1920-х гг. позволило О.Н. Ерош-киной с помощью свидетельств Чуковского создать неофициальную историю интеллигенции Петрограда-Ленинграда 1920-х гг., выявить отношение ее представителей к советской действительности, мотивы их поступков.

Ключевые слова: К.И. Чуковский, интеллигенция Петрограда-Ленинграда, культура, цензура, конформизм.

ДНЕВНИК К.И. ЧУКОВСКОГО КАК ИСТОЧНИК ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ ПЕТРОГРАДА-ЛЕНИНГРАДА 1920-х гг.

Замечательный русский советский писатель К.И. Чуковский оставил после себя не только богатое литературное наследие, но и бесценное свидетельство своей эпохи - дневник, который вел с 1901 по 1969 г.

Дневник - необычный исторический источник. Он отражает субъективный взгляд конкретного человека на те или иные события и проблемы. Это позволяет видеть исторический процесс глазами его современника и участника, ощутить дух времени. А если автор записей обладает литературным даром и находится не в стороне, а на стремнине общественного развития, то его дневник приобретает особое значение для исследователя.

К.И. Чуковский прошел сложный жизненный путь и к 1920-м превратился в маститого литературоведа, писателя, публициста, переводчика, занимал видное место не только в своей профессиональной среде, но и в широких кругах интеллигенции, активно участвовал в общественной жизни страны. Это позволяло ему знать и чувствовать свое время, окружавших его людей. К тому же Чуковский не был простым хроникером. Он обладал прекрасными аналитическими способностями, неоднократно поднимал и пытался разрешить сложные общественные проблемы. Свои наблюдения, впечатления и размышления Чуковский регулярно и систематически заносил в дневник. Его записи поражают исследователя яркостью и меткостью характеристик, которые он давал привлекавшим его внимание событиям и людям. Благодаря этому отдельные строки его дневника могут дать исследователю советской эпохи и интеллигенции больше, чем множество сухих официальных документов.

Важным рубежом в исторической судьбе России стал 1917 г., кардинально изменивший жизнь страны и населявших ее народов. Чуковский разделил судьбу соотечественников. Он в полной мере испытал крушение всего привычного, понятного, намеченных планов и перспектив. Состояние неопределенности и потерянности долго не покидало Чуковского. Даже в 1923 г. он по-прежнему чувствовал себя неприкаянно: «Я - без гнезда, без друзей, без идей, без своих и чужих. Вначале мне эта позиция казалась победной и смелой, а сейчас она означает только круглое сиротство и тоску»1.

Ко всем общественным потрясениям добавились разруха, голод и нищета, порожденные годами революции и Гражданской войны. Их сполна пережила и семья Чуковского. Достаточно прочесть в дневнике Чуковского запись, сделанную 13 февраля 1921 г., чтобы ощутить масштабы бедствия: «Уже хлеб стал каким-то редким лакомством и Коле Мария Борисовна ежеминутно должна говорить: "Зачем ты взял до обеда кусок? Отложи"»2. Коля - это сын Чуковского. В семье Чуковских неустанно заботились о детях, независимо от их возраста, и экономия на питании детей говорит о том, что продовольственная ситуация в это время, прежде всего в городах, включая Петроград, была чрезвычайной.

При этом Чуковский не сидел «сложа руки». Он много работал в различных учреждениях. Но нужда в продуктах питания, дровах для обогрева жилья, не говоря уже об одежде, была велика. Это обстоятельство отвлекало писателя от творческих занятий и дел. «...в Петросовет попросить пилу для распилки дров, или в Дом ученых, не дают ли перчатки, или в Дом литераторов - нет ли капусты, или в Петрокомнетр, когда же будут давать паек, или на Мурманку - нельзя ли получить продукты без карточки и т.д.»3. Материальные проблемы испытывали многие знакомые Чуковского. «Неужели у него штанов нет? Нужно будет достать», - так отреагировал Горький на сообщение о бедственном положении писателя Всеволода Иванова4.

Эти и множество других подобных заметок Чуковского позволяют убедиться, что в трудной социально-экономической ситуации советская власть не бросила специалистов на произвол судьбы, не оттолкнула, не отмахнулась от их проблем. Через государственные, а также профсоюзные и общественные организации, создание которых было в большинстве случаев инициировано политическим руководством страны, деятели науки, культуры и искусства снабжались разнообразными продуктами, что позволяло пережить тяжелое время.

Дореволюционные специалисты не могли не оценить по достоинству заботу о себе советского государства. Убедиться в этом позволяет дневниковая запись Чуковского, посвященная открытию Дома искусств. Писатель участвовал в этом событии, которое состоялось в ноябре 1919 г., в разгар Гражданской войны. Чуковский не скрывал своего удивления от увиденного: «Огромная холодная квартира, в к-рой каким-то чудом натопили две комнаты - стол с дивными письменными принадлежностями, все - как по маслу: прислуга, в уборной графин и стакан. Все были так изумлены, когда им подали карамельки, стаканы горячего чаю и булочки»5. Дом искусств со временем превратился в очаг сосредоточения петроградской интеллигенции. Многие в нем не только проводили время, но нашли в полном смысле слова приют, в котором жили, кормились, укрывались в непогоду.

Однако советские организации не только материально обеспечивали старых специалистов, но и предоставляли им возможность своим трудом заработать средства на жизнь, вовлекая в активную деятельность по популяризации собственных достижений, а также творчества других российских и зарубежных мастеров культуры. Дореволюционная интеллигенция с готовностью откликалась на такие предложения.

Дневник Чуковского изобилует записями о его обширной лекторской деятельности. Писатель в своих выступлениях перед разнообразной аудиторией анализировал произведения Уитмена, Уэллса, Некрасова, Блока и других литературных классиков прошлого и современности. Многие знакомые и коллеги Чуковского также интенсивно занимались просвещением широких кругов слушателей.

Нередко случалось, что, имея огромный профессиональный опыт, старые специалисты сами проявляли инициативу, активно участвовали в разработке планов деятельности просветительских организаций, подсказывали правильные решения, предостерегали от ошибок. Один из множества подобных примеров неравнодушного отношения дореволюционной интеллигенции к жизни общества описал в своем дневнике Чуковский: «Оказывается, в Доме искусств нет денег. Изобретая средства для их изыскания, Дом искусств надумал устроить клуб: ввести домино, лото, биллиард и т.д. Вот до чего докатилась наша высокая и благородная затея. Я с несвойственной мне горячностью (не люблю лиризмов) говорил, что все это можно и нужно, но во имя чего? Не для того, чтобы 40 или 50 бездельников, трутней получали барыши и жили бы припеваючи, а для того, чтобы была какая-то культурная плодотворная деятельность, был журнал, были лекции, было живое искусство, была музыка и т.д.»6.

Таким образом, даже в голодные годы дореволюционные специалисты жили «не хлебом единым», с готовностью откликались на все интересные предложения сотрудничества с новым советским руководством, и не только ради заработка, а и для пользы дела. Подобным путем интеллигенция включалась в общественную жизнь страны, невольно соучаствовала в переустройстве России.

Тяжести разрухи, царившей в стране, явились хорошей проверкой нравственных качеств людей. Далеко не все ее выдержали. «У нас в Доме искусств на кухне около 15 человек прислуги - и ни одного вора, ни одной воровки! Это аристократия нашего простонародия. Если Россия в такие годы могла дать столько честных, милых, кротких людей - Россия не погибла. Но где найти 15 честных интеллигентных людей?» - заметил Чуковский в июне 1920 г.7

Безусловно, в приведенной записи Чуковский допустил утрирование ситуации. Тем не менее своим замечанием он обратил внимание на неприглядное поведение некоторых представителей старой интеллигенции при получении пайков, заказов на выгодную работу и т.п. В те годы Чуковский часто с негодованием фиксировал подобные случаи.Тем более поразительными для него были бескорыстные поступки отдельных знакомых. «Приходите ко мне сегодня, я вам дам бутылку молока - для вашей девочки», - предложила писателю Анна Ахматова, встретив его в Доме ученых8. Это происшествие повергло Чуковского в удивление: «Чтобы в феврале 1921 года один человек предложил другому - бутылку молока!»9

В процессе поисков источников существования, способов утоления нужды и голода Чуковский, как и многие представители интеллигенции, регулярно сталкивался с советской бюрократией, не раз наблюдал образ жизни чиновников от науки, литературы, искусства. В апреле 1921 г., отправляясь вместе с Блоком в Москву с программой литературных выступлений, Чуковский зашел к директору петроградского Дома ученых А.С. Родэ для получения продуктов в дорогу. «Гигант, весь состоящий из животов и подбородков. Сначала закричал: приходите во вторник, но потом, узнав, что я еду завтра, милостиво принял меня и даже удостоил разговора. Впрочем, это был не разговор, а гимн ... во славу одного человека - и этот человек - сам Родэ. Когда я уходил от него, он (не фигурально) похлопал меня по плечу... Квартира у него длинная, узкая. Есть лакей... В гостиной куличи и выпивка»10. Манера поведения чиновника призвана была показать, что он - хозяин положения. Его быт и достаток резко контрастировали с условиями жизни большинства знакомых Чуковскому интеллигентов.

Случаи, подобные описанному, были нередкими в жизни писателя. Они удручали, мешали творческой деятельности, принижали ее общественную значимость, выставляли аппаратного работника более важной фигурой, чем собственно создателя культур

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком