научная статья по теме ДОКТОР Ф.А.Т. БОМБАСТ ФОН ГОГЕНГЕЙМ, ПРОТОТИП «ФАУСТА» И.В. ГЁТЕ Науковедение

Текст научной статьи на тему «ДОКТОР Ф.А.Т. БОМБАСТ ФОН ГОГЕНГЕЙМ, ПРОТОТИП «ФАУСТА» И.В. ГЁТЕ»

Карташов В. С., доктор фармацевтических наук, профессор Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова

ДОКТОР Ф.А.Т. БОМБАСТ ФОН ГОГЕНГЕЙМ, ПРОТОТИП «ФАУСТА» И.В. ГЁТЕ

Одним из прототипов драматической поэмы «Фауст» И.В. Гёте послужил, по мнению известного психолога К.Г. Юнга, доктор Ф.А.Т. Бомбаст фон Гогенгейм, известный под именем Парацельс [1]. Гёте познакомился с учением Парацельса во время своей болезни в 1768 году. Врач, лечивший Гёте, дабы пробудить и укрепить веру в возможность существования чудодейственного лекарства, рекомендовал некоторые мистические и химико-алхимические книги всем своим пациентам. Гёте принялся штудировать Теофраста Пара-цельса, Базилия Валентина и других алхимиков, а также проводить алхимические опыты [2]. Это увлечение Гёте «герметизмом» сильно повлияло на его мировоззрение и нашло свое отражение в «Фаусте» [3].

Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм (Парацельс) [4], родился в 1493 году близ местечка Мария-Айнзидельн, недалеко от Цюриха. Отец Парацельса, Вильгельм Бом-баст из Гогенгейма, как и Фауста, был врачом и первым наставником, преподававшем ему основы хирургии, терапии и алхимии. Вместе с отцом они «Звали «лилиею» серебро, / «Львом» - золото, а смесь их - связью в браке. / Полученное на огне добро, / «Царицу», мыли в холодильном баке, / В нем осаждался радужный налет. / Людей лечили этой амальгамой». Согласно алхимической традиции Парацельс верил, что «Мозг мыслителя искусный / Мыслителя искусственно создаст», если «Из тысячи веществ составить смесь / И человеческое вещество / С необходимой долей трудолюбья / Прогреть умело в перегонном кубе». Он даже предлагал свой рецепт создания искусственного человека, Гомункула.

По достижении шестнадцати лет отец отправил сына на учебу в Феррарский университет, на медицинский факультет. Схоластическое преподавание, когда «Текст лекции по руководству. / Учитель, сохраняя сходство, / Весь курс читает по нему», иссушало мозг и вызывало бессильный протест в пытливом юноше. Ведь «Схоластика повадки / Напоминают ошалевший скот, / Который мечется кругом в припадке, / А под ногами сочный луг цветет». Медицина Галена, обновленная трудами арабов, преподавалась как церковные догмы. Особым авторитетом пользовался «Канон» Авиценны, который наравне с галеновскими произведениями заучивался и комментировался фраза за фразой, подобно священному писанию. По словам Парацельса «за Евангелие принималось то, что никак ему подобным быть не может».

Однако «трудить мозги напрасно» не стоило и приходилось «Все в мире изучив до звезд, / Все за борт выбросить позднее». Карьеру мог сделать тот, в кого «Невольно верят все, / Кто больше всех самонадеян», особенно тот, кто мог угождать дамам, ведь «Они - податливый товар». Нужно было очень серьезно, «не за страх», лечить «Их обмороки, ахи, охи, / Одышки и переполохи», а при случае проверить «Не слишком ли затянут туго / На страждущей ее корсет». Таким был «смысл медицины», «общая ее идея». Парацельс признавался, что «много раз думал о том, чтобы оставить это искусство». Но он сумел преодолеть отвращение и бесспорно обладал глубоким знанием трудов арабов и древних. Галена же он изучил столь досконально, что, по свидетельству одного из своих учеников, «мог наизусть цитировать необходимые места из его сочинений». В результате обучения в университете, подобно Фаусту, Парацельс «Богословьем овладел, / Над философией корпел, / Юриспруденцию долбил / И медицину изучил».

Окончив университет, доктор Теофраст фон Гогенгейм «Рванулся вон из пут / И мрака кабинета / В простор большого света», чтобы приобрести так необходимый ему жизненный опыт. Он начал свое многолетнее путешествие «в Гренаду, Лиссабон, через Испанию, через

Англию, через Пруссию, через Литву, через Польшу, Венгрию, Валахию, Хорватию, а также через другие страны». И во всех этих странах он «прилежно и старательно выспрашивал и исследовал верное и настоящее искусство врачевания не только у докторов, но также и цирюльников, банщиков, ученых врачей, знахарок, чернокнижников, как они ухаживают за больными, у алхимиков, в монастырях, у благородных и простых, у разумных и глупых».

Неудивительно поэтому, что в работах Парацельса очень много рецептов народной медицины, знахарских рецептов. Он писал: «Зубная боль пересаживается на вербу, орешник таким образом: содрав немного кору, вырезывают из дерева спичку, вкалывают ее в десну, пока не пойдет кровь, затем спичку вкалывают на старое место, опять закрывают корою и залепливают грязью». Вполне в духе Парацельса и рецепт от веснушек из «Фауста»: «Вы жабью слизь с лягушечьей икрой / Порядком вскипятите в полнолунье / И смажьте кожу майскою порой. / Веснушки пропадут у вас в июне».

Во время своих странствований Парацельс активно занимался врачебной практикой. Он был военным врачом в Нидерландах, числился военным врачом в датском войске короля Христиана II, принимал участие в качестве военного врача в походах, осадах и сражениях в Италии. Узнав, что в Штерцингене свирепствует чума, Парацельс поспешил в зараженный город и предложил свои знания и опыт. Он жертвовал собой «В дни черной язвы моровой», его «Не пугал ее очаг» и он «Входил к больным в барак / И выходил без вреда». Поэтому Па-рацельс, подобно Фаусту, пользовался невероятной популярностью в народе. По верному замечанию Вагнера «Еще немного, позовут ребят / И станут перед вами на колени, / Как пред святыней, чтимою в селенье».

Летом 1526 года Парацельса пригласили в Базель к Иоганну Фробену, знаменитому книгоиздателю, страдавшему подагрой. Казалось, что единственным спасением была ампутация ноги, но Парацельс в короткий срок вылечил больного. Благодаря Фробену он получил официальное предложение магистрата занять должность городского врача. О его успешной врачебной деятельности в Базеле можно судить по блестяще поставленному диагнозу Эразму Роттердамскому. Парацельс обратился к нему с письмом, заключавшим медицинские советы знаменитому автору книги «Похвала глупости». Он писал: «Область печени в лекарствах не нуждается, а также и другие две болезни послабляющих средств не требуют. Арканум есть главное средство против пороков печени и сие же от жировых осадков в моче наиважнейшее лечебное средство, испытанное и славное. Знаю, что в очистительных ты не нуждаешься». Эразм Роттердамский ответил кратким посланием: «В делах врачевания опытнейшему доктору Теофрасту-отшельнику от Эразма Роттердамского привет. Изумляюсь, откуда ты меня столь глубоко постиг, меня только один раз видав. В области печени уже давно я боли испытывал, но угадать не мог, каков зла сего источник. Жировые осадки уже несколько лет назад в моче замечал».

Вместе с должностью городского врача Парацельс получил место профессора в Базель-ском университете. Преподавание Парацельс вел на немецком языке, в отличие от бытовавшего в ту пору преподавания на латинском языке. Он старался, чтобы его труды были понятны как можно большему числу учеников и последователей. На родном языке Парацельс пытался выразить как можно точнее свои мысли, подобно Фаусту, который, переводя Евангелие, старался передать смысл, сущность переводимого: «Я по-немецки все Писанье / Хочу, не пожалев старанья, / Уединившись взаперти, / Как следует перевести».

Парацельс с точки зрения его интересов, направленности его мышления и его деятельности был естествоиспытателем. Он стремился «прильнуть к ключам бездонным» природы, познать ее. Однако, «У природы крепкие затворы. / То, что она желает скрыть в тени / Таинственного своего покрова, / Не выманить винтами шестерни, / Ни силами орудья никакого». Но Парацельс, подобно Фаусту, «рвется в бой и любит брать преграды» и верит, что «тайну бытия открыть» может помочь магия.

Чтобы противостоять чудовищу Фауст использует магическую формулу, которая должна заставить скрытого в чудовище элементарного духа появиться не в чужом, но в собственном обличье: «Саламандра жгись, / Ундина, вейся, / Сильф, рассейся, / Кобольд, трудись!». По учению Парацельса, четырьмя низшими духами, соответствующими четырем стихиям, были: Саламандра (огонь), Ундина (вода), Сильф (воздух), Кобольд (земля). В речи Мефистофеля Гёте описывал представление Парацельса о подземных сокровищах, которые можно добыть магическим путем: «В горах есть золото в избытке, / Под зданьями зарыты слитки. / Ты спросишь, кто откроет клад? / Пытливый дух с природой в лад». Или совет из той же области, как «Брюнетке» приворожить «дружка»: «Этим угольком / Испачкайте рукав его камзола, / Чтоб не заметил, как-нибудь тайком. / Его замучат совести уколы, / А вы, не запивая ни глотком, / Весь этот уголь съешьте всухомятку, / И в ту же ночь он к вам придет украдкой».

Парацельс скончался в 1541 году в Зальцбурге и похоронен на кладбище Святого Себастьяна. Обстоятельства его смерти до сих пор не ясны. По одной из версий Парацельс подвергся нападению бандитов, нанятых кем-то из его врагов. По другой версии Парацельс погиб от систематического отравления ртутью, с которой постоянно работал. На его памятнике из белого мрамора выбиты слова: «Здесь лежит Филипп Теофраст звания Доктор Медицины, что те многие язву, проказу, подагру, водянку и некоторые неизлечимые заразные болезни тела чудесным искусством излечил и распределением и отдачей своего имущества бедных почтил. В год 1541, в 24-й день сентября, сменил жизнь на смерть».

Литература

1. Юнг К.Г. Парацельс как духовное явление / Юнг К.Г. Собрание сочинений. Дух Меркурий. М., 1996. С. 80.

2. Гёте И.В. Из моей жизни. Поэзия и правда. М., 1969. С. 260-261.

3. Гёте И.В. Избранные произведения. Т. 1. Фауст. СПб, 1999. С. 16, 27, 39-41, 48, 50, 64, 71, 77, 79-80, 291-292, 317.

4. Гартман Ф. Жизнь Парацельса и сущность его учения. М., 1998. С. 24-32, 171-227; Майер П. Парацельс - врач и провидец. Размышления о Теофрасте фон Гогенгейме. М., 2003. С. 243-300.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком