научная статья по теме Доверие к церкви как фактор консолидации современного украинского общества Биология

Текст научной статьи на тему «Доверие к церкви как фактор консолидации современного украинского общества»

доверие к церкви как фактор консолидации современного украинского общества

Молодов О.Б.

Институт социально-экономического развития территорий РАН, г. Вологда, Россия

Одним из важных факторов социальной консолидации является доверие населения к государственным и общественным институтам. В статье проводится анализ уровня доверия населения Украины к церкви, как особой организации. Статья основана на материалах последних социологических опросов, проведенных на Украине, в России и Беларуси.

Ключевые слова: церковь, православная церковь, конфессия, меж-кон-фессиональные отношения, доверие, общество, верующие.

trust to the church as a factor of consolidation of modern ukrainian society

Molodov O.B.

Institute of Socio-Economic Development of Territories of RAS, Vologda,

Russia

Trust to the state and public institutes is one of the main factors of social consolidation. The article contains the analysis of level of trust of the Ukraine population to church, as special organization. It is based on the materials of the last sociological polls carried out in Ukraine, in Russia and Belarus.

Keywords: church, Orthodox church, religion, interfaith relations, trust, society, believers.

Одним из направлений современных теоретических и прикладных социологических исследований является оценка институционального доверия. Оно считается важнейшей составляющей формирования консолидационного потенциала социума, поскольку доверительные отношения в современном трансформирующемся обществе выступают основой социальной интеграции и стабильности. «Доверие» может рассматриваться как форма социальных отношений, характеризующая матрицу социальных интеракций (коммуникаций) на межличностном, межгрупповом и институциональном уровнях и создающая основу для накопления социального капитала и консолидации общества [7, с. 26].

Институциональное доверие позволяет эффективно осуществлять интеракции на институциональном уровне на основе единой ценностно-нормативной системы и формировать общество как некое стабильное целое [7, с. 17-18]. По существу, доверие к официально установленным правилам, нормам и предписаниям проецируется на доверие к тем организациям, которые эти правила реализуют [3, с. 58].

Мониторинг институционального доверия населения осуществляется во многих странах и в отдельных регионах. В частности, в Вологодской области в отношении органов власти и общественных структур он проводится ИСЭРТ РАН [5; 6; 8]. Исследования показывают, что в современном российском обществе наибольшим доверием в течение последних лет пользуются глава государства и Церковь (см. табл. 1). Подобная ситуация характерна и для Беларуси [2; 11], где сохраняется стабильность исполнительной власти (табл. 2).

Таблица 1.

Доверяете ли вы...? (% от числа опрошенных) [4]*

Абсолютно Скорее да Всего

Церкви 24 42 66

Армии 14 47 61

Президенту страны 16 47 63

Российской академии наук 15 52 67

* Опрос проведен Исследовательским холдингом «Ромир» при поддержке Центра ситуационных исследований ИСПИ РАН в июле 2013 г. Опрошена 1000 жителей городов

Таблица 2.

скажите, пожалуйста, в какой мере вы доверяете перечисленным ниже организациям и структурам? (% от числа опрошенных) [2]*

Полностью Отчасти Всего

Церкви 35 40 75

Армии 32 42 74

Правительству страны 19 37 56

Милиции 16 48 64

* Опрос проведен ООО «Зеркало-Инфо» в апреле 2011 г. во всех областях

Беларуси. Опрошено 1700 человек.

Кроме того, в обеих странах особая роль православия закреплена в законодательстве о свободе совести, а в практике внекультовой деятельности имеются определенные преференции для религиозных организации Русской православной церкви (РПЦ) и Белорусской православной церкви (БПЦ).

Политическая и конфессиональная ситуация в Украине имеет специфические черты. Во-первых, значительной конкурентностью отличается борьба за власть, обеспечивающая регулярную сменяемость главы государства и его «команды». Во-вторых, там исторически сложилось особое соотношение христианских религиозных объединений. По данным Министерства культуры Украины, кроме Украинской православной церкви Московского патриархата, охватывающей 12900 общин верующих (далее - УПЦ(МП)), существует ряд влиятельных и массовых церковных организаций, среди которых:

- Украинская православная церковь Константинопольского патриархата (УПЦ-КП) - неканоническая православная церковь, возникшая в результате «раскола» в 1992 г. и находящаяся под юрисдикцией Константинопольского патриархата - 4700 общин;

- Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ) - униатская церковь - крупнейшая поместная католическая церковь восточного (византийского) обряда, имеющая статус архиепископата - 3900 общин;

- Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ), также канонически непризнанная - 1200 общин;

- Римско-католическая церковь (РКЦ) - 1100 общин.

Между церквами существуют сложные взаимоотношения, обусловленные спорами об имуществе, а также противоречиями богословского и обрядового характера.

По данным опроса 2013 г., идентифицируют себя с православием 70,6% жителей Украины, с греко-католичеством - 5,7%, католичеством -1,3%. Кроме того, 8,6% населения определяют себя как «просто христиане». Среди православного населения 19,6% отнесли себя к УПЦ (МП), 18,3% к УПЦ-КП, 0,8% к УАПЦ, а 28,8% - к «просто православным» [10, с. 27].

Таблица 3

Доверяете ли вы церкви? (в % от числа опрошенных) [10, с. 42]*

Варианты ответа

Доверяю Не доверяю Затрудняюсь ответить

Конфессионально-церковная принадлежность

УПЦ (МП) 76,2 16,4 7,4

УПЦ-КП 73,7 20,8 5,5

Иные православные 65,4 23,7 11

УГКЦ 86 5,2 8,8

Просто христиане 38,9 46,5 14,5

Иные конфессии 71,2 19,7 9,1

Не относящие себя ни к одной религии 27,6 55,1 17,3

По регионам

Запад 82,9 10 7,2

Центр 65,6 24,4 10

Юг 64,3 23,2 12,5

Восток 50,1 39 10,9

Итого от числа опрошенных 63,8 26,2 10

* Опросы проводились социологической службой Центра Разумкова с 28 февраля по 6 марта 2013 г. Опрошено 2010 респондентов старше 18 лет во всех регионах Украины

Высокое доверие церковным институтам демонстрирует большинство жителей Украины: в 2013 г. - 64% (табл. 3). Наиболее высокий уровень показывают жители Запада (83%), где наряду с представителями православия проживает большая часть греко-католиков, к которым причислили себя 27% опрошенных из семи западных областей страны [10, с. 27]. Именно представители УГКЦ отметили высший уровень доверия церкви - 86% при минимальном отказе ей в доверии (5%). Примерно одинаковые результаты опроса наблюдаются у православных,

независимо от юрисдикции которой они принадлежат: УПЦ (МП) -76% и УПЦ-КП - 74%. Несколько ниже уровень доверия церкви у «неопределившихся» православных - 65%.

В современной литературе указываются различные причины высокого доверия религиозным институтам в посттоталитарных странах, где государственные органы часто неэффективны, а сегменты гражданского общества недостаточно развиты. Для Украины характерным является религиозный плюрализм и меньшая интеграция церквей в государство, что поднимает уровень доверия к ним среди граждан, отмечающих, что церковь является «наиболее приличной и наименее коррумпированной организацией» [9]. Имеются и критические замечания, указывающие на углубление раскола церквей, и, соответственно, усиление дифференциации населения [1].

На первый взгляд может показаться, что у церкви имеется значительный консолидационный потенциал - наивысший среди всех институтов в Украине. Однако, учитывая религиозную ситуацию в стране, важно отметить, что более корректно вопрос о доверии церкви звучит в России или в Беларуси, где подавляющее большинство респондентов отождествляют «церковь» соответственно с РПЦ или БПЦ. В результате получаются вполне достоверные данные по этому вопросу. Напротив, в разрезе своей конфессионально-церковной принадлежности жители Украины в основном отвечали на вопрос о доверии «своей» церкви, то есть одной из перечисленных выше конфессий православия или гре-ко-католичества (табл. 3). Совсем неясно, какой из церквей доверяют граждане, относящие себя к «иным православным», «просто христианам», атеистам и представителями «иных конфессий»? Итогом постановки неточных вопросов становятся не вполне адекватные реальной ситуации результаты исследования, имеющие слабую практическую значимость для анализа и эффективного регулирования межконфессиональных отношений.

Список литературы

1. Антошевский Т. Кому на самом деле нужен праздник 1025-летия Крещения Руси [Электронный ресурс] // Фокус.иА. URL: http://focus.ua/ opinion/277577/

2. Белорусы доверяют церкви, но не верят традиционным профсоюзам [Электронный ресурс] // Новостной портал «UDF.BY». URL: http://

udf.by/news/society/42318-belorusy-doveryayut-cerkvi-no-ne-veryat-tradicionnym-profsoyuzam.html

3. Вахтина М.А. Доверие к государству как фактор повышения его эффективности // Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2011. Т. 3. № 3. С. 57-65.

4. «За науку, веру, царя и армию» // Ведомости. 4.09.2013. № 161 (3423). URL: http://www.vedomosti.ru/politics/news/15924481/za-nauku-veru-carya-i-armiyu

5. Кожина Т.П. Институциональное доверие: региональный аспект // Проблемы развития территории. 2013. № 3(65). С. 100-115.

6. Кожина Т.П. Отношение населения Вологодской области к деятельности властных структур // Проблемы развития территории. 2012. № 1 (57). С. 128-135.

7. Кривопусков В.В. Доверие в консолидации российского общества: социологическая концептуализация и институциональная оптимизация: Автореф. дис. д-ра соц. наук. Ростов-на-Дону, 2013. 51 с.

8. Молодов О.Б. Доверие как фактор консолидации общества (на примере Вологодской области) [Электронный ресурс] // Вопросы территориального развития. Электронный журнал. 2013. № 5. URL: http://vtr.isert-ran. ru/file.php?module=Articles&action=view&file=article&aid=2989

9. Почему большинство украинцев доверяет церкви и СМИ, а не институтам власти: мнения (26.08.2013) [Электронный ресурс] // Информационное агентство «Rex». URL: www.iarex.ru/interviews/40394.html

10. Рел

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком